
Между концом XVIII и началом XX веков цветочная живопись претерпела разительные изменения - от пышных букетов Иоганна Баптиста Дрехслера до обычного чертополоха и подсолнечника Густава Климта. Центром развития стала Вена, где этот жанр, в отличие от других стран, достиг непревзойденного разнообразия и значимости. Выставка "Вырази это цветами" в Оранжерее венского Бельведера собрала около ста полотен австрийских художников, чтобы привлечь внимание к этому необычному явлению и исследовать его.
Причины этой австрийской приверженности цветочным натюрмортам не совсем понятны. Но в архивах содержатся записи об активном сотрудничестве Академии изящных искусств и Венской фарфоровой мануфактуры. Первая учредила специальный класс цветочной живописи, который стал частью процесса производства предметов из фарфора. Такие изделия пользовались большим спросом у представителей растущего среднего класса в период расцвета стиля бидермейер.

Иоганн Баптист Дрехслер - Цветочный натюрморт (1786) - Бельведер, Вена
Экспозиция демонстрирует глубокие изменения в период между Французской революцией и Первой мировой войной. "В основе выставки лежит теория о том, что цветочные картины показывают гораздо больше, чем историю художественных стилей. Они рассказывают о социальных изменениях, наслаждении экзотическими растениями и местной альпийской флорой, о великолепии эпохи Рингштрассе и хрупкости человечества", - пояснила Стелла Роллиг, генеральный директор Бельведера.

Франц Вернер фон Тамм - Натюрморт с морской свинкой цветами и фруктами - 1720-е годы
Истоки венской цветочной живописи можно найти в голландском Золотом веке, который представлен на выставке произведениями Яна ван Хёйсума и Рашель Рюйш. Первая волна интереса к таким натюрмортам возникла в Вене в период бидермейера - художники начали создавать роскошные цветочные аранжировки, подражая манере своих северных предшественников.
Бидермейер (Biedermeier) - художественный стиль в немецком и австрийском искусстве (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815-1848 годах. Слово Bieder переводится как "простодушный, обывательский". В целом псевдоним означает "простодушный господин Майер".

Йозеф Нигг - Цветочный натюрморт - 1838

Йозеф Лауэр - Натюрморт с цветами - 1839

Франц Ксавьер Грубер - Натюрморт с цветами - 1838
Выставка открывается работами некоторых малоизвестных художников той эпохи - Йозефа Клайбера, Йозефа Нигга и Франца Ксавера Грубера. Но кульминацией этого раздела стали выдающиеся картины Фердинанда Георга Вальдмюллера, который считается величайшим живописцем бидермейера. И хотя его интерес к цветочной живописи был лишь периферийным, он придал жизненную силу этому направлению. Одновременно мужскую гегемонию на рынке подорвали натюрморты, выполненные женщинами - Паулиной Куделькой-Шмерлинг и Розалией Амон.

Фердинанд Георг Вальдмюллер - Натюрморт с фруктами цветами и серебряной чашей - 1839 - Бельведер, Вена

Паулина Куделька-Шмерлинг - Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны - 1834 - Бельведер, Вена
"Вальдмюллер занимался цветочной живописью чуть более десятилетия, но внёс много новшеств в этот жанр. Он создал как маленькие скромные натюрморты из нескольких цветов, так и роскошные картины, где с цветами конкурируют великолепные серебряные и фарфоровые сосуды. Такой подход стал источником вдохновения в особенности для Розалии Амон", - подчёркивает куратор выставки Рольф Йоханнсен.
Примерно в середине XIX века венская цветочная живопись столкнулась с кризисом. Бидермейер вышел из моды, а последний удар нанесла революция 1848 года, приведшая к фундаментальным социальным изменениям. Жанру требовался новый импульс - и он поступил в 1880-х годах, предваряя вторую волну интереса к натюрмортам. Развитие в этот раз было почти полностью связано с художницами, среди которых особого упоминания заслуживают Ольга Визингер-Флориан и Мари Эгнер. Примерно в 1900 году им удалось объединить натюрморт с пейзажем, создав "цветочный пейзаж".

Ольга Визингер-Флориан - Цветущие маки - 1900
Визингер-Флориан известна больше всего своими букетами полевых цветов. Этот мотив использовали также Мари Эгнер и Тина Блау. Но вместе с тем женщины находились в фундаментально невыгодном положении по сравнению с мужчинами: их всё ещё не принимали в академию, и они зависели от частного обучения. Одним из наставников, принимавших в классы женщин, был Эмиль Якоб Шиндлер. В середине 1880-х годов он начал собирать группу, куда наряду с вышеупомянутыми художницами вошли Теодор фон Хёрманн и Карл Молль.

В залах выставки (1)

В залах выставки (2)

В залах выставки (3)

В залах выставки (4)
Основание Сецессиона в 1897 году и Венских мастерских в 1903-м ознаменовало подлинный приход модернизма в столицу Австрии. Большое влияние на австрийских художников оказали международные выставки современного искусства, например, показ работ Ван Гога в 1906 году. В последующие годы свои уникальные интерпретации подсолнухов представили Густав Климт и Эгон Шиле. "Подсолнух" Климта (1907/08) теперь считается одним из шедевров эпохи.

Густав Климт - Подсолнух - 1907
До 1914 года численность жителей Вены и богатство города росли, особенно после предоставления прав евреям. Спрос на цветочные картины удовлетворяли, среди прочих, такие австрийские художники, как Антон Ромако и Карл Шух, черпавшие вдохновение у барбизонцев и импрессионистов.
Выставка завершается работами модернистов - Густава Климта и его сподвижников-сецессионистов Коломана Мозера, Михала Повольного и Эгона Шиле.

Эгон Шиле - Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля - 1917 - Бельведер, Вена
Выставка "Вырази это цветами. Венская цветочная живопись от Вальдмюллера до Климта" в Оранжерее Нижнего Бельведера в Вене продлится до 30 сентября 2018 года.
От Вальдмюллера до Климта: в Вене исследуют одержимость австрийцев цветочной живописью
Community Info