КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

Амазонки русского авангарда - Надежда Удальцова (часть 1)

1915 Надежда Удальцова на фоне одного из вариантов картины Ресторан, Москва 2 (562x700, 186Kb)
Надежда Удальцова на фоне одного из вариантов своей картины «Ресторан».
Фотография. Москва, 1915 г.

Надежда Андреевна Удальцова (1885-1961) - живописец, график, педагог. Одна из амазонок русского авангарда. Наиболее ярко проявила себя в кубизме. Училась в частной студии К.Ф. Юона под руководством И.О. Дудина и Н.П. Ульянова (1905-1908). В 1908–1909 гг. совершила путешествие в Германию. Училась в Школе Кароля Киша, ученика Ш. Холлоши, в Москве. С 1911 г. работала в мастерской В.Е. Татлина на Остоженке вместе с Л.С. Поповой, В.М. Ходасевич. В 1912–1913 гг. занималась в Париже в мастерской Ла Палетт у Анри ле Фоконье и Жана Метценже. По возвращении в Москву снова работала в мастерской Татлина, где завязала тесные контакты с К.С. Малевичем, А.В. Грищенко, А.А. Весниным. Начиная с 1914 г. участвовала в выставках «Бубнового валета» в Москве и других авангардных выставках. Жена художника А.Д. Древина, арестованного и расстрелянного в 1938 г., о чем Удальцова узнала только в 1956 г. после его реабилитации. В 1933 и 1949 гг. подверглась резкой критике за формализм.


1 Вера Николаевна Прудковская (урожденная Чоглокова), мать Надежды Удальцовой (400x510, 93Kb)1889 С отцом. Орёл (404x510, 113Kb)
1. Вера Николаевна Прудковская (урожденная Чоглокова), мать Надежды Удальцовой. 2. Надежда с отцом Андреем Тимофеевичем Прудковским, г.Орел, 1889 г.

Надежда Андреевна Прудковская (Удальцова) родилась 29 декабря 1885 года (11 января 1886 года по новому стилю)) в Орле, в семье жандармского полковника Андрея Тимофеевича Прудковского (1854-1918) и его жены Веры Николаевны, урожденной Чоглоковой. Надежда была старшей из четверых детей.
1892 г. Семья переезжает в Москву в соответствии с новым служебным назначением отца.
1898г. Надежда поступает в Московскую частную женскую гимназию В.П. Гельбиг.

1906 Н. Удальцова (слева) с сестрой Людмилой Прудковскрй, Москва (431x700, 102Kb)
Н. Удальцова (слева) с сестрой Людмилой Прудковской. Москва, 1906 г.

1892 Офицеры (К папе пришли гости). Бум, цвет. кар-ши. 22 х 17,8 см. Музей Древина, Мск (575x700, 191Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Офицеры (К папе пришли гости). 1892 г.
Бумага, цветные карандаши. 22 х 17,8 см. Музей-квартира Древина, Москва.

1901 г. Первое посещение Третьяковской галереи и поездка в Петербург. Посетила Эрмитаж, Павловск, Петергоф и Царское Село. «За последнее время я очень много видела картин и статуй. Они даже во сне мне снятся». - Из Дневника Н. Удальцовой.
1904 г. Надежда с отличием заканчивает VII класс гимназии и переходит в дополнительный класс «для специального изучения русского языка и истории», так как впоследствии собирается поступать на исторический факультет Московского университета.

1900-е серед. Н. Удальцова (справа) с гимназической подругой. Москва. (510x700, 125Kb)
Н. Удальцова (справа) с гимназической подругой. Москва, середина 1900-х гг.

1905 г. Май - окончание Московской частной гимназии В.П. Гельбиг.
Август. Семья А.Т. Прудковского, служившего в жандармерии, подвергается угрозам террористов.
Сентябрь. Надежда Андреевна поступает в частную художественную школу К.Ф. Юона, где преподавали И.О. Дудин и Н.П. Ульянов.
Декабрь - восстание в Москве, начало Первой русской революции. «Прошла кровавая неделя, кажется начинает приходить в норму, но не у нас». - Из Дневника.
1906 г. «Это насилие, грабежи, потоки крови. В Москве введен военно-полевой суд,
вешают чуть не каждый день. Боже, и долго это будет. Как-то зловеще тихо, мертвенно после роспуска Думы». «Я теперь занимаюсь рисованием каждый день. В школе так славно, вообще я вся ушла в рисование». - Из Дневника.
1907 г. Получила сильное впечатление от посмертной выставки В. Борисова-Мусатова.
Лето провела в Крыму.

1908 Надежда Удальцова, Москва (510x700, 152Kb)
Надежда Удальцова. Фотография. Москва, 1908 г.

1908 г. Весной увлеклась новой французской живописью после посещения коллекции С.И. Щукина. Особенно впечатлили Ван Гог и Сезанн.
Май-июнь. Поездка в Германию: Берлин (23 мая), Дрезден (2 июня), посещает Дрезденскую галерею.
Август - держит экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но не проходит по конкурсу.
12 октября Надежда Прудковская выходит замуж за Александра Дмитриевича Удальцова и принимает его фамилию, вместе они совершают свадебное путешествие в Петербург.

1910 Н. Удальцова со своим первым мужем А. Удальцовым в маскарадных костюмах. Моска (700x548, 159Kb)
Н. Удальцова со своим первым мужем А. Удальцовым в маскарадных костюмах. Москва, 1910 г.

1909 г. Зимой Удальцова прекращает занятия в школе К.Ф. Юона.
Осенью в Звенигороде первые попытки самостоятельно работать с натуры.
1910 г. Январь - начинает работать в мастерской Кароля Киша, ученика Шимона Холлоши. «Занимаюсь у Киша третью неделю. Уже он мне много дал и именно то,
что мне нужно теперь, но пришла к печальным результатам: я знаю меньше, чем думала, и необходимы немалые усилия, чтобы выкарабкаться». - Из Дневника.
1909 Автопортрет. Бум, кар. 24,7 х 16,5 см. Музей Древина, Мск. (492x700, 98Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Автопортрет. 1909 г. Бумага, карандаш.
24,7 х 16,5 см. Музей-квартира Древина, Москва.

Летом 1910 г., после выздоровления от брюшного тифа, Н. Удальцова жила в Петровском-Разумовском, работала над серией рисунков «Деревья».
Декабрь. «Была вчера на "Бубновом валете". Какой-то рационалистический век настал. Взяв теорию современных французов, они оголили ее, и еще больше отняв индивидуальную окраску, которая есть у французов, они не дали своей, и получились довольно грубые примеры на заданные правила дополнительных цветов. Кое-что свое дал только Фальк. Он искреннее других, и в его пейзажах не отразилась поголовная зараза Пикассо. Краски поразительно противные, прежде всего, они не живописны.
Писать ярко - еще не значит быть живописцем, пора бы об этом подумать. Но до какой степени все это отзывается нижегородским. Обидно даже, люди-то не без таланта». - Из Дневника.

1910-е Н. Удальцова в Крыму. (531x700, 207Kb)
Н. Удальцова в Крыму. Фотография 1910-е гг.

1911 г. «Работы Фаворского мне уже не кажутся такими недостижимыми, я многому научилась от него и техническому. И к тому же его теперешнее отношение к натуре очень близко мне». «Эрмитаж много перевернул во мне, сильно подействовали немцы и Тициан, про Рембрандта я не говорю. Эти глубокие чистые краски, ясные разграниченные плоскости, грани складок, сдобность какая-то техники поразили меня». - Из Дневника.

1909 Дерево. Бум, тушь, перо. 16х10,5(в свету); 30,5х21,5 см. Орловский ХМ (441x700, 94Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Дерево. 1909 г. Бумага, тушь, перо.
16х10,5 (в свету); 30,5х21,5 см. Орловский музей изобразительных искусств.

1909-1911 Синие деревья. Бум, кар, цвет. кар-ши. 26,5х21 см. (Частное собр, Франкфурт-на-Майне) (559x700, 145Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Синие деревья. 1909-1911 гг. Бумага, карандаш,
цветные карандаши. 26,5 х 21 см. Частное собрание, Франкфурт-на-Майне, Германия.

1912 г. Ноябрь. Начало занятий в парижской академии Ла Палетт под руководством Анри Ле Фоконье, Жана Метценже и Андре Дюнуайе де Сегонзака. Среди учеников - Л.С. Попова, М. Киселева, И. Соботка и Й. Чаки; там также бывали В.И. Мухина и Б. Терновец.
1913 г. Весна. Надежда Удальцова возвращается из Парижа в Москву.
Осень - работа в студии Владимира Татлина на Остоженке.
8 сентября в Крыму умерла мать Удальцовой - Вера Николаевна. Удальцова осталась с тремя малолетними сестрами Варварой, Тамарой и больной Людмилой. «Мила не выздоравливает. Папа и наша беспомощность перед грядущими бедствиями. Варя и Тамара, несчастные дети, что я буду делать с ними». - Из Дневника.

1912-1913 Обнаж. модель. Бумага, карандаш 26,5 х 20,2 (502x700, 421Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Обнаженная модель. 1912-1913 гг.
Бумага, карандаш, 26,5 х 20,2 см. Музей-квартира Древина, Москва.

1913 Сидящая фигура. Париж. Бум, кар. 26,6 х 20,5 см. ЧС (554x700, 154Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Сидящая фигура. Париж. 1913 г. Бумага, карандаш.
26,6 х 20,5 см. Частное собрание.

1912 Пейзаж с желтым домиком. Бум, акв. 12 х 16 см. ЧС, Лондон (700x517, 116Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Пейзаж с желтым домиком. 1912 г. Бумага, акварель. 12 х 16 см.
Частное собрание, Лондон.

1913 Дом среди деревьев. Бум, цвет. кар-ши. 29,3 х 26,5 см. Гал. Гмуржинска, Кёльн (700x475, 134Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Дом среди деревьев. 193 г. Бумага, цветные карандаши. 29,3 х 26,5 см.
Галерея Гмуржинска, Кёльн.

1913 Бум, граф. кар. 26,5x20,2 см. ГТГ (531x700, 116Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Деревья. 1913 г. Бумага, графитный карандаш.
26,5 x 20,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912-1913 Мужской портрет. Бум, кар. 22 х 12 см. Музей Древина, Мск (534x700, 104Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Мужской портрет. 1912-1913 гг. Бумага, карандаш.
22 х 12 см. Музей-квартира Древина, Москва.

В январе 2012 года в Москве по сообщениям СМИ ограбили Музей-квартиру Древина, в которой находилось много работ Н. Удальцовой и ее второго мужа А. Древина См. подробнее здесь
28 января 2012 г. внучка художников Екатерина Древина пишет жалобу на имя главного прокурора Москвы по поводу отказа властей открыть уголовное дело: «Украденные картины, эскизы, рисунки и скульптуры - это наследие не только нашей семьи, но это национальное достояние России и всего мира».
На пресс-конференции в феврале 2012 г. Екатерина Древина заявила, что из квартиры в Брюсовом переулке украдено 80 картин и рисунков Древина и Удальцовой, а также архив Древина. Некоторые материалы из архива были обнаружены на московском блошином рынке в Измайлове. В декабре того же года появилось сообщение о том, что две из похищенных картин А. Родченко найдены у посредника, пытавшегося их продать антикварам. Остальные картины до сих пор не найдены.

1910-е Эскиз театральной декорации. Бум, акв. 31,5 х 41,5 см. Гал. Гмуржинска, Кёльн (700x516, 151Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Эскиз театральной декорации. 1910-е гг. Бумага, акварель. 31,5 х 41,5 см.
Галерея Гмуржинска, Кёльн.

1912 Музыкальные инструменты. (2) (520x700, 110Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Музыкальные инструменты. 1912 г.

1912-1913 Швея. Эскиз. Бум, гуашь. 27.5 x 17 cm. Аук 888 Auctions, ОН Канада 2019 (442x700, 134Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Швея. Эскиз. 1912 г. Бумага, гуашь. 27,5 x 17 см.
Аукцион 888 Auctions, Ричмонд-Хилл, Онтарио, Канада, 2019 г.

1912-1913 Швея. ГТГ + (532x700, 164Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Швея. 1912-1913 гг. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912-1913 Швея. Х, м. 70,5 х 70 см. ГТГ. Дар Г.Костаки (694x700, 315Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Швея. 1912 г. Холст, масло. 70,5 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Г. Костаки.

