-
-
yury_tsybanev54 wrote in
lovers_of_art
Бетховен нам наука. Музыка распахнутого окна и музыка окна прикрытого

Вот финал 3-й симфонии Бетховена, «Героической». Феноменальный! Здесь могучая звуковая картина сама собой воплощается в зримые образы: в эти 15 минут пробиваются робкие разрозненные побеги, и стремительно набирают питательные соки, и разрастаются, и плодоносят пышными гроздями гнева. Владимир Федосеев свел в программе «Героическую» с 4-м фортепианным концертом. Одно из многих фирменных бетховенских угощений? А вот и нет.
7.06.2021. Концертный зал имени Чайковского. Л. Ван Бетховен. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. Симфония № 3. Государственный академический большой симфонический оркестр имени Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев. Солист Юрий Фаворин, фортепиано.

Если вы послушаете 4-й концерт и 3-ю симфонию, ничего про них не зная, то вполне можете решить, что это творения разных авторов. 4-й – Шопена, например. Питавшегося, правда, умеренной порцией вдохновения и потому не достигшего здесь своей неповторимой трепетной хрустальности.
Вовлеченность 3-й в самую гущу масс народных, ее пропитанность энергией революционной борьбы такова, что сравнение с ней выдерживает, на мой слух, единственное сочинение подобного рода. 11-я симфония Шостаковича, «1905 год».(12-я, про год 1917, пожалуй, получилась у Дмитрия Дмитриевича больше плакатной, чем живой). Слушать обе в качественном исполнении – страшно, ибо прорывается, концентрируется и сгущается необузданная, но самоорганизующаяся силища. И она заполоняет все вокруг.
В равной мере восхищают и художественное воображение Шостаковича, и бетховенское чувство нерва времени. Он же, Бетховен, не мог ее придумать, только на воображение опираясь! Ибо до него никто к такой жгуче-радикальной тематике даже не подступался.
А у Бетховена все здесь уточнено до подробностей – как формируется и разрабатывается массовое сознание, когда достало и допекло. И когда уже ничто – ни жестокое подавление, ни риск гибели – не слишком. И вот тогда импульсы личных побуждений, исходящие от тонкоголосых духовых инструментов, сливаются с гулким зовом труб. И тогда потеря боевых соратников - даже если доставляет невыносимое горе - не останавливает, а только укрепляет и добавляет силы, глубинной и былинной.
Бетховен, такое чувство, глубоко нырнул в гущу народную и почерпнул из нее чаяния и импульсы. И преподнес нам нечастый, вообще-то говоря, исторический пример духовного и энергетического сплочения. 4-я и 5-я симфонии у него написаны в том же духе, но 3-я наиболее последовательна и целенаправленна тематически.
А параллельно этому циклу борьбы создан, да, 4-й фортепианный концерт. Самый «небетховенский» из пяти.
Не то чтобы он прямой антагонист 3-й симфонии, нет. Здесь нет противоположной крайности – «моя хата с краю, ничего не знаю».
Здесь иное. Бетховен прислушивается к шуму за окном. Само фортепианное, нетрадиционное для жанра, начало концерта – об этом. Словно находится человек в закрытом пространстве – и вот немного растворяет окно: что там? И так вот прислушивается всю первую часть концерта.
А оттуда доносится самое разное…разноречивое. Не так чтобы пробило желание пулей выскочить на улицу и присоединиться. В этой части Бетховен похож на чуткого терапевта, тщательно измеряющего пульс и тонус окружающей среды.
В 4-м концерте, заметим, необычно мало громких фрагментов. Зато много переливчатого-рефлексирующего, потому и пришел на ум Шопен.
Прошла пара-тройка лет после создания 3-й симфонии. Успел поменяться общественный климат, пусть и не радикально. Сам Бетховен окончательно и необратимо потерял слух, исполнение 4-го фортепианного стало последним его публичным выступлением.
Наверное, то и другое отразилось в музыке 4-го. И получился «тихий» шедевр, побуждающий к не менее глубокому раздумью, чем «Героическая».
Вторая, медленная часть наполнена не меньшей скорбью, чем Похоронный марш в «Героической». Только здесь слышится тема полного одиночества, полного отстранения - словно невзгоды и враги оцепили вражеским кольцом. Юрий Фаворин бесподобно, как только он умеет, привел слушателя в тупик и в обреченность…
Но что дальше, в финальной части? Фортепиано принимается прилежно повторять за оркестром! Почему? И куда свернула история, которую рассказывают нам Бетховен с Фавориным?

Вслушаемся. Пианист будто переносит звуки за окном в свой внутренний мир. Фиксирует все это, запоминает. И складывает из этих промельков-кирпичиков здание СВОЕГО мира. И в какой-то момент взрывается громоподобным пассажем, теперь уже на опережение оркестра.
Теперь я, мол, все про вас знаю! И теперь я сам, внутри себя, во всем разберусь.
Есть время борьбы. А есть время самосохранения. И при вдумчивом содействии Владимира Федосеева и Юрия Фаворина Бетховен передал нам все важное и необходимое для одного случая и для другого.
Запись концерта здесь https://meloman.ru/concert/gosudarstvennyj-akademicheskij-simfonicheskij-orkestr-rossii-imeni-e-f-svetlanova-2021-04-22/
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 663
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo