Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Дворец великого князя Владимира Александровича.

Дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге.



В эпоху модерна строительство дворцов прекратилось, представители аристократии и царской семьи строили для себя изящные, но сравнительно скромные особняки.


На Дворцовой набережной стоит несколько великокняжеских резиденций. Один из самых великолепных дворцов Санкт-Петербурга — дворец великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Здание построено в модном тогда стиле эклектики, а верно выдержанный архитектурный декор придает зданию величие и монументальность.
 



 Фасад дворца великого князя Владимира Александровича выполнен в духе венецианского палаццо.


На нём размещены: гербы царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского.


Великий князь Владимир Александрович (10 (22) апреля 1847, Санкт-Петербург — 4 (17) февраля 1909, Санкт-Петербург) — третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; член Государственного совета (1872), сенатор (1868); генерал-адъютант (1872), генерал от инфантерии (1880), младший брат Александра III.


Вид со двора.


Главный вход.

В конце XVIII века здесь обитал обер-шталмейстер, генерал-адьютант и любимый брадобрей Павла I И. П. Кутайсов При Петре I этот участок на берегу Невы принадлежал контр-адмиралу гребного флота графу И. Ф. Боцису. В 1720 годах здесь находился дом сенатора И. А. Мусина-Пушкина.



На картине Бенуа.


В 1763 году потомки Мусина-Пушкина продали участок на Дворцовой набережной фавориту Екатерины II А. Г. Орлову. Через два года его приобрёл купец Д. И. Папанхополо, который в 1778 году продал участок вице-канцлеру И. А. Остерману. После него участком владел генерал-фельдмаршал князь Н. В. Репнин.



В начале XIX века владельцем участка с особняком был генерал-интендант Д. П. Волконский, при котором находящееся здесь здание стало настоящим дворцом. За злоупотребления подчинённых при снабжении армии генерал был отстранён от службы. В 1807 году Александр I потребовал уступить дворец со всей обстановкой французскому послу Арману-Огюсту-Луи де Коленкуру для размещения посольства. Волконский продал его за 360 000 рублей. Французский посол был очень доволен своей новой резиденцией.


Театр.


Он писал:
"... император отдал французскому посольству самый красивый дом в Петербурге: это целый город, и бесспорно самый красивый дом после дворца великого князя. Часть его великолепно меблирована.




Перед войной 1812 года к французскому посольству были "неравнодушны" офицеры-кавалергарды. Они заключали пари на то, кто первый разобъёт бюст Наполеона, находящийся около окна посольского кабинета в первом этаже. Для этого они проносились на конях по набережной и кидали в окно камни. Большой доблестью среди офицеров также считалось игнорирование обязательных балов у французского посла и последующее пребывание на гауптвахте.



Французское посольство располагалось в особняке на Дворцовой набережной до 1839 года. После него участком владела Гофинтендантская контора. Особняк был отремонтирован. В нём разместили Запасной дворец для приёма гостей императора. С 1841 года в дворовых флигелях и главном здании размещалась Рота Дворцовых гренадер.



================


Зимний сад.

На фоне растений прекрасно смотрится беломраморная скульптура. Здесь были установлены фонтан и умывальник, заказанные Великой княгиней в 1913 г. в Италии. Прохлада Зимнего сада, красота его зелени и совершенство мраморных изваяний радуют и сегодня посетителей Дворца. Обращает на себя внимание и богатая резьба по дереву, украшающая предметы мебели.



Взгляд входящего непременно привлекут Зеркало, вправленное в затейливую овальную резную раму, и красивые старинные кресла с высокими спинками, в рисунок которых включены монограммы Великого князя Владимира Александровича. Мебельный гарнитур из тонированной березы был изготовлен в мастерской И. Бюхтгера.




В 1862 году участок на Дворцовой набережной выделили для строительства дворцов великим князьям Александру и Владимиру. Проектом занимался А. И. Резанов, он создал архитектурный шедевр, красотой внешней отделки напоминающий итальянские палаццо времен Ренессанса.В 1867 году, когда началось строительство дворца, великому князю было 20 лет. За свою долгую жизнь он получил множество титулов и званий, среди которых был и пост президента Академии художеств.



Вел. князь Владимир, один из трех детей Александра II, был президентом Академии художеств, выдающимся меценатом своего времени, поддерживавшим многих художников, включая Сергея Дягилева. Ему принадлежала ценная коллекция картин, одной из жемчужин которой были репинские Бурлаки на Волге, купленные князем у художника за 3000 рублей.



После Кровавого воскресения,в котором обвинили князя,партия эсеров несколько раз устраивала на него покушения, но каждый раз терпела неудачу. Великий князь Владимир Александрович умер своей смертью в 1909 году и был похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.После смерти Владимира Александровича в 1909 году дворцом владела его жена Мария Павловна, возглавившая Академию художеств.В 1911 году в центре главного двора установили фонтан, привезённый из Флоренции. Во время Первой мировой войны Мария Павловна занималась благотворительностью.



В 1917 году она уехала в Кисловодск, а в 1920 году ей удалось покинуть Россию. После отъезда Марии Павловны из Петербурга во дворце жил её старший сын Кирилл.В мае 1917 года во дворце великого князя Владимира Александровича стал располагаться Комитет по делам военнопленных Российского общества Красного креста.В июне сюда переехал эвакуационный отдел Главного управления Генштаба



В настоящее время Владимирский дворец продолжает занимать Дом Учёных. Интерьеры этой великокняжеской резиденции сотрудниками организации бережно сохраняются в своём первозданном виде.Здесь проводятся общественные мероприятия, музыкальные вечера, экскурсии.




Вестибюль 




Принц Кентский во дворце.
В великокняжеской Семейной библиотеке представлена фотографическая экспозиция, посвященная основателю Дома ученых, М. Горькому.


Парадная лестница






Многочисленные гости великокняжеской четы войдя через парадный подъезд во дворец, оказывались у нижних ступеней прекрасной мраморной у лестницы, ведущей на второй этаж в парадные залы. Она изготовлена из "каррарского мрамора второго сорта" в мастерской на набережной Фонтанки итальянскими скульпторами Е. Руджиа и C. Maдерни.



Лестница и сегодня поражает изысканностью формы, красотой пространственного решения и богатством отделки в стиле французского ренессанса XVI в. Мрамор перила украшают переплетения монограммы Владимира Александровича с растительным орнаментом и грифоны, элементы фамильного герба Романовых.



Облик парадной лестницы формировался постепенно. Окончательный ее вид сложился в результате перестройки, выполненной архитектором М. Месмахером.





Парадная лестница вела в парадные помещения дворца. Самое большое помещение второго этажа - Парадная приёмная (Малиновая гостиная) в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная в стиле Людовика XVI. За ней - Малая столовая в стиле английской готики (иногда её называли Готической столовой). Рядом с Малой столовой находились Буфет, Буфетная лестница и комната ведущая в Танцевальный зал.


 Белый зал



Занимающий весь второй этаж левого флигеля дворца Белый (танцевальный) зал стал одним из самых роскошных в парадной анфиладе. За образец в его оформлении был принят стиль рококо эпохи Людовика XV. В орнаментику зала были включены растительные мотивы, великокняжеские монограммы под царской короной, фигуры купидонов и кариатиды.  Шесть бронзовых с позолотой люстр на 42 свечи каждая и девять семисвечных бра от И. Берца заливали ярким светом танцевальный зал.



B годы правления Александра III балы стали необычайно пышными и приобрели политическое значение. Костюмированный бал во дворце Великого князя Владимира Александровича долго был предметом оживленных обсуждений общества. Он был дан 25 января 1883 г., за несколько месяцев до коронации Александра III и Марии Федоровны. Праздник был необычайно великолепным, а костюмы - роскошными, элегантными, исторически точными.



На костюмированном балу присутствовали 250 гостей, в том числе министр императорского двора граф И.И. Воронцов-Дашков, министр юстиции Д.Н. Набоков, обер-гофмаршал Императорского двора Э.Д. Нарышкин, гофмейстер двора императрицы Марии Федоровны князь и Голицын, статс-дамы графиня Е.Н. Адлерберг и княгиня Е.П. Кочубей и другие почетные гости.





Приглашены были и художники, и архитекторы, участвовавшие в подготовке бала: К.Е. Маковский, А.И. Шарлемань, К. Брож, М.Е. Месмахер, Г.Г. Гагарин. Бал удался на славу, танцы продолжались до самого утра, и даже императрица покинула за в половине пятого. Через двадцать лет, в годы царствования Императора Николая II, подобный бал был устроен в Зимнем дворце.



В наши дни в Белом зале проводятся лекции, научные конференции, встречи с выдающимися деятелями науки и культуры.



Входы для прислуги разместились по углам здания. Мостовую перед дворцом вымостили серым гранитом.
На первом этаже дворца великого князя Владимира Александровича разместились личные покои владельца: Передняя, Приёмная Бильярдная, Гостиная, Кабинет, Библиотека, Гардеробная, Умывальня, Уборная, Баня и помещения для прислуги.



Сюда можно было попасть через главный вход и вход со стороны внутреннего двора.Комнаты дворца украшали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, оружия, предметов декоративно-прикладного искусства. Он сразу стал одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга. В нем часто устраивались балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера. Его называли «Малым императорским двором».





Дубовый зал



Дубовый зал (Большая столовая) отличался от всех залов отделкой в псевдорусском стиле. Этот интерьер сохранился до наших дней практически без изменений. Стены столовой покрыты лепниной, искусно имитирующей резьбу по дубу, благодаря чему облик зала напоминает о традиционном национальном искусстве узорочного украшения деревенских изб.



В декоре столовой были использованы и другие элементы, характерные для убранства старинных русских зданий: богатая резьба пилонов, занавеси из небесного полотна, расшитые русскими узорами, отделка потолка и стен под дерево, служившее основным строительным материалом на Руси. В оформлении зала широко использовалась живопись.



Пять живописных полотен, выполненные художником Василием Петровичем Верещагиным украшают стены Дубового зала.



По южной стене, левой от входа, на трех картинах – «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и «Алеша Попович в борьбе с Тугариным Змеевичем» - изображены русские богатыри. Их объединяет служба в Киеве у князя Владимира. В былинах двор киевского князя «Владимира Красное солнышко» олицетворяет все положительное и противопоставляется опасному, внушающему страх: темным лесам, высоким горам, быстрым рекам.



На дальней от входа стене висят еще две картины В.П. Верещагина – «Солнечное божество» (Овсень) и «Дева-заря». Все картины написаны на специально заказанном грубом холсте, масляными красками, не имеют никакого блеска, а потому напоминают старинные шпалеры.



О назначении помещения рассказывали посетителям расположенные ранее на бирюзовом фризе меткие народные поговорки и пословицы: «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хлеб., соль ешь – да правду режь» и др. О пиршествах напоминают также головы хищных животных, волков и лисиц.  




Малый лекционный зал

В 1911 году Малый лекционный зал (Малая столовая) был отделан заново. Великая княгиня заказала деревянный резной «потолок от архитектора Буланже из Парижа». Витражи были заменены обычными стеклами. Малую столовую до сегодняшнего дня украшают мраморный камин, над которым в 1910-х годах висел портрет Великого князя кисти К. Маковского, резные буфеты, где прежде хранились высокохудожественные предметы из серебряных и фарфоровых сервизов, шесть кресел с откидными сиденьями, люстра золоченной бронзы.



Столовая была рассчитана на небольшое число гостей, в ее центре располагался стол на 24 персоны. Здесь проходили семейные обеды и ужины с близкими друзьями, устраивались так называемые «советские завтраки».