1913 Композиция. 114 x 135 см. Переяславль-Залес музей.-заповедник (700x598, 232Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1913 г. Холст, масло. 111,5 x 133 см.
Переславль-Залесский музей-заповедник, Ярославская обл.

1913 Н. Удальцова. Воронцово, лето 1913 г. (700x561, 158Kb)
Н. Удальцова. Воронцово. Фотография, лето 1913 г.

1914 г.

В январе 1914 г. на выставке общества «Бубновый валет» (Б. Дмитровка, дом Р.Б. Левинсона) Н. Удальцова впервые выставила кубистическую «Композицию». Среди участников выставки Жорж Брак, Андре Дерен, Морис Вламинк, Александра Экстер, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Анри Ле Фоконье, Казимир Малевич, Илья Машков, Алексей Моргунов, Пабло Пикассо, Любовь Попова. О работах Удальцовой на этой выставке упоминает в своей рецензии А. Грищенко.
Зимой 1914-1915 гг. Н. Удальцова посещала еженедельные собрания по искусству «Кубистического кружка» в квартире Л. Поповой на Новинском бульваре, 117, где бывали В. Татлин, Б. Терновец, А. Грищенко, Вера Пестель, А. Веснин, Б. Виппер, отец П. Флоренский, Б. фон Эдинг и др.

1913-1914 Этюд кубист. головы. Бум, смеш. техн.. 31,3 x 21,4 см.Erlenbach, Switzerland Zürichsee Auktionen 2010 (700x532, 79Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Этюд кубистической головы. 1913-1914 гг. Бумага, смешанная техника.
31,3 x 21,4 см. Аукцион Erlenbach, Switzerland Zürichsee Auktionen, Цюрих, 2010 г.

1914 Обнаженные в пейзаже. Бум, акв, кар. 26,1 х 34,9 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (700x597, 154Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Обнаженные в пейзаже. 1914 г. Бумага, акварель, карандаш. 26,1 х 34,9 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (б. коллекция Г. Костаки)

1913-1914 Желтый кувшин. Х, м. 70.7 x 52.3 см. (Музей. Г.Костаки) 2 (523x700, 190Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Желтый кувшин. 1913-1914 гг. Холст, масло. 70,7 x 52,3 см.
Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Г. Костаки.

1913-1914 Натюрморт на столе. Х, м, коллаж 65х50 см. (Аукцион) (584x700, 129Kb)
Н.А. Удальцова ? (1885-1961). Натюрморт на столе. 1913-1914 гг.
Холст, масло, коллаж. 65 х 50 см. Частное собрание.

1914 Натюрморт с бутылками. Бум, акв. 26 by 19.5 cm. Сотбис Нью-Йорк 2015 (700x490, 120Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт с бутылкой. Двусторонний рисунок. 1914 г. Бумага, карандаш.
26 х 19,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2015 г. Лот продан за $ 30,000 дол.

1914 Натюрморт. Эскиз. Бум, кар. 26,5 х 21 см. Музей Древина (501x700, 162Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. Эскиз. 1914 г. Бумага, карандаш.
26,5 х 21 см. Музей-квартира Древина, Москва.

1914 Композиция. (Аукцион) (566x700, 478Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1914 г. Холст, масло. 46 x 38 см.
Частное собрание.

1914 Гитара. Фуга. Х, м. 53 х 43 см. ГТГ (572x700, 190Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Гитара (Фуга). 1914 г. Холст, масло. 53 х 43 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Г. Костаки.

1914 Композиция. Б.г. АТР. Карт, акв.  39,5 x 27 cm. Аук The Bru Sale Gallery 2017 (525x700, 134Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961), атрибуция. Композиция. Картон, акварель. 39,5 x 27 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2017 г.

1910-е Кубист. натюрморт. Карт, м. 75.6 x 51.2 cm. Аук Heritage Auctions, Даллас ТХ 2008 (466x700, 132Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубистический натюрморт. 1910-е гг. Картон, масло.
75,6 x 51,2 см. Аукцион Heritage Auctions, Даллас, штат Техас, США, 2008 г.

1914 Кубизм. (Музей Тиссена, Испания) (587x700, 249Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубизм. 1914 г. Холст, масло. 72 х 60 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

1910-е Гитарист. (Аукцион) (466x700, 143Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Гитарист. 1910-е гг. Частное собрание.

1914 Натурщица. Кубистическая композиция. Х, м. 106 x 71 см. ГРМ (455x700, 196Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Натурщица. Кубистическая композиция. 1914 г.
Холст, масло. 106 x 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Здесь нельзя не вспомнить французских учителей Н. Удальцовой,
например Жоржа Брака:

ФОТО Ж. Брак - Скрипка и кувшин, 1910 Ххолст, масло. Художественный музей (Базель (429x700, 149Kb)
Жорж Брак (1882-1963). Скрипка и кувшин. 1909-1910 гг. Холст, масло.
116,8 х 73,2 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.

1914 Этюд для картины Натурщица Бум, масло. 46.5 x 35 cm. (524x700, 180Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Этюд для картины «Натурщица». 1914 г.
Бумага, масло. 46,5 x 35 см. Частное собрание.

1915 Надежда Удальцова, ее сестра Варвара, Любовь Попова и неизвестный мужчина. Станция Влахернская — копия (564x700, 171Kb)
Надежда Удальцова, ее сестра Варвара Прудковская, Любовь Попова и неизвестный
мужчина. Лето 1915 г. Станция Влахернская, недалеко от Москвы.

1915 г.

В марте 1915 г. восемь кубистических работ Н. Удальцовой, среди которых «Ресторан», «Натурщица с гитарой», «Скрипка» экспонируются на Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Среди участников К. Богуславская, И. Клюн, К. Малевич, Моргунов, Л. Попова, И. Пуни, О. Розанова, В. Татлин, А. Экстер.
Удальцова пишет текст к иллюстрированному буклету «Владимир Евграфович Татлин» (Пг., 1915, издание «Нового журнала для всех»), первой публикации о творчестве Татлина. Буклет (как и брошюра Казимира Малевича «От кубизма к супрематизму») издан к открытию в Петрограде в декабре 1915 года Последней футуристической выставки «0,10», на которой были показаны ее «Музыка», «Кухня», «Бутыль и рюмка», «Автопортрет», «Синий кувшин» и «Желтый кувшин». В выставке участвовали Альтман, Богуславская, Васильева, Каменский, Клюн, Малевич, Меньков, Пестель, Попова, Пуни, Розанова, Татлин. Начало конфликта Н. Удальцовой с В. Татлиным.

1914-1915 Натюрморт. Молоток и кружка. Х, м. 49 х 63 см. ГМИИ Дагестана, Махачкала (2) (700x578, 167Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. Молоток и кружка. 1914-1915 гг. Холст, масло. 49 х 63 см.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.

1914-1915 Натюрморт. Холст, масло. 67 x 89 см. ГРМ (700x522, 179Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. 1914-1915 гг. Холст, масло. 67 x 89 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1914-1915 Новь. Х, м. 60 х 48 см. Вятский ХМ (556x700, 259Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Новь. 1914-1915 гг. Холст, масло. 60 х 48 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1914-1915 Скрипка. Х, м. 70,3 х 53,4 см. МСИ Салоники, Кол. Г.Костаки (525x700, 88Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Скрипка. 1914-1915 гг. Холст, масло. 70,7 х 53,4 см.
Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Г. Костаки.

1915 Автопортрет с палитрой. Х, м. 72 х 53,5 см. ГТГ (508x700, 217Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Автопортрет с палитрой. 1915 г. Холст, масло. 72 х 53,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915 Бутыль и рюмка. Х, м. 40 х 31 см. ГТГ (535x700, 172Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Бутыль и рюмка. 1915 г. Холст, масло. 40 х 31 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915 Бутыль и рюмка. Фрагмент. Х, м. 40 х 31 см. ГТГ (700x700, 225Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Бутыль и рюмка. Фрагмент. 1915 г. Холст, масло. 40 х 31 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915 Бутыль и рюмка. Вариант. Место. неизвестно (548x700, 182Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Бутыль и рюмка. Вариант композиции. 1915 г.
Местонахождение неизвестно.

1915 За пианино. Х, м. 107х89 см. (Худ. гал. Йельского ун-та, США) + (584x700, 185Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). У пианино. 1915 г. Холст, масло. 107 х 89 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Дар собрания Société Anonyme.

1914 Эскиз к картине Красная фигура. Бум, кар, цвет. кар-ши. 35 х 26 см. ЧС, Франкфурт-на-Майне. (474x700, 145Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Эскиз к картине «Красная фигура». 1914 г.
Бумага, карандаш, цветные карандаши. 35 х 26 см. Частное собрание,
Франкфурт-на-Майне.

1915 Красная фигура. Эскиз. Бум, м. 36 x 24 см. (473x700, 147Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Красная фигура. Эскиз. 1915 г.
Бумага, масло. 36 x 24 см.

1915 Красная фигура. Х, см. 70 х 70 см. Худ. музей, Ростово-Яросав. Ростовский Кремль2 (700x700, 227Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Красная фигура. 1915 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ярославская обл.

1915 Кубистический портрет, 1915 (417x700, 142Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубистический портрет. 1915 г.

1915 Гитара. Х, м. 63.5 x 49.5 cm. Аук Heritage Auctions, Даллас ТХ 2008 (574x700, 129Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Гитара. 1915 г. Холст, масло. 63,5 x 49,5 см.
Аукцион Heritage Auctions, Даллас, штат Техас, 2008 г.

1915 Кубистическая композиция. Холст, масло. 81x66 см. ГРМ (580x700, 224Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубистическая композиция. 1915 г. Холст, масло. 81 x 66 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915 Кухня. Х, м. 159,5x133 см. (Екатеринбург. ГМИИ) (2) (582x700, 210Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Кухня. 1915 г. Холст, масло. 159,5 x 133 см.
Этой картиной гордятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств:





"Кухня" (1915) Надежды Удальцовой



1915 Кухня. Холст, масло. 66x81,5 см. ОРИГИНАЛ ИЗ ВИКИ. Русский музей (700x560, 210Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Кухня. 1915 г. Холст, масло. 66 x 81,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915 Музыкальные инструменты. Х, м. 67x80 см. ГРМ (700x574, 92Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Музыкальные инструменты. 1915 г. Холст, масло. 67 x 80 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915 Ресторан. Х, м. 134 x 116 см. ГРМ (609x700, 194Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Ресторан. 1915 г. Холст, масло. 134 x 116 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915 Синий кувшин. Х, м. 44,5 х 35,5 см. ГТГ (541x700, 171Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Синий кувшин. 1915 г. Холст, масло.
44,5 х 35,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1915 Синий кувшин. Х, м, коллаж. Первый вариант. Не сохранился. (527x700, 175Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Синий кувшин. Первый вариант. 1915 г.
Холст, масло, коллаж. Не сохранился.
Как и многие русские авангардисты, Н. Удальцова не обошлась без подделок на арт-аукционах ввиду,
якобы, легкости и простоты копирования оригиналов:

1915 Справа - Синий кувшин. Слева -Натюрморт на столе, подделка  (700x453, 150Kb)
Справа «Синий кувшин» 1915 года из Третьяковской галереи, слева «Натюрморт на столе», приписанный
Надежде Удальцовой в каталоге аукциона Nagel 26 апреля 2007 года (см. выше 1913-1914 гг.)

ФОТО 1916 Экстер перед картинами Надежды Удальцовой Ресторан и Скрипка на выставке Магазин, Москва, (534x700, 182Kb)
Александра Экстер перед картинами Надежды Удальцовой «Ресторан» и «Скрипка»
на выставке «Магазинъ». Москва, 1916 г.

1916 г.

В марте 1916 г. Н. Удальцова принимает участие в футуристической выставке «Магазинъ» в Москве на Петровке, 17,
в которой участвуют Бруни, Васильева, Малевич, Моргунов, Пестель, Попова, Родченко, Татлин, Толстая, Удальцова, Экстер, Юстицкий. Разрыв отношений с В. Татлиным.
Летом гостила у Любови Поповой под Ярославлем, затем у С. Каретниковой в Воронцове под Москвой
(после 15 июля).
Сентябрь – муж Александр Удальцов призван на военную службу, Надежда Удальцова остается без средств
к существованию.

