-
yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art
Человек не отсюда. О гениальном фестивале Владимира Юровского. Разговор первый.
«Где та заветная черта, ее и не уловишь глазом… Как безо всякого труда заходит ум за разум?».
Вы скажете: так не бывает, так не совпадает. А вот ведь было и совпало!
«Лей, ливень, лей! Вой, ветер, вой!» (при чем здесь цитата из «Фантазий Свифта», поймете чуть погодя). 28 июня Москву накрыл Библейский потоп. И тем же вечером Владимир Юровский открыл в Зале Чайковского актуальный цикл фестиваля «Истории с оркестром» (первый концерт цикла накануне отдавал долги за фестиваль-2020, сорванный известными обстоятельствами).
Два этих мощнейших явления находились, несомненно, в неразрывной взаимосвязи. Ибо авторы выступили в унисон и на одну тему.
1.07.2021. Концертный зал имени Чайковского. Геннадий Гладков. Симфоническая фантазия на темы музыки к мультфильму «Синяя птица». «Царство мертвых» - эпизод из балета-поэмы «Возвращение Одиссея». Сцена из лирико-комической оперы «Старший сын». «Фантазии Свифта» - музыкально-драматическое действо.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. Дирижер Владимир Юровский. Академический большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Детская музыкально-хоровая школа «Пионерия».
В предыдущий раз Юровский выкрикивал в зал стихи с дирижерского пульта летом 2019-го. Обличая и предупреждая с таким пылом, что сбивалось дыхание. И то была «Речь Председателя чумы» из «Маленьких трагедий». И было то за полгода с небольшим ДО.
А 1 июля 2021-го, развернувшись к залу в начале исполнения «Фантазий Свифта», Владимир Михайлович просто спросил, недоуменно и почти невзначай: «Где та заветная черта, ее и не уловишь глазом… Как безо всякого труда заходит ум за разум?».
Право же слово, он, Владимир Юровский, человек не отсюда. И уж точно родом не из нынешнего так называемого искусства, чахлого-выморочного и играющего с самим собой в подкидного дурака.
Ибо Юровский ставит перед людьми зеркало и наводит ракурс так, чтобы все гримасы, изломы и тени сфокусировались. И потому его музыка – сугубо для тех, кто покуда жив.
Волею Юровского музыка про сейчас, про нас сегодняшних, уже не ждет своего автора. Гимн сумасшедшего дома, наполнения 2020-2021 гг., написан-то был, как выяснилось, аж четыре десятка лет назад – и любой желающий из числа забывших нынче, кто они такие есть и как их зовут, и спрятавших лица, и бытующих в поминутном страхе, может послушать и легко втянуться.
Эта музыка Геннадия Гладкова, и правда, завораживает и затягивает. А под тему «Похороны (Шествие масок)» даже хочется маршировать.
Здесь есть несомненное шизофреническое обаяние. Здесь посвисты деревянных духовых звучат так, словно на дыхательный ресурс исполнителей наложены жесткие ограничения. И здесь, конечно же, слышится уютное тотальное единение; что называется – если вы такие умные, что ж вы строем не ходите? Словом, музыка эта – зовуще-призывная даже.
«Брызнет сердце то ли кровью, то ли тертою морковью – ах, поверьте, все равно!» - это из стихов Юлия Кима, сопряженных в «Свифте» с музыкой Гладкова.
«Вот опять линяет краска, и опять спадает маска, а под ней еще одна, а под ней еще одна, а потом еще, еще…».
Для пущего успеха агитации и пропаганды «Фантазии Свифта» стоило бы регулярно запускать нынче по ЦТ, и хорошо бы несколько раз на дню. Опустив, разумеется, тему рождения Гулливера, вырастающую в финале из всеобщего умопомешательства.
Да, аллюзии на текущий момент из позднесоветских изобретательных находок в искусстве все в большем ходу. Заметим однако: путы образца времен застоя, накладываемые на условного Гулливера, ныне кажутся паутинками рядом с нынешними-то режущими кожу веревками. Да еще стянутыми в морской узел.
Признаться, мне не хватило выдержки последовательно пройти весь путь, проложенный Владимиром Юровским в фестивале катастрофы (назвать его иначе означало бы умалить тщательный авторский замысел и доскональное его воплощение).
Поэтому начал вот так - с финального концерта. А предшествовала развязке, можно сказать, предыстория катастрофы. Прощупывание уязвимых точек общечеловеческого организма (и об этом разговор впереди). Но публицистически злободневный выстрел в заключительном концерте потребовал внимания неотложного.
Изумительно запрограммировав музыку Гладкова, Юровский включил в концерт 1 июля, выходит дело, финальный виток постигшей мир катастрофы.
Музыку к «Синей птице» Гладков написал полвека назад. И она - катастрофична уже. Вся гадость мира уже обрастала жиром. И пронзительно светлая история о мальчике, которому пригрезилась птица счастья, балансирует на тончайшей музыкальной нити – тогда как все вокруг гремит и бесится. Вроде как берет под свою защиту маленького мечтателя высшая сила – властно вступает орган и ведет его по ступенькам за счастьем. Но нет, падение… И финальный хор не более чем призрачно корректирует жанр сочинения – трагедия-мечта…
Но дальше Юровский сгустил еще. «Царство мертвых». Названия частей исчерпывающе емки: «Жертвоприношение», «Тени погибших воинов», «Мертвецы окружают жертвенник», «Мертвецы бросаются на жертвенную кровь».
В «Одиссее» музыка Гладкова словно двигается по одной колее, не сворачивая (по аналогии вспомнился Равель). Нагнетает ужас, и ужас окольцевывает и сдавливает…
На доставшемся витке истории мы вот так же угодили в мертвую зону.
А мостик между мертвыми и умалишенными Юровский неожиданно соорудил из лирики «Старшего сына», тоже, заметим, позднесоветского духовного материала. Когда в круговерти бесчувственного и бездумного жизнепровождения персонаж вдруг испытывает оторопь при столкновении с настоящим человеческим…
Только этот номер программы Владимир Юровский оставил с открытым финалом.
К густому мраку «Одиссея» и «Свифта», как и в «Синей птице», в финале был прикреплен ковчег надежды. По первому ощущению, - противоречащий мере сгущения, а то и приделанный этак искусственно.
Что это было? А вот что, как мне подумалось.
Владимир Юровский обратился к КАЖДОМУ лично из слушавших: когда происходящее вокруг больше не оставляет ни капли надежды, только лично вы способны что-то изменить. В себе и рядом с собой.
А там уж – как знать.
И, во всяком случае, с концерта 1 июля я точно выходил более сильным, чем на него пришел.
Без иллюзий. Но с толком.
Запись концерта здесь https://meloman.ru/concert/dirizhiruet-i-rasskazyvaetbrvladimir-yurovskij-16020623296879153/
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 460
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo