Category:

Наступление на бездну. Невозможный Моцарт: «Кто любит меня – за мной!»

Ущипнул себя: или я раньше Моцарта  не слушал?! То-то и оно: слушал, да не слышал. И понадобилась изумительно сложенная и исполненная «Академией старинной музыки» Моцартиана, чтобы решиться проникнуть душой в музыкально-философское таинство гения.

25.05.2021. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. В.А. Моцарт. «Ночная серенада» ре мажор (для двух оркестров). Соната № 16 для клавира до мажор «Легкая». Дивертисмент для струнного квартета ре мажор. Соната № 2 для клавира и скрипки ре мажор. Квинтет № 2 для двух скрипок, двух альтов и виолончели до минор.

Ансамбль солистов «Академия старинной музыки»
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки»

Конечно же, не тешу себя надеждой открыть в Моцарте что-то новое и неожиданное. Все давно открыто и переоткрыто.

Только ощущения. Уж очень острые и свежие они, ощущения от гринденковской Моцартианы.  И теперь – соглашусь: под музыку Моцарта, да, расцветают бутоны и становится чище вода. Так наверняка и есть! 

Моцарта многие музыканты подают в концертах как аперитив. Ну, или как дежурное  легко усваиваемое блюдо, для контраста с чем-то сильно посоленным-поперченным. И похож у них Моцарт на бабочку, помахавшую крылышками над бренным миром.

«Академия» исполняет Моцарта, я бы сказал, на глубине. И поэтому у ее Моцарта слышатся предзвучия Шуберта и Шостаковича и даже минималиста Райха.

Незваный Райх, собственно, является на сцену сразу. В «Ночной серенаде». Надо обязательно отметить активное участие в ансамбле Гринденко контрабаса Игоря Солохина. Ибо по этой причине энергия противодействия «гуляке праздному» земного-бренного  приобрела ощутимую дополнительную силу. И философия Моцарта словно переместилась на площадку житейского реализма. 

И потому в «Ночной серенаде», почти развлекательной-шутливой, сразу слышится вызов. Ибо отбиваемый рублеными аккордами жесткий и грубоватый ритм хоть и не догоняет по плотности опусы, допустим, Райха, но по жесткости очень даже смахивает на их близкого родственника. Вот только у Моцарта лирическое-нежное пробивает жесть. Прорастает сквозь нее. И в финале раскрывается всевозможными оттенками, словно лепестками.

Только на первый взгляд программа концерта казалась спонтанной прогулкой по моцартовскому творчеству. Ибо каждая сделанная закладка прибавляла что-то существенно важное для его понимания.

Клавирная соната с подзаголовком «Легкая», для начинающих – как общее руководство по жизни. Ну да, для начинающих. Стремительные перебежки по клавиатуре, с чуточными заглядываниями в закоулки души, где прячутся грусть и страх. Заглянул – и отмахнулся, ну их. И двинулся себе дальше. 

А дальше, в дивертисменте, сочиненном 16-летним Моцартом по впечатлениям от поездки в Италию, радость бытию вовсе разливается бальзамом. Здесь все благоухает лирикой, пышет  и плещется ею. Тень едва касается этой солнечной музыки - и тут же с нее смахивается. Звуковой фон прозаичного накладывается здесь тонкой сеточкой. И она нисколько не препятствие для сладостного мироощущения. Дивертисмент этот – как призыв: да шевелитесь же!

Экспозиция, итак, развернута – но и вырастает вопрос:  да откуда же в нем столько солнечного? И тут – ключевой, пожалуй, номер программы. Концерт 7-летнего Моцарта для клавира и скрипки. Очаровательный! И заметьте: соната именно для клавира и скрипки, не наоборот. Пока еще в этом доме клавир хозяин.

Снова бурлит клавиатура, несется поток жизни. Голос скрипки, то есть маленького Моцарта, едва успевает хоть как-то реагировать… Большую часть сонаты скрипке достается только провести смычком по струнам. Малыш внимает, вникает. Втягивается в этот живой поток. И подстраивается. Ага, - здесь понятно. А здесь для меня пока загадка. И смычок этак полукасанием обозначает себе задачу, которую еще предстоит решить.

Но и здесь уже ощущается  знание ГЛАВНОГО. Да, Моцарт еще не вхож в дела житейские, но зато, очень похоже на то, уже посвящен в тайну жизнеустройства. Послушайте интервью Татьяны Гринденко. Она уверена: Моцарт все про себя знал наперед с самого начала.

И – финал программы. Струнный квинтет. Написанный вскоре после смерти отца. И солистка ансамбля обращает внимание зала на одно из моцартовских писем. Где – вот о чем. Смерть – это цель. И, засыпая, он никогда точно не знает, что наутро проснется… И такое самоощущение-понимание только придает ему хорошего настроения и ясности ума.

У квинтета мало общего со всеми звучавшими в этот вечер.  Здесь темные декорации. Здесь первую скрипку, проводящую светлую тему, будто обступили чудища, и оттого ее замешательство порой превращается в затяжное. Здесь, наконец, отчетливо слышен стук, схожий с тем, коим прославится Шостакович. И, вообще говоря, это сочинение больше похоже по духу на шубертовское.

Да, лирическая тема в этом квинтете необычайно стеснена. И кажется, что обступающая ее стена из напастей и страхов вот-вот материализуется и сомкнется. Но, прорываясь сквозь вздохи и вскрики, звучание скрипки ввинчивается в окружающий скрежет, перемалывает его и словно сквозь него  прорастает. И марш здесь звучит как наступление на бездну, на вечную и страшную тайну бытия: кто любит меня – за мной!

И всколыхнется в финале все живое. И обратит надвинувшуюся стену ужаса  - в тень.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.