1915-1919 Композиция с тремя фигурами. Вятский ХМ им. бр. Васнецовых (700x520, 181Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция с тремя фигурами. 1915-1919 гг. Вятский художественный музей
имени В.М. и А.М. Васнецовых, город Киров (!)

1915-1920 Комп. с четырьмя фигурами. Х, м. 67 x 107 cm. Эстимейт 130.000-150.000 евро. Аук Dorotheum, Вена 2004. (700x439, 97Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция с четырьмя фигурами. 1915-1920 гг. Холст, масло. 67 x 107 см.
Аукцион Dorotheum, Вена, 2004 г. Эстимейт €130.000-150.000 евро.

1915-1920 Библиотека. Х, м. 50 x 67 см. ЧС  (700x555, 111Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Библиотека. 1915-1920 гг. Холст, масло. 50 x 67 см. Частное собрание.

1915-1916 Машинистка. Х, м. 104х81,5 см. (Пермская худ. гал.) (557x700, 163Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Машинистка. 1915-1916 гг. Холст, масло. 103,5 х 81 см.
Пермская государственная художественная галерея / Частное собрание.

СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НАДЕЖДЫ УДАЛЬЦОВОЙ 1916-1917 гг.

1916 Композиция +. Бум, гуашь. 23,7 х 15,3 см. Галерея Гмуржинска, Кёльн (451x700, 77Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1916 г. Бумага, гуашь.
23,7 х 15,3 см. Галерея Гмуржинска, Кёльн.

1916 Композиция ++ с оранжевым треугольником. (Собр. семьи Древиных, Москва) (700x444, 71Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция с оранжевым треугольником. 1916 г. Музей-квартира Древина, Москва.

1915 В.Е. Татлин и Н.А. Удальцова (крайние слева) среди друзей. Влахернская, лето 1915 г. (700x490, 146Kb)
В.Е. Татлин и Н.А. Удальцова (крайние слева) среди друзей. Станция Влахернская под Москвой.
Фотография, лето 1915 г.

Причастность к супрематизму связана для Н. Удальцовой с приглашением от Н.М. Давыдовой в октябре 1916 г. принять участие в изготовлении декоративных рисунков для артели вышивальщиц «Вербовка». Удальцова, как и другие приглашённые художники, сделала ряд супрематических эскизов. Выполненные по ним вышивки были показаны на Второй выставке современного декоративного искусства (1917, Москва). А затем последовало участие в художественном кружке К. Малевича «Супремус».
Ноябрь 1916 г. Три фактурно-беспредметные композиции «Живописное построение»
показаны на обновленной выставке общества художников «Бубновый валет» в Москве в Салоне К. Михайловой «Единорог» на Большой Дмитровке. Среди участников: Альтман, братья Бурлюки, Богуславская, Шагал, Лентулов, Экстер, Фальк, Клюн, Куприн, Попова, Пестель, Пуни, Розанова.

1916 Декоративная композиция № 3.  Бум, гуашь. 24 х 37 см. Галерея Кулинг, Лондон (700x452, 98Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Декоративная композиция № 3. 1916 г. Бумага, гуашь. 24 х 37 см.
Галерея Кулинг, Лондон.

1915-1916 абстракт. комп. Карт, гуашь.10,25 x 8,75 дюйм. Аук Kaminski Auctions, Essex, MA, US 2010 (700x275, 76Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961), атрибуция. Три абстрактные композиции. 1915-1916 гг. Картон, гуашь.
3 х 26 х 22,3 см. Аукцион Kaminski Auctions, Эссекс, штат Массачусетс, США, 2010 г.

1915-1916 Абстрактная композиция-1. Атрибуция. (Аукцион) (584x700, 120Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961), атрибуция. Абстрактная композиция (1). 1915-1916 гг.
Картон, гуашь. 26 х 22,3 см. Аукцион Kaminski Auctions, Эссекс, штат Массачусетс, США, 2010 г.


«Сегодняшний день можно запомнить. Сегодня моя мысль о цвете подтвердилась на опыте и дала
положительные результаты. Я даже не думала, вчера измучилась в поисках цвета, сегодня стало ясно:
гармония зависит от соответствий цветов, обладающих известными качествами — тяжестью и глубиной»
(Н. Удальцова. Из Дневника)

Абстракт. комп. Карт, гуашь. 14.5x20.5 см. Аук WorthPoint Corporation. (516x700, 99Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Абстрактная композиция. 1916 г. Картон, гуашь.
20,5 х 14,5 см. WorthPoint Corporation.

Зима 1916-1917 гг.

Н. Удальцова участвует в создании художественного общества «Супремус». Собрания, в которых участвовали К. Малевич, В. Татлин, М. Меньков, И. Клюн, А. Крученых, Н. Давыдова, О. Розанова, А. Экстер, В. Пестель и др., проходили в квартире Удальцовой на Смоленском бульваре, 65. Тогда же возник проект неосуществленного журнала «Супремус», материалы для которого собирала Ольга Розанова. На этом связь Удальцовой с супрематизмом завершилась.

1916 Композиция (Скрипка). Частное собр. (520x700, 116Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция (Скрипка). 1916 г. Частное собрание.

1916 Натюрморт. Х, м. 44,5 х 35,5 см. Н-Новгород ХМ (560x700, 196Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. 1916 г. Холст, масло. 44,5 х 35,5 см.
Нижегородский государственный художественный музей.

1916 Композиция. (Собр. семьи Древиных, Москва) + (700x683, 187Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1916 г. Музей-квартира Древина, Москва.

1916 Эскиз дизайна дамской сумки. Бум, граф. кар, гуашь.. 47,5х31,5 СОВКОМ 2006. (405x570, 65Kb)1916 Эскиз дизайна дамской сумочки. Бум, акв, кар. 31 by 21cm, Сотбис Лондон 2018  (398x570, 128Kb)
Н.А. Удальцова (1885-1961). 1. Эскиз дизайна дамской сумки. 1916 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 47,5х31,5 см. Аукцион «СОВКОМ», Москва, 2006 г. 2. Эскиз дизайна дамской сумочки. 1916 г. Бумага, акварель, карандаш. 31х21см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.

1910-е Н. Удальцова. (700x565, 200Kb)
Н.А. Удальцова. Фотография 1910-е гг.

1917 г.

В марте 1917 года Н. Удальцова вступила в Союз «Свобода искусству» в Петрограде.
В апреле принимала участие в выставке-аукционе картин, скульптур и прикладного искусства в помощь освободившимся политическим заключенным.
В мае-июне стала одним из организаторов Левой (молодой) федерации профессионального союза художников Москвы и вошла в состав его Совета вместе с А. Грищенко, К. Малевичем, О. Розановой, В. Татлиным и Г. Якуловым.
16 июля 1917 года отец Надежды Удальцовой Андрей Тимофеевич Прудковский уволен в отставку генерал-майором
Осенью участвовала в работах по декорированию кафе «Питтореск».
25 октября (7 ноября) 1917 года свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция…


ФОТО 2003 Амазонки авангарда, 2003 (525x700, 123Kb)
Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова.
Под редакцией Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Перевод с англ. Москва,
Издательство «Галарт», 2001 г. Стр. 270-295. На обложке картина Л.С. Поповой
«Композиция с фигурами». 1913 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 456-457, 464-465.

ФОТО Н. Удальцова - Жизнь русской кубистки. Москва, РА, 1994 (531x700, 66Kb)
Н. Удальцова. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. Составители:
Е.А. Древина и В.И. Ракитин. Москва, Литературно-художественное агентство «RA»
(Русский авангард), 1994 г. – 208 стр., илл. (Серия «Архив русского авангарда»). Тир. 1000 экз.

ФОТО Е.Древина Надежда Удальцова. М, 1997 г (602x700, 130Kb)
Екатерина Древина «Надежда Удальцова». Монография. Москва, Издательство «Трилистник»,
«Белый город», 1997 г. – 80 стр., илл. (Серия «Мой музей»). Формат 28,5 х 24,5 см.
Отпечатано в Италии.





Надежда Удальцова. Между кубизмом и реализмом


Амазонки русского авангарда - Надежда Удальцова


Продолжение следует



Tags: Россия, авангард, живопись, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment