КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

От Вальдмюллера до Климта - австрийские цветочные натюрморты

1-599195.jpg


Между концом XVIII и началом XX веков цветочная живопись претерпела разительные изменения - от пышных букетов Иоганна Баптиста Дрехслера до обычного чертополоха и подсолнечника Густава Климта. Центром развития стала Вена, где этот жанр, в отличие от других стран, достиг непревзойденного разнообразия и значимости. Выставка "Вырази это цветами" в Оранжерее венского Бельведера собрала около ста полотен австрийских художников, чтобы привлечь внимание к этому необычному явлению и исследовать его.


Причины этой австрийской приверженности цветочным натюрмортам не совсем понятны. Но в архивах содержатся записи об активном сотрудничестве Академии изящных искусств и Венской фарфоровой мануфактуры. Первая учредила специальный класс цветочной живописи, который стал частью процесса производства предметов из фарфора. Такие изделия пользовались большим спросом у представителей растущего среднего класса в период расцвета стиля бидермейер.



2-Иоганн Баптист Дрехслер - Цветочный натюрморт - 1786.jpg

Иоганн Баптист Дрехслер - Цветочный натюрморт (1786) - Бельведер, Вена



Экспозиция демонстрирует глубокие изменения в период между Французской революцией и Первой мировой войной. "В основе выставки лежит теория о том, что цветочные картины показывают гораздо больше, чем историю художественных стилей. Они рассказывают о социальных изменениях, наслаждении экзотическими растениями и местной альпийской флорой, о великолепии эпохи Рингштрассе и хрупкости человечества", - пояснила Стелла Роллиг, генеральный директор Бельведера.



3-Франц Вернер фон Тамм - Натюрморт с морской свинкой цветами и фруктами - 1720-е.jpg

Франц Вернер фон Тамм - Натюрморт с морской свинкой цветами и фруктами - 1720-е годы



Истоки венской цветочной живописи можно найти в голландском Золотом веке, который представлен на выставке произведениями Яна ван Хёйсума и Рашель Рюйш. Первая волна интереса к таким натюрмортам возникла в Вене в период бидермейера - художники начали создавать роскошные цветочные аранжировки, подражая манере своих северных предшественников.

Бидермейер (Biedermeier) - художественный стиль в немецком и австрийском искусстве (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815-1848 годах. Слово Bieder переводится как "простодушный, обывательский". В целом псевдоним означает "простодушный господин Майер".



4-Йозеф Нигг - Цветочный натюрморт - 1838.jpg

Йозеф Нигг - Цветочный натюрморт - 1838



5-Йозеф Лауэр - Натюрморт с цветами 1839.jpg

Йозеф Лауэр - Натюрморт с цветами - 1839



6-Франц Ксавьер Грубер - Натюрморт с цветами 1838.jpg

Франц Ксавьер Грубер - Натюрморт с цветами - 1838



Выставка открывается работами некоторых малоизвестных художников той эпохи - Йозефа Клайбера, Йозефа Нигга и Франца Ксавера Грубера. Но кульминацией этого раздела стали выдающиеся картины Фердинанда Георга Вальдмюллера, который считается величайшим живописцем бидермейера. И хотя его интерес к цветочной живописи был лишь периферийным, он придал жизненную силу этому направлению. Одновременно мужскую гегемонию на рынке подорвали натюрморты, выполненные женщинами - Паулиной Куделькой-Шмерлинг и Розалией Амон.



7-Фердинанд Георг Вальдмюллер - Натюрморт с фруктами цветами и серебряной чашей 1839.jpg

Фердинанд Георг Вальдмюллер - Натюрморт с фруктами цветами и серебряной чашей - 1839 - Бельведер, Вена



8-Паулина Куделька-Шмерлинг - Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны 1834.jpg

Паулина Куделька-Шмерлинг - Цветочная гирлянда с барельефом Мадонны - 1834 - Бельведер, Вена



"Вальдмюллер занимался цветочной живописью чуть более десятилетия, но внёс много новшеств в этот жанр. Он создал как маленькие скромные натюрморты из нескольких цветов, так и роскошные картины, где с цветами конкурируют великолепные серебряные и фарфоровые сосуды. Такой подход стал источником вдохновения в особенности для Розалии Амон", - подчёркивает куратор выставки Рольф Йоханнсен.

Примерно в середине XIX века венская цветочная живопись столкнулась с кризисом. Бидермейер вышел из моды, а последний удар нанесла революция 1848 года, приведшая к фундаментальным социальным изменениям. Жанру требовался новый импульс - и он поступил в 1880-х годах, предваряя вторую волну интереса к натюрмортам. Развитие в этот раз было почти полностью связано с художницами, среди которых особого упоминания заслуживают Ольга Визингер-Флориан и Мари Эгнер. Примерно в 1900 году им удалось объединить натюрморт с пейзажем, создав "цветочный пейзаж".



9-Ольга Визингер-Флориан - Цветущие маки 1900.jpg

Ольга Визингер-Флориан - Цветущие маки - 1900



Визингер-Флориан известна больше всего своими букетами полевых цветов. Этот мотив использовали также Мари Эгнер и Тина Блау. Но вместе с тем женщины находились в фундаментально невыгодном положении по сравнению с мужчинами: их всё ещё не принимали в академию, и они зависели от частного обучения. Одним из наставников, принимавших в классы женщин, был Эмиль Якоб Шиндлер. В середине 1880-х годов он начал собирать группу, куда наряду с вышеупомянутыми художницами вошли Теодор фон Хёрманн и Карл Молль.



10.jpg

В залах выставки (1)



11.jpg

В залах выставки (2)



12.jpg

В залах выставки (3)



13.jpg

В залах выставки (4)



Основание Сецессиона в 1897 году и Венских мастерских в 1903-м ознаменовало подлинный приход модернизма в столицу Австрии. Большое влияние на австрийских художников оказали международные выставки современного искусства, например, показ работ Ван Гога в 1906 году. В последующие годы свои уникальные интерпретации подсолнухов представили Густав Климт и Эгон Шиле. "Подсолнух" Климта (1907/08) теперь считается одним из шедевров эпохи.



14-Густав Климт - Подсолнух 1907.jpg

Густав Климт - Подсолнух - 1907



До 1914 года численность жителей Вены и богатство города росли, особенно после предоставления прав евреям. Спрос на цветочные картины удовлетворяли, среди прочих, такие австрийские художники, как Антон Ромако и Карл Шух, черпавшие вдохновение у барбизонцев и импрессионистов.

Выставка завершается работами модернистов - Густава Климта и его сподвижников-сецессионистов Коломана Мозера, Михала Повольного и Эгона Шиле.



15-Эгон Шиле - Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля 1917.jpg

Эгон Шиле - Портрет доктора Франца Мартина Хабердицля - 1917 - Бельведер, Вена



Выставка "Вырази это цветами. Венская цветочная живопись от Вальдмюллера до Климта" в Оранжерее Нижнего Бельведера в Вене продлится до 30 сентября 2018 года.



От Вальдмюллера до Климта: в Вене исследуют одержимость австрийцев цветочной живописью



Tags: Австрия, живопись
Subscribe

  • Любимые художники. Арсений Мещерский. Часть 1

    Здравствуйте уважаемые. Продолжаем с вами вспоминать художников, которых я всегда привечал и уважал.В прошлый раз вспоминали о Константине Маковском.…

  • Хосе Бенлиуре-и-Хиль

    Хосе Бенлиуре-и-Хиль (Josе Benlliure y Gil), 1855-1937гг.Испания. Автопортрет Родился в 1855 году в Валенсии. Учился…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Максфилд Пэрриш. «Рассвет» (Daybreak) © Artifex.ru Сказочные полотна Максфилда…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments