yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Человек не отсюда. О гениальном фестивале Владимира Юровского. Разговор первый.

«Где та заветная черта, ее и не уловишь глазом… Как безо всякого труда заходит ум за разум?».

Вы скажете: так не бывает, так не совпадает. А вот ведь было и совпало!  

«Лей, ливень, лей! Вой, ветер, вой!» (при чем здесь цитата из «Фантазий Свифта», поймете чуть погодя). 28 июня Москву накрыл Библейский потоп. И тем же вечером Владимир Юровский открыл в Зале Чайковского актуальный цикл фестиваля «Истории с оркестром» (первый концерт цикла накануне отдавал долги за фестиваль-2020, сорванный известными обстоятельствами). 

Два этих мощнейших явления находились, несомненно, в неразрывной взаимосвязи. Ибо авторы выступили в унисон и на одну тему.

1.07.2021. Концертный зал имени Чайковского. Геннадий Гладков. Симфоническая фантазия на темы музыки к мультфильму «Синяя птица». «Царство мертвых» - эпизод из балета-поэмы «Возвращение Одиссея». Сцена из лирико-комической оперы «Старший сын». «Фантазии Свифта» - музыкально-драматическое действо.

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. Дирижер Владимир Юровский. Академический большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Детская музыкально-хоровая школа «Пионерия».

В предыдущий раз Юровский выкрикивал в зал стихи с дирижерского пульта летом 2019-го. Обличая и предупреждая с таким пылом, что сбивалось дыхание. И то была «Речь Председателя чумы» из «Маленьких трагедий». И было то за полгода с небольшим ДО.

А 1 июля 2021-го, развернувшись к залу в начале исполнения «Фантазий Свифта», Владимир Михайлович просто спросил, недоуменно и почти невзначай: «Где та заветная черта, ее и не уловишь глазом… Как безо всякого труда заходит ум за разум?».

Право же слово, он, Владимир Юровский, человек не отсюда. И уж точно родом не из нынешнего так называемого искусства, чахлого-выморочного и играющего с самим собой в подкидного дурака.

Ибо Юровский ставит перед людьми зеркало и наводит ракурс так, чтобы все гримасы, изломы и тени сфокусировались. И потому его музыка – сугубо для тех, кто покуда жив.

Волею Юровского музыка про сейчас, про нас сегодняшних,  уже не ждет своего автора. Гимн сумасшедшего дома, наполнения 2020-2021 гг., написан-то был, как выяснилось, аж четыре десятка лет назад – и любой желающий из числа забывших нынче, кто они такие есть и как их зовут, и спрятавших лица, и бытующих в поминутном страхе, может послушать и легко втянуться. 

Эта музыка Геннадия Гладкова, и правда, завораживает и затягивает. А под тему «Похороны (Шествие масок)» даже хочется маршировать.

Здесь есть несомненное шизофреническое обаяние. Здесь посвисты деревянных духовых звучат так, словно на дыхательный ресурс исполнителей наложены жесткие ограничения.  И здесь, конечно же, слышится уютное тотальное единение; что называется – если вы такие умные, что ж вы строем не ходите? Словом, музыка эта – зовуще-призывная даже.

«Брызнет сердце то ли кровью, то ли тертою морковью – ах, поверьте, все равно!» - это из стихов Юлия Кима, сопряженных в «Свифте» с музыкой Гладкова.

«Вот опять линяет краска, и опять спадает маска, а под ней еще одна, а под ней еще одна, а потом еще, еще…».

Для пущего успеха агитации и пропаганды «Фантазии Свифта» стоило бы регулярно запускать нынче по ЦТ, и хорошо бы несколько раз на дню. Опустив, разумеется, тему рождения Гулливера, вырастающую в финале из всеобщего умопомешательства.

Да, аллюзии на текущий момент из позднесоветских изобретательных находок в искусстве все в большем ходу. Заметим однако: путы образца времен застоя, накладываемые на условного Гулливера, ныне кажутся паутинками рядом с нынешними-то режущими кожу веревками. Да еще стянутыми в морской узел.

Признаться, мне не хватило выдержки последовательно пройти весь путь, проложенный Владимиром Юровским в фестивале катастрофы (назвать его иначе означало бы умалить тщательный авторский замысел и доскональное его воплощение).

Поэтому начал  вот так - с финального концерта. А предшествовала развязке, можно сказать, предыстория катастрофы. Прощупывание уязвимых точек  общечеловеческого организма (и об этом разговор впереди). Но публицистически злободневный выстрел в заключительном концерте потребовал внимания неотложного.

Изумительно запрограммировав музыку Гладкова, Юровский включил в концерт 1 июля, выходит дело, финальный виток постигшей мир катастрофы.

Музыку к «Синей птице» Гладков написал полвека назад. И она -  катастрофична уже. Вся гадость мира уже обрастала жиром. И пронзительно светлая история о мальчике, которому пригрезилась птица счастья, балансирует на тончайшей музыкальной нити – тогда как все вокруг гремит и бесится. Вроде как берет под свою защиту маленького мечтателя  высшая сила – властно вступает орган и ведет его по ступенькам за счастьем. Но нет, падение… И финальный хор не более чем призрачно корректирует жанр сочинения – трагедия-мечта…

Но дальше Юровский сгустил еще. «Царство мертвых». Названия частей исчерпывающе емки: «Жертвоприношение», «Тени погибших воинов», «Мертвецы окружают жертвенник», «Мертвецы бросаются на жертвенную кровь». 

В «Одиссее» музыка Гладкова словно двигается по одной колее, не сворачивая  (по аналогии вспомнился Равель). Нагнетает ужас, и ужас окольцевывает и сдавливает…

На доставшемся витке истории мы вот так же угодили в мертвую зону.

А мостик между мертвыми и умалишенными Юровский неожиданно соорудил из лирики «Старшего сына», тоже, заметим,  позднесоветского духовного материала. Когда в круговерти бесчувственного и бездумного жизнепровождения персонаж вдруг испытывает оторопь при столкновении с настоящим человеческим…

Только этот номер программы Владимир Юровский оставил с открытым финалом.

К густому мраку «Одиссея» и «Свифта», как и в «Синей птице», в финале был прикреплен ковчег надежды. По первому ощущению,  - противоречащий мере сгущения, а то и приделанный этак искусственно.

Что это было? А вот что, как мне подумалось. 

Владимир Юровский обратился к КАЖДОМУ лично из слушавших: когда происходящее вокруг больше не оставляет ни капли надежды, только лично вы способны что-то изменить. В себе и рядом с собой.

А там уж – как знать.

И, во всяком случае, с концерта 1 июля я точно выходил более сильным, чем на него пришел.

Без иллюзий. Но с толком.

Запись концерта здесь https://meloman.ru/concert/dirizhiruet-i-rasskazyvaetbrvladimir-yurovskij-16020623296879153/

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.