Дворец был достроен в 1872 году, а его открытие было приурочено к торжественному событию - бракосочетанию великого князя Владимира Александровича с герцогиней Мекленбург-Шверинской в 1874 году.Вскоре после новоселья хозяйка дома приступила к наведению порядка по собственному вкусу. Изменения в интерьерах для неё производил архитектор В. А. Шретер.




Малиновая гостиная

Малиновая гостиная с большим балконом, обращенным на Неву, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. Архитектор А. Резанов хотел повторить убранство одного из парадных залов дворца Дожей в Венеции. Малиновый цвет был высочайше утвержден, как придворный цвет двора Великого князя Владимира Александровича.


В этой гостиной часто собирались родственники и друзья великокняжеской семьи, здесь выступали известные певцы и музыканты. Гостиную украшают три больших зеркала с мраморными подстольями, круглые столики с мраморными столешницами и резной золоченый мебельный гарнитур, обитый, как и стены зала, тканью малинового цвета.



В 1883 году во Владимирском дворце состоялся один из самых известных петербургских балов. Из журнала "Всемирная иллюстрация":
"25 января у его императорского высочества великого князя Владимира Александровича, в собственном его дворце в Санкт-Петербурге, происходил костюмированный бал, отличавшийся особенным блеском и характерным разнообразием русских исторических костюмов, радушием августейших хозяев и общим оживлением"


 



Золотая гостиная




Золотая гостиная раньше называлась голубой из-за цвета шелковой обивки, украшавшей стены. Оформление гостиной выполнено в стиле Людовика XVI. Скульптор А. Лапин украсил потолок и карниз, по его рисунку также изготовлена рама зеркала, помещенного над камином из белого мрамора.




Украшением золотой гостиной является чудом сохранившаяся ваза мейсенского фарфорового завода, изготовленная по модели Кендлера, - подарок Великого герцога Фридриха Франца II к свадьбе Марии Павловны и Владимира Александровича. 








Библиотека







Создание новой библиотеки было связано с передачей по завещанию Александра II великому князю Владимиру Александровичу более десяти тысяч книг. Кроме того, Месмахером во дворце был создан Зимний сад. Архитектор денежного вознаграждения за свои труды так и не получил.






Мавританский будуар




Будуар Великой княгини был оформлен по мотивам дворца Альгамбры в Гренаде. Эта комната вызывает ассоциации с богатой восточной шкатулкой и неизменно приводит в восхищение посетителей дворца. В нише, слева от входа в эту уютную изящную комнату, располагаются низкие диваны, которые были обиты восточной тканью. Над диваном ранее располагалась целая коллекция фотографий родных и друзей хозяев дворца.



В проектировании мебели для будуара принимал участие архитектор В. Шретер. Она сплошь покрыта лепными украшениями позолотой и росписью яркими красками. Камин, расположенный напротив входа в будуар, выполнен из итальянского мрамора по проекту М. Месмахера в мастерской Е. Руджиа и С. Maдерни. Над камином поместили портрет великой княжны Елены кисти В. Измайловича. Незаметная дверь с левой стороны ведет на каменную лестницу, которая соединяет все этажи дворца. 


Дворец Великого князя Владимира Александровича был оборудован всеми передовыми удобствами того времени: лифтом, водяным отоплением, вентиляцией с подогревом и увлажнением воздуха. В 1884 году во дворце появился телефон. Между Уборной Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, через которую можно было вести переговоры. В 1888 году здесь было проведено электричество.







Зеленая гостиная

С Зеленой гостиной (опочивальней) Марии Павловны связана одна очень интересная история. Считается, что, благодаря помощи курьера Британского министерства иностранных дел Альберта Стопфорда, после революции удалось вынуть драгоценности из тайника, находившегося в опочивальни княгини, и переправить их за границу. По завещанию Марии Павловны после ее смерти эти драгоценности были разделены между детьми. Самая известная работа – Владимирская тиара, украшенная крупными жемчужинами, в 1921 г. была приобретена супругой английского короля Георга V Марией.



Над камином, на стенах и в дюседепортах размещены картины, выполненные в технике гризайль. И они, и копия с картины Б. Мурильо «Отдых на пути в Египет» выполнены художником В. Измайловичем. 





В 1889 году на гранитном цоколе Владимирского дворца была выбита надпись: "А. И. Резанов, 1862-1872".В 1893 году Месмахера сменил А. И. фон Гоген. Им до 1908 года был произведён капитальный ремонт церкви и приобретённого великим князем соседнего дома (Дворцовая наб., 28).В 1880-1890-е годы по проекту архитектора М. Месмахера во дворце была создана великолепная парадная лестница. Что касается дворцовых помещений, то они отличались разнообразием и пышностью интерьеров. Здесь были представлены самые разные стили - ренессанс, рококо, русский стиль.


 

Во дворце хранилось множество картин, статуй, произведений декоративно-прикладного искусства, а также богатая коллекция оружия. Во дворце великого князя часто устраивали балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера. До самого 1917 года этот дворец был одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга. Его называли даже "Малый императорский двор"



 С 31 января 1920 года дворец стал называться «Домом Учёных». Именно благодаря этому удалось сохранить в первозданном виде все интерьеры дворца, пышность убранств парадных залов, величественность великокняжеских кабинетов.


  

В 1920—1930-х годах в Доме учёных еженедельно по субботам читали научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, проводили диспуты, концерты. В октябре 1920 года Дом учёных посетил Герберт Уэллс (и затем отметил это в книге «Россия во мгле»). В начале 1930-х годов избран первый общественный совет Дома учёных (председатель — Н. И. Вавилов), организованы первые научные секции. В 1932 году Дому учёных было присвоено имя М. Горького.




  

В годы Великой Отечественной войны Дом учёных продолжал работу, оставаясь одним из общественно-культурных центров Ленинграда. В начале 1942 года в Доме учёных был развёрнут стационар на 50 мест для страдавших дистрофией.При Доме учёных действовало бюро научно-технической помощи городу и фронту (многие его разработки осуществлены по заданию штаба Ленинградского фронта). Учёные выступали с лекциями и докладами в воинских частях, на кораблях, в госпиталях. 


Адрес: Санкт-Петербург, наб. Дворцовая, д. 26


Когда в 1920 году был создан Дом ученых, в нем какое-то время работал завхозом Адольф Родэ - бывший управляющий Крестовского сада и бывший владелец кафешантана "Вилла Родэ". По словам современников, Родэ часто оказывал помощь голодавшим ученым Петрограда, и многие представители академической элиты тех лет с благодарностью называли Дом ученых "РОДЭвспомогательным домом"



https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/mesta/ /


https://zen.yandex.ru/media/4traveler/vladimirskii-dvorec-v-sanktpeterburge- /


Tags: Санкт-Петербург, архитектура, интерьер, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Михал Суффчиньски - польский архитектор и художник

    Михал Суффчиньски (Michał Suffczyński) - современный польский художник. Михал по образованию архитектор, а по призванию - художник.…

  • Покажи мне звезду!

    Настоятеля вызвали на Большую землю, и послушник Артемий на две зимних недели остался в скиту совсем один. Вечерами казалось, что и на всём острове.…

  • Мартин Джонсон Хед.

    Мартин Джонсон Хед (Хэд) (Martin Johnson Heade), 1819-1904гг. Америка. Родился 11 августа 1819 года в местечке Ламбервилл,…

  • Модные браслеты

    "Девушка заходит в ювелирный магазин и говорит хозяину: - Здравствуйте, мне очень нравится браслет, что у вас на витрине. Но знаете, цена все-таки у…

  • Философское

    Двое тихо говорили, Расставались и корили: «Ты такая...» «Ты такой!..» «Ты плохая...» «Ты плохой!..» «Уезжаю в Ленинград... Как я рада!» «Как…

  • Владимир Владимирович Чернов.

    Владимир Чернов...Рисовал и мечтал о небе: талантливый художник и пилот погиб 17.07.21 при крушении дельтаплана. Владимир…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments