yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Обыкновенная русская классика Владимира Федосеева, или Прямой удар в голову

Ищешь, мучительно и тщетно, в отечестве ясный ум, способный осмыслить и разложить по полочкам происходящее с нами… И вот выходит на сцену Владимир Федосеев с блистательным оркестром, задает слушателю программу из разыгранной, казалось бы, вдоль и поперек русской классики – и тебе вдруг открывается НАШЕ ВСЕ.

31.05.2021. Концертный зал имени Чайковского. Н. Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». П. Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» — цикл пьес для фортепиано в оркестровке М. Равеля. Государственный академический большой симфонический оркестр имени Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев. Солист Андрей Гугнин, фортепиано.

Да-да! И вам откроется вдруг целостная история о главном. И музыка Римского-Корсакова, Чайковского и Мусоргского окажется в кровном родстве, сплетаясь смысловыми жилами и прожилками.

Из «Сказания» Федосеев выбрал только две начальные картины – «Похвалу пустыне» и «Свадебный поезд». Создал экспозицию из сказочно-легендарной первоосновы.

Картина тихого очарования нетронутой русской природы – и княжич Всеволод под радостные перезвоны берет в жены дочь этой природы Февронию.

В этой программе не понадобилось лютого ворога, подвергшего страшному нашествию город Китеж. Ибо рассказанная Федосеевым история – сугубо о родном, о русском. 

Чайковский неспроста любил второй свой фортепианный концерт больше первого, донельзя затрепанного впоследствии исполнителями, к тому же в некорректной редакции Зилоти. И, да, второй – откровеннее. Он, пожалуй, свободен от пафосно-народных реверансов, и именно в нем  происходит гениальная кристаллизация русского.

Перекличка с экспозицией из «Сказания» здесь поначалу прямо праздничная. Тема Февронии словно разрастается до максимальной гармоничной сочности. Полный эмоциональный спектр звучания – и марш, и лиричность, и импульс. Но – только до определенного момента, когда происходит некое магическое вмешательство в этот животворный спектр. Раздается пятизвучие: та – та – та-та-та! Оно восходит к басам, набирая там непреодолимую силу, и, возвращаясь в высокую тональность, сеет там трепет. А величественная начальная тема, подпитавшись этим трепетом, обретает грозную властность.

Вот это магическое пятизвучие – ключевое во втором концерте. Оно то сокращается до бомбического четырехзвучия, а то и вовсе до трех-, делаясь похожим на автоматный окрик-приказ. И порождает все большее смятение в мозгах и душах. Андрей Гугнин подчеркнул это со всей свойственной ему экспрессией.

В фортепиано и в духовых, да, по-прежнему звучат отголоски и оттенки «темы Февронии». Но они превращаются  скорее в подголоски. И происходит искажение изначального. Словно приказное втискивается в одну упаковку с затаенным-идеальным…

И потому вторая часть концерта Чайковского, написанная столь необычно для этого жанра, - с солирующими скрипкой и виолончелью  – это калитка в укрытие, в уединение, коль скоро целое-общее утратило гармонический лад. И переживание произошедшего разрыва. Оркестровые скрипки грустно вздыхают, их пробирает дрожь –  они будто взывают к духу Руси изначальной, той, что у Римского-Корсакова. И уходят в волшебную страну. И укрываются там, в мечте…

В силу того, что прозвучало в первых двух частях, – жгуче интересный вопрос: а что же у Чайковского в финале? Принято считать, - удалое народное веселье. Однако же у Федосеева и Гугнина мне услышалось радикально иное. Будто пресловутая сидорова коза, этак пришпоренная, носится туда-сюда как заведенная. Настолько отрывисто-механически, без какого бы то намека на искреннее веселье, было исполнено. Короткие остановки-перебивки – как вспышки лирического переживания с тяжелым дном  средь пиршества бездумной развлекухи. А что еще остается… Чем бы народ ни тешился…

Ну, а дальше – больше. Оркестровая версия расширила плоды прихотливого воображения Мусоргского до обобщения, иначе не сказать, шокирующего…

Занятно: трубы, возвестившие о начале «прогулки» по «выставке» прозвучали так звонко, словно были позаимствованы из славных времен княжича Всеволода, взявшего в жены деву Февронию. Впрочем, державная интонация взяла верх над лирической. И тут ее резко перебил дикий смысловой сбой, а лучше сказать – подмена смыслов. Ибо тема уродца-гнома, вкрапленная в цикл Мусоргским, в оркестровом эффекте экстраполировала пришествие ужасного-темного до невероятного масштаба…

Тяжкое затмение разума в пьесе «Быдло». Канувший в небытие аристократизм «Старого замка». Многозначительные-встречные ментальные потоки «Двух евреев, богатого и бедного». Всепоглощающие флюиды «Рынка» (и какая суть разница, в Лиможе этот рынок, как у Мусоргского, или в Москве?). Да еще этот самый рынок принялся вдруг самозвано рифмоваться с третьей частью концерта Чайковского, где носилась как заведенная сидорова коза…

А потом на заполошность рынка пахнуло мертвечиной «Катакомб». А из мертвечины, в свою очередь, материализовалась всевозможная нечисть имени Бабы-Яги и закатила по полной программе свой шабаш. Оркестр, надо заметить, с особой выразительностью показал, как буквально во всех щелях зашевелилась эта самая нечисть и нахально разрослась.

И безо всякой паузы перелился шабаш нечисти в державный трубный глас. Но вот же оборвался сей глас перебивкой  приглушенного голоса души русской, того самого, из «Сказания». Задудел было пафос вновь – и другой раз оборвался, и третий…

И зазвенели грозно колокола. И дирижер Федосеев повелел оркестровым скрипкам осветлить НЕчеловеческое.

Такой концерт. Чем-то похожий на серию прямых ударов в голову, как в боксе. А казалось бы – обычная программа из давнишней уже русской классики.

Да только в русской классике есть ВСЕ. Важно суметь почерпнуть.

Запись концерта здесь https://meloman.ru/concert/gosudarstvennyj-akademicheskij-bolshoj-simfonicheskij-orkestr-imeni-p-i-chajkovskogo-2021-05-31/

Андрей ГугнинВладимир ФедосеевКонцертный зал имени ЧайковскогоМусоргскийРимский-КорсаковЧайковский

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.