Аромат музыки и музыка ароматов

В Париже, в 1936 году, в баре отеля "George V", мимо знаменитого британского композитора Гарри Ревела (1905-1958) прошла привлекательная француженка. Тонкий шлейф её духов поразил композитора, нарисовав в уме созвучную аромату мелодию. Композитор, игнорируя приличия, бросился вслед за мадам, чтобы узнать название парфюма. Это были знаменитые духи Corday Toujours Moi.

Испытав подобное ольфакторное потрясение (разновидность парфюмерного исступления, которое может сопровождаться видениями, ассоциативным бредом), композитор предположил, что если один аромат мгновенно вдохновил его на создание мелодии, то должны быть и другие парфюмы, которые могли бы сделать то же самое.
Гарри Ревел отправился в офис Corday и поделился своей идеей. Менеджеры парфюмерного дома были столь польщены вниманием талантливого композитора, что пригласили его на юг Франции в регион Грасс, где и сейчас производится сырье для парфюмерной промышленности.
Гарри Ревел провел какое-то время в Грассе, а затем, вернувшись в Париж, потратил много часов на отбор духов и создал свой первый проект серии музыкальных эскизов, которые назвал "Perfume Set tô Music" ("Музыкальный парфюмерный набор" или "Парфюмы, воплощённые в музыке").

Конверт пластинки с музыкой ароматов

Для своих произведений Ревел использовал впечатления от ароматов Corday Toujours Moi, Corday Tzigane, Corday Possession, Corday L Ardente Nuit, Corday Jet, Corday Famé.
Виниловая пластинка с шестью мелодиями увидела свет в 1948 году. В качестве солирующего инструмента композитор выбрал электронный инструмент терменвокс.
Perfume Set tô Music
Исполняют Лесли Бакстер и Сэмюэл Хоффман (терменвокс) с хором и оркестром
Toujours Moi (Всегда Я)
Tzigane (Цыганский)
Possession (Обладание)
L'ardente Nuit (Огненная ночь)
Jet (Бросок)
Famé (Слава)

Терменвокс - один из первых электронных музыкальных инструментов, который по счастливой случайности изобрел наш соотечественник Лев Сергеевич Термен (1896-1993) в 1920 году.
Лев Термен в те годы трудился в Петрограде, в физико-техническом институте. Занимался разработкой способов измерения диэлектрической постоянной газов при различных температурах и давлениях. Тогда же, пытаясь увеличить чувствительность своей измерительной аппаратуры, Термен случайно обнаружил, что, когда разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон - наблюдатель может слышать необычные звуки.
Инструмент оказался очень чувствительным и реагировал на малейшие колебания магнитного поля. Вдохновленный своим открытием, Термен сконструировал небольшой музыкальный инструмент и назвал его "Этерон" (ether — "эфир"). Но сообщество ученых, которым Термен представил свой инструмент, окрестило его в честь изобретателя - "терменвокс" (vox – "голос" на латыни).
Лев Термен исполняет композицию "Не брани меня, родная" на своём инструменте
Аромат музыки и музыка ароматов