
Вермеер Делфтский - Хозяйка и служанка - 1666-1667
Ян Вермеер (Вермеер Делфтский), (Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft), (1632, Делфт — 1675, Делфт), — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Один из самых талантливых, наряду с де Хохом, последователей Терборха. Творчество Рембрандта, Хальса и Вермеера принято считать вершиной голландского искусства золотого века.
Хозяйка и служанка — картина голландского художника Яна Вермеера, выполнена в период с 1666 по 1667 год. Работа хранится в фондах «Коллекции Фрика», что расположена в Нью-Йорке. Картина была написана в период пребывания художника и его семьи в Делфте и его главенства в Гильдии Св. Луки — главного городского объединения художников.
В 1662 году Ян Вермеер после девятилетнего периода членства в Гильдии Св. Луки становится — старшиной гильдии. В его обязанности входит курирование молодых художников, способствование продажам картин членов гильдии и прочее. Ввиду этого, с этого момента он в силу занятости пишет не более двух картин в год. Одной из таких картин стала «Хозяйка и служанка» 1666—1667 годов. После смерти Вермеера в июле 1675 года его вдовой был вскрыт кабинет-мастерская, где среди 26 картин других художников она нашла две непроданные картины — «Хозяйка и служанка» и «Женщина с жемчужным ожерельем».

Вермеер Делфтский - Женщина с жемчужным ожерельем
После 1662 года в работах Вермеера появляется одна деталь, которая может быть прослежена в последующих работах. Ею стала отороченная горностаем, словно играющая в лучах, золотистая накидка. Помимо «Хозяйки и служанки» художник изобразил эту накидку и в других полотнах: «Женщина с жемчужным ожерельем», «Дама в жёлтом, пишущая письмо».

Вермеер Делфтский - Дама в жёлтом, пишущая письмо
Чтобы подчеркнуть яркость накидки на плечах хозяйки, Вермеер использовал темные и охровые тона для одежды служанки и заднего фона в целом. Также как и в картине «Женщина с жемчужной серёжкой» художник реализовал замысел абсолютно темного заднего фона.

Вермеер Делфтский - Девушка с жемчужной серёжкой
Однако в работе «Хозяйка и служанка» с помощью различных техник Вермеер смог показать, что задний фон является не чем иным как темными коричневыми шторами, цвет которых призван внести драматизм в картину. Образ хозяйки был позаимствован из классических римских статуй (ее профиль, прическа), а служанки из сцен греческих трагедий — прибытие гонца с важными новостями.
Примерно с 1950-х годов искусствоведы задавались вопросом, почему картина выглядит несколько незаконченной. Чувство незавершённости оставляет тёмный и пустой фон — занавес позади двух героинь. Выдвигалось даже предположение, что после смерти Вермеера работу дописал другой мастер, чтобы сделать её пригодной для продажи.
Нынешнее исследование позволило дать ответы на все вопросы и развеять сомнения. Эксперты изучали произведение с помощью неинвазивных методов анализа и визуализации. Кроме того, хирургическими инструментами были взяты микроскопические фрагменты краски с лицевой стороны полотна. Эти образцы сравниваются с теми, что были отобраны несколько десятилетий назад и хранились в архивах. Новые технологии позволяют получить больше информации из этих крошечных драгоценных фрагментов.
Вместе с тем, учёные подчёркивают важность рассматривания картины — невооруженным глазом и под микроскопом. «Человеческий глаз — очень мощный аналитический инструмент. В таких коллективных детективных расследованиях раскрываются подсказки о художниках, их технике и изменениях, которые могли произойти с течением времени», — заявляют они.

Карта распределения элементов, полученная с помощью макрорентгеновской флуоресценции, показывает изначальную композицию на заднем плане, которую Вермеер позже скрыл за занавесью, а также форму этого занавеса. Теперь он обесцвечен и потерял форму из-за разрушения пигмента на основе меди.
По часовой стрелке сверху направо: железо, медь, кальций и калий.
Фото: metmuseum.org
Учёные обнаружили, что Вермеер начал композицию с гобелена или картины на заднем плане, а позже закрасил её. Вероятно, он решил, что относительно тёмный и простой фон лучше сфокусирует внимание зрителя на взаимодействии женщин.
Как оказалось, сначала художник изобразил на «гобелене» как минимум четыре человеческие фигуры, а также ряд других элементов, используя чёрную и земляную гамму. Исключением стали некоторые детали, написанные зеленоватым или голубоватым пигментом на основе меди. Они были закрашены ещё до того, как мастер их закончил. Карты, зеркала, картины и гобелены часто украшали интерьеры на картинах Вермеера. Поэтому первоначальное присутствие одного из этих элементов соответствует его стилю.
Исследователи также установили, что занавес поверх фона написал сам художник. Однако со временем он изменил цвет и форму, что и вызвало предположения, будто картина осталась незавершённой. «Теперь мы можем подтвердить, что это изменение цвета и отсутствие формы стало результатом использования резината меди — пигмента на основе меди», — сказано в заключении. Пигменты из семейств резината и олеата известны учёным и консерваторам тем, что со временем меняют свои оттенки с зелёного на коричневый.
Синяя скатерть на столе также изначально была зелёной, но — в отличие от занавеса — сохранила свои складки и визуальное воздействие. Интересно, что в описании имущества Вермеера значится зелёная скатерть. А поскольку он был художником, который предпочитал наблюдение и точность, то скорее всего использовал её при моделировании данной композиции.
По материалам официального сайта Метрополитен-музея
Community Info