Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Category:

Антикварная мебель.

Антикварная мебель в стиле маркетри



  




Italian 1860, Mahogany, Stainwood and Tulipwood Marquetry.





Маркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины.Искусство маркетри (инкрустация по дереву) стало известным еще много веков тому назад.


  


Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева. Однако даже спустя столетия оно не утратило своей актуальности, даря миру удивительные по своей красоте изделия, способные украсить даже царские покои.



Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. 



В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия.



Маркетри иногда называют искусством деревянной мозаики, но в этой технике, помимо древесины, могут использоваться для отделки небольших участков поверхности и другие материалы: слоновая кость; моржовый клык; панцири черепах; перламутр; оловянные и латунные вставки; солома.




Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.Старинные вещи маркетри были очень трудоемкими, это была мебель для королей. Не то, что сейчас- когда по рисунку вырезает лазер

  

Но и стоят они очень дорого....В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации.Маркетри – это упрощенная техника интарсии. Можно, например, ту же столешницу покрыть поверху целиком мозаикой из кусочков шпона. А можно в ней сделать углубление и в нем уже уложить свой орнамент.




После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. 




Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI века станка для производства пиленого шпона.


Marquetry_cutters_donkey


С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку.Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию. 



В XVIII веке техника маркетри дошла до России. Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II.

 

В 1805 году во Франции изобрели механические пилы, что позволяло делать шпон более тонким и сократить потери на пиление, которые до этого составляли почти половину ценного дерева. С этого момента производство мебели маркетри намного упростилось и подешевело.



История никогда не благоволила мастерам прикладного искусства. В лучшем случае, до нас доходят их имена и отдельные вехи биографии, и Андре-Шарль Буль, являясь одним из самых знаменитых мебельщиков Франции, не исключение. Но в отличие от других мастеров, само его имя стало нарицательным, а «мебель в стиле Буль» продается в самых фешенебельных магазинах мира.







 




Pierre Golle, 1680-1690

 


Pierre Golle, 1660



Pierre Golle, 1660-1665,



A rare and exquisite bureau Mazarin knee-hole desk attributed to Pierre Golle


Имена самых известных маркетристов были хорошо знакомы их современникам. Судьбы этих художников сложились по-разному, но каждый из них внес огромный вклад в развитие древней техники декорирования и заслуживает отдельного упоминания:



Андре-Шарль Буль — самый знаменитый мастер деревянной инкрустации всех времен. Его именем назван пышный и нарядный стиль маркетри, а дело художника продолжили четверо сыновей и многочисленные ученики. Король Франции выделил гению помещение под мастерскую в Лувре и оказывал покровительство до самой смерти. Жан




















Франсуа Эбен(Jean-François Oeben) — французский маркетрист немецкого происхождения, ученик Шарля-Жозефа Буля и дед известного живописца Эжена Делакруа (Eugène Delacroix). Эбен приобрел огромную популярность у заказчиков благодаря уникальному таланту создания хитроумных механизмов при изготовлении изысканной мебели.







Жан-Анри Ризенер (Jean-Henri Riesener) — тоже немец по происхождению, проживший большую часть жизни во Франции. Ризенер был придворным мебельщиком короля Людовика XVI вплоть до Французской революции, творил в стилях рококо и неоклассицизма. Давид Рёнтген (David Roentgen) — немецкий художник, работы которого с удовольствием покупали монархи Германии, России и Франции. Рёнтген был непревзойденным мастером утонченного рисунка в стиле рококо и работал с самыми дорогими породами дерева.

  












MEKEREN, Jan van..Cabinet

Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. 



Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели.
Огромную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик 
Андре Шарль Буль-ТУТ




Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево , амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д. 


Их называли "ébénistes".Наиболее распространенными сюжетами декора были различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, пейзажи, жанровые сценки,библейские мотивы.Для придания работам большей живописности, мастера использовали такие приемы, как поджигание, подкрашивание, гравировка, протравливание.




Jean-François Hache (10 Janvier 1730 - 19 Août 1796). Précieux petit secrétaire. Epoque Transition Louis XV-Louis XVI

 







Secretaire
Attributed to Jean-Henri Riesener (1734 - 1806).France.1780 - 1784




French Late 19th Century Louis XVI Style Mahogany, 






A Very Fine French Mid 19th Century Louis XV Style Gilt-Bronze Mounted and Tulipwood Marquetry Bombe' Two-Drawer Commode with Marble Top, By Bourdet, Paris,



Writing or Toilette Table (in open position); c. 1754, by Jean-Francios Oeben, The J. Paul Getty Museum 
 

Jean-François Oeben, Mechanical Table, 1761–63

 


An Italian 19th Century Mahogany, Stainwood and Tulipwood Floral Marquetry Figural Gilt-Bronze Mounted Center Table. Circa: Florence, 1860





 


A Very Fine French 19th Century Louis XV Style Gilt-Bronze Mounted Tulipwood, Kingwood and Fruitwood Floral Marquetry Center Table with Drawer By Ébéniste Louis Gradé, Gradé et Pelcot, Paris. The lock signed: L. GRADÉ - Paris ~ R. Castex 9 Circa: 1870.













   

Барокко—самый кардинальный из противоположных минимализму стилей. Такое масло масляное. Когда и маркетри, и бронзовые накладки, и позоло та, и мрамор, и скульптура. Массивность шкафа потрясает. Многодельность работы восхищает. Но что притягивает взор больше всего—это мускулистость атлантов и экспрессивность их поз. Как будто вот–вот надорвутся. Вторая половина XVII века, Франция.




Характерная особенность стиля: маркетри настолько богато украшает поверхность мебели, что становится похожим на роспись. Мотивы самые разнообразные: от растительно–цветочных до военных, греко–римских. Ножки шкафа массивные, четырёхугольные, видимо, показались мастеру недостаточно изящными, поэтому он подставил спереди пару куртуазных ножек из золочёной бронзы.



http://ornament-i-stil.livejournal.com/15739.html/

http://www.paoli.ru/svedeniya/inf/id20/https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/marketri/

Tags: декоративно-прикладное искусство, история
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments