yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Бетховен нам наука. Музыка распахнутого окна и музыка окна прикрытого

Вот финал 3-й симфонии Бетховена, «Героической». Феноменальный!  Здесь могучая звуковая картина сама собой воплощается в зримые образы: в эти 15 минут пробиваются робкие разрозненные побеги, и стремительно набирают питательные соки, и разрастаются, и плодоносят пышными гроздями гнева. Владимир Федосеев свел в программе «Героическую» с 4-м фортепианным концертом. Одно из многих фирменных бетховенских угощений? А вот и нет.

7.06.2021. Концертный зал имени Чайковского. Л. Ван Бетховен. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Симфония № 3. Государственный академический большой симфонический оркестр имени Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев. Солист Юрий Фаворин, фортепиано. 

Владимир Федосеев дирижирует 3-й симфонией Бетховена
Владимир Федосеев дирижирует 3-й симфонией Бетховена

Если вы послушаете 4-й концерт и 3-ю симфонию, ничего про них не зная, то вполне можете решить, что это творения разных авторов. 4-й – Шопена, например. Питавшегося, правда, умеренной порцией вдохновения и потому не достигшего здесь своей неповторимой трепетной хрустальности. 

Вовлеченность 3-й в самую гущу масс народных, ее пропитанность энергией революционной борьбы такова, что сравнение с ней выдерживает, на мой слух, единственное сочинение подобного рода. 11-я симфония Шостаковича, «1905 год».(12-я, про год 1917, пожалуй, получилась у Дмитрия Дмитриевича больше плакатной, чем живой). Слушать обе в качественном исполнении – страшно, ибо прорывается, концентрируется и сгущается необузданная, но самоорганизующаяся силища. И она заполоняет все вокруг.

В равной мере восхищают и художественное воображение Шостаковича, и бетховенское чувство нерва времени. Он же, Бетховен, не мог ее придумать, только на воображение опираясь! Ибо до него никто к такой жгуче-радикальной тематике даже не подступался.

А у Бетховена все здесь уточнено до подробностей – как формируется и разрабатывается массовое сознание, когда достало и допекло. И когда уже ничто – ни жестокое подавление, ни риск гибели – не слишком. И  вот тогда импульсы личных побуждений, исходящие от тонкоголосых духовых инструментов, сливаются с гулким зовом труб. И тогда потеря боевых соратников  - даже если доставляет невыносимое горе - не останавливает, а только укрепляет и добавляет силы, глубинной и былинной. 

Бетховен, такое чувство, глубоко нырнул в гущу народную и почерпнул из нее чаяния и импульсы. И преподнес нам нечастый, вообще-то говоря, исторический пример духовного и энергетического сплочения. 4-я и 5-я симфонии у него написаны в том же духе, но 3-я наиболее последовательна и целенаправленна тематически.

А параллельно этому циклу борьбы создан, да, 4-й фортепианный концерт. Самый  «небетховенский» из пяти.

Не то чтобы он прямой антагонист 3-й симфонии, нет. Здесь нет противоположной крайности – «моя хата с краю, ничего не знаю». 

Здесь иное. Бетховен прислушивается к шуму за окном. Само фортепианное, нетрадиционное для жанра, начало концерта – об этом. Словно находится человек в закрытом пространстве – и вот немного растворяет окно: что там? И  так вот прислушивается всю первую часть концерта.

А оттуда доносится самое разное…разноречивое. Не так чтобы пробило желание пулей выскочить на улицу и присоединиться. В этой части Бетховен похож на чуткого терапевта, тщательно измеряющего пульс и тонус окружающей среды.

В 4-м концерте, заметим, необычно мало громких фрагментов. Зато много переливчатого-рефлексирующего, потому и пришел на ум Шопен.

Прошла пара-тройка лет после создания 3-й симфонии. Успел поменяться общественный климат, пусть и не радикально. Сам Бетховен окончательно и необратимо потерял слух, исполнение 4-го фортепианного стало последним его публичным выступлением.

Наверное, то и другое отразилось в музыке 4-го. И получился «тихий» шедевр, побуждающий к не менее глубокому раздумью, чем «Героическая».

Вторая, медленная часть наполнена не меньшей скорбью, чем Похоронный марш в «Героической». Только здесь слышится  тема полного одиночества, полного отстранения - словно невзгоды и враги оцепили вражеским кольцом. Юрий Фаворин бесподобно, как только он умеет, привел слушателя в тупик и в обреченность…

Но что дальше, в финальной части? Фортепиано принимается прилежно повторять за оркестром! Почему? И куда  свернула история, которую рассказывают нам Бетховен с Фавориным? 

Юрий Фаворин
Юрий Фаворин

Вслушаемся. Пианист будто переносит звуки за окном в свой внутренний мир. Фиксирует все это, запоминает. И складывает из этих промельков-кирпичиков здание СВОЕГО мира. И в какой-то момент взрывается громоподобным пассажем, теперь уже на опережение оркестра.

Теперь я, мол, все про вас знаю! И теперь я сам, внутри себя, во всем разберусь.

Есть время борьбы. А есть время самосохранения. И при вдумчивом содействии Владимира Федосеева и Юрия Фаворина Бетховен передал нам все важное и необходимое для одного случая и  для другого.

Запись концерта здесь https://meloman.ru/concert/gosudarstvennyj-akademicheskij-simfonicheskij-orkestr-rossii-imeni-e-f-svetlanova-2021-04-22/

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.