Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Category:

Тайское храмовое искусство.

Неизвестный Таиланд.Часть 3.Тайское храмовое искусство и архитектура(1)




Ват Бенчамабопхит в Бангкоке.

До образования первого крупного тайского государства Сукхотай области Таиланда (а с XII в. и вся страна) входили в состав монских и кхмерских государств Бапном, Дваравати, Ченла и Камбуджадеша. После падения Камбуджадеши тайские государства Сукхотаи, Аютия и Бангкок стали основными наследниками камбоджийской культуры, поскольку в Камбодже не было условий для её развития. Тайская архитектура берёт начало от камбоджийской.


Все развитие тайской художественной культуры связано с буддизмом, который в тайском варианте включил в себя и некоторые индуистские мотивы.  В монументальной архитектуре основные типы построек — ступа и храм. Тайские ступы восходят к монским и кхмерским прототипам (прасанг, прасат, чеди; приставка «пра» означает «святой»). Основой развития храмов является вехан — здание с кирпичными или каменными колоннами и деревянной крышей. 



Наиболее ярким примером архитектурного творчества тайцев является комплекс храмов и Большого королевского дворца в Бангкоке.


Строения  , находящиеся на территории храмов, имеют различную форму и значение — это обычно святилища, залы для религиозных церемоний, библиотеки и школы. Стены могут украшать сцены из индуистского эпоса («Рамакиен»: Король Рама 2 перевёл Рамаяну на тайский язык) и изображения мифологических животных. Во дворе монастырей часто встречается священное дерево Бодхи. Здесь также представлены многочисленные скульптуры мифических существ, обладающих сверхъестественной силой и охраняющих монастырь. 


Несмотря на то, что храмовая архитектура в Таиланде на протяжении многих лет претерпевала изменения, все архитектурные стили придерживаются одних и тех же принципов. Тайский храм, за редким исключением, состоит из двух частей: Пхутта-вата и Сангха. Пхутта-вата  — место, посвященное Будде. Оно включает в себя несколько зданий:



Мандапа, Ват-Ратчанадда

Мандапа  — квадратное или крестообразное здание, святыня в тайском буддийском храме или храмовом комплексе. Здесь могут храниться реликвии, священные писания . В отличие от мандапы кхмерского или индийского храма, которые являются частью более крупной структуры, тайская Мандапа является самостоятельным помещением.



Ступа    — сооружается в форме колокольчатой ​​башни, часто покрытой золотом, здесь устраивается камера для размещения реликвий.




Пранг  — тайская версия кхмерского храма-башни, устраивалась в храмах периода Сукхотаи и Аютти.




Убосот  — самая священная область Ват. Восемь камней Сема   отмечают освященную область.




Вихара   — в тайских храмах обозначает место, в котором хранятся основные изображения Будды. Это зал, где собираются монахи и миряне.






Хотрай  — храмовая библиотека или хранилище Священных Писаний. Строится в виде тора, кубического здания, где пирамидальная крыша поддерживается колоннами.




Сала, Гамбург.
Сала  — открытый затенённый павильон, место для отдыха.






Sala kan parian  — большой открытый зал, где миряне слушают проповеди или получают религиозное образование. Используется для произнесения молитв во второй половине дня.




Ho rakhang  — колокольня, используется для пробуждения монахов и объявления утренних и вечерних церемоний.




Phra rabiang  — строится вокруг священной внутренней области как обитель для проживания.
Дополнительно у храма строятся крематорий или школа.


Сангхават



Сангхават  содержит жилые кварталы монахов. Расположены внутри стены, окружающей храм. Район сангхават может иметь следующие здания:



Кути  — небольшое строение на сваях для размещения монаха размерами около 4 х 2,3 метров. Современные кути имеют форму жилого дома с небольшими комнатами для монахов.Сангхават может также содержать «Ho rakhang» (колокольню) и «Sala Kan Parian» (зал для проповеди). В нем может размещаться большинство функциональных зданий, таких как кухня и санитарные здания.


Элементы храма



Формы крыши.

Важным элементом тайского храма является множество ярусов крыши. Чаще устраивается два или три яруса, но у некоторых королевских храмов имеются четыре яруса. Использование нескольких ярусов крыши эстетично и функционально. Поскольку храмовые залы большие, их крыши делают массивными. В крыше делается несколько разрывов для освещения зала. Вода не проникает через разрывы. Двустворчатая крыша может иметь 2-4 разрыва в каждом ярусе.




Кровельные покрытия

Большинство украшений храма прикреплены к длинной тонкой панели на краю крыши у торцов. Такая декоративная конструкция называется ламионгом. Ламионги делаются в волнистой или змеевидной форме. Их нижняя часть делается в форме головы, повернутой вверх и обращенной от крыши. На вершине ламионга расположен большой изогнутый орнамент, называемый чофах (chofah), который напоминает клюв птицы.


Популярные изображения в храмах




Гаруда





Равана

В тайской Тхераваде культуре соединились буддийские и индуистские элементы иконографии. В иконографии Таиланда распространены следующие изображения: четырехрукий Вишну; восьмирукий Шива; слоноголовый Ганеша; гаруда (получеловек-полуптица); змееподобные наги, дракон и кобра; духи-стражи якша.Равана   — правнук Брахмы, внук великого Пуластьи, сын Вишравов. Был повелителем ракшасов и мифическим владыкой острова Ланка, персонаж эпоса «Рамаяна», антагонист главного героя — Рамы. По преданию имел десять голов и имел поэтому имя Дашагрива, «Десятишеий»


Статуи и украшения: божества, демоны и мифические существа



Статуя Киннары около храма Ват Пхра Кео, Бангкок (Таиланд).




Апсара


Апсары ( «многоводные») — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды (ср. с нимфами в греческой мифологии). Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности.



Айравата.



Айравата (  «восставший из вод») в индуизме — белый слон, вахана бога Индры. У Айраваты четыре бивня и семь хоботов. Его супруга — слониха Абхараму.




Ганеша


Ганеша, или Ганапати   — в индуизме бог мудрости и благополучия с головой слона. Один из наиболее известных и почитаемых богов индуистского пантеона.




Гаруда


Гаруда — мифический царь птиц в индуистской и в буддийской традиции, получеловек и полуптица. В индуизме ездовая птица солнечной природы (вахана) бога Вишну. В буддизме Ваджраяны Гаруда — идам, один из символов просветлённого ума.




Хануман


Хануман — чтимое в индуизме обезьяноподобное божество, сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Один из главных героев «Рамаяны», предводитель одного из войск ванаров, также друг Рамы и Ситы. В шиваизме считается одной из аватар Шивы.




Индра


Индра — наиболее популярное по количеству упоминаний Божество «Ригведы». Царь богов и повелитель небесного царства в ведизме и индуизме. Он властелин Сварги (рая; Индра-локи), где царит радость ментального и физического бытия и отсутствует смерть. Он также описывается как Божество света, молнии, дождя, речных потоков и войны. Индра — предводитель воинства Богов в их борьбе с асурами, его также считали покровителем варны кшатриев.




Киннары


Киннары — в индийской позднейшей мифологии особый класс полубогов или духов, обитающих в раю бога Куберы на горе Кайласа и являющихся небесными певцами и музыкантами.



Макара



Макара— мифическое морское чудовище, известное в индийской традиции и у ряда народов, на которые эта традиция оказала влияние. Макара часто представляется гигантским водным животным (индийский вариант левиафана), сочетающим в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Является ваханой Варуны, Ганги и символом бога Камы.В индуизме соответствует обозначению зодиакального созвездия Козерога.




Наги


Наги — змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй.




Рама



Рама — аватара Вишну, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи.


 


Шива


Шива  — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периодыШива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной.




Вишну


Вишну — верховное божество в вишнуизме. В индуистской мифологии наряду с Брахмой и Шивой является одним из богов Тримурти (триады божеств), где выполняет функции охранителя мироздания.В различных направлениях индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, самыми популярными из которых являются Кришна и Рама.Последователи традиции смарта почитают Вишну как одну из пяти основных форм Бога.




Якша


Якша  , или яккха на языке пали — в индуизме, буддизме и джайнизме — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ. Женская форма — якши или якшини. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.



Представители различных школ буддизма обосновались на территории современного Таиланда задолго до её заселения тайскими народами. Местная буддийская традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки (III век до н. э.)




Сангха -буддийская монашеская община


В настоящее время управление сангхой делится на администрацию провинции, района и тамбона. Тамбон состоит из десяти - двадцати деревень и включает минимум 5 монастырей. Около 50 тыс. деревень сведены в 5100 тамбонов. Самой мелкой административной единицей является монастырь, которых в стране более 32 тыс. Ответственность за монастырь несёт настоятель, назначаемый буддийским комитетом района или провинции. Провинциальный комитет отвечает за состояние буддизма в провинции, его пропаганду, организует общественные работы по строительству и ремонту монастырских зданий. При каждом монастыре имеется религиозный совет, в состав которого входят старшие монахи, представители деревенской элиты, в их числе богатые меценаты. При такой системе религиозными активистами оказываются не только 400 тыс. членов сангхи, но и сотни тысяч уважаемых граждан страны. Ведущую роль в подготовке кадров играют буддийские университеты Махамакут и Университет Маха Чулалонгкорн[en], расположенные в Бангкоке.



ТаиландВ стране функционируют две крупные организации: Ассоциация буддистов Таиланда и Ассоциация молодых буддистов, в которые входят буддийские организации государства, обществ, и части, предприятий и учреждений, учебных заведений, воинских подразделений. Эти ассоциации и их многочисленные филиалы занимаются пропагандой буддизма через ТВ, радио, печать, организуют семинары, фестивали, праздники, конкурсы и т. дВ следующих постах покажу основные историко-архитектурные сакральные памятники этой страныПродолжение следует...
Tags: архитектура, искусство, история, религия
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments