yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Музыка души, разорванной войной. И тот, кто ее не испугался

Пелену пафосно-красочных празднований 9 мая вдруг прорвали подлинные, неприукрашенные звуки войны. На территорию смертельной угрозы, смертного боя и разрыва души отважилась зайти студенческая «Академия Русской Музыки». И сделала это с такой мерой серьезности, какой не достигли многие куда более взрослые господа.

9.05.2021. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. «И свет во тьме светит, и не объяла тьма его…». Н. Мясковский. Две пьесы для струнного оркестра. Д. Шостакович. Камерная симфония для струнного оркестра (оркестровка Р. Баршая). Г. Галынин. Сюита для струнного оркестра. 

«Академия Русской Музыки». Художественный руководитель и дирижер Иван Никифорчин.

«Академия Русской Музыки»
«Академия Русской Музыки»

Советую взять это имя на заметку – Иван Никифорчин. Во-первых, этот молодой человек делает то, до чего как-то не додумался и на что-то как-то не решается никто из его взрослых коллег,  а именно – отдает исполнительское предпочтение РУССКОЙ музыке. Во-вторых, подкупает его профессиональная концентрация, требующая от оркестра проникновения  в исполняемое на максимальную глубину. И поэтому в свои 26 он производит, я бы сказал, отдельное впечатление.

Только музыка умеет по-настоящему глубоко и объемно  передать, что творилось тогда у людей внутри. И отечественная музыка – как никакая другая. Но ее не исполняют почти… «Ленинградская» симфония Шостаковича, да, на слуху. Иногда удостаивают вниманием 5-ю симфонию Прокофьева и его военные сонаты. Это ничтожно мало. И потому, я думаю, нет уже в нас нынешних ни должного понимания ТОГО СТРАШНОГО, ни настоящего прочувствования.

Никифорчин 9 мая создал именно объем чувства. Исполнил программу-откровение.

Николай Мясковский
Николай Мясковский

Две пьесы Мясковского – как вступление в тему. Поднимается, нарастает волна скорби. Доходит до скрипок, скрипки делают привычный лирический вдох, а не дышится… И вздрагивают скрипки, и будто покатились  нечаянные слезы. Но останавливается слеза, потому что  слез, и тех не осталось…

А вслед – пьеса-дыхание. Надо слышать, как это исполнено у Никифорчина: дыхание одновременно легкое и тяжелое. Но – взрыв, и это дыхание преобразуется в рубленое усилие. Дыхание вроде возвращается, идет волной  -  вдруг звук вздрагивает и падает, подстреленный…

И – Шостакович. Запредельный. Проникший за грань того, что может пережить, вынести человек. Ропот скорби. Изломанный, больной голос скрипки перерастает  в стон смертельно раненных душ… И вдруг по команде виолончели поднимается дьявольский вихрь – и куражится, и выворачивает наизнанку. Словно звучит садистская, невыносимая пытка на разрыв души. А ну-ка – в чем душа держится? Держится еще? Опустошенная и разорванная в клочья – и скрежет, словно по дну души поскребли…  А альт – внутренний голос – выстукивает дробь и раздает команды, не подлежащие обжалованию.

Только всхлипывают скрипки, да, слез не осталось. Пробуют вздохнуть – но сдавлено дыхание. И тут – стук, знаменитый стук Шостаковича. Страшный, беспощадный, у Никифорчина он звучит как высшая мера муки.

От невыносимости звук струн устремляется ввысь, прочь от пытки-муки, к ангелам. Но снова стук – не пущать, не дозволено! И скрипичная дрожь-судорога… Едва пробивается одинокий выживший голос, связанный и сдавленный. С ним робко перекликаются еще несколько, чудом уцелевших…

Но это еще не вся история того страшного военного чувства. К сдержанному Мясковскому и запредельному Шостаковичу Никифорчин прикрепил Сюиту забытого  ныне Германа Галынина – и программа приобрела дополнительную  эмоциональную объемность.

Герман Галынин
Герман Галынин

Сочинение композитора уникальной судьбы (сиротство, жизнь беспризорника, путевка в жизнь, полученная в детском доме… помещен в клинику для душевнобольных и, почти одновременно, удостоен Сталинской премии…) едва не застигло меня врасплох. Ибо первыми двумя частями сюита, на фоне Шостаковича, не привлекла особого внимания. Но бодряческое, в типичном советском духе, Скерцо, похоже, выполняло маскировочную функцию. Примерно так же, как удивительные детали биографии  композитора подвинули в тень его неподдельный и незаемный талант.

И вот в целостном-то восприятии Сюита обрела высокую трагедийность классической духовной музыки. Это надо услышать и этим стоит проникнуться!  Как, в ритме пассакалии, слезная песня набирает ширь, а затем незаметно перевоплощается в поток гнева, и этот поток наливается энергией. А потом идет осмысление через реплику виолончели, и возвращается слезная…

И как  извергаются из недр оркестра лучики света, и, питаясь ими, приобретают упругость струны. И сквозь скорбь реквиема  прорастает усилие совершенно нечеловеческое,  превращаясь в почти механическое…

И как, с финальным вздохом,  скрипки устремляются  ввысь.

Вот так я отметил День Победы с «Академией Русской Музыки» Ивана Никифорчина.

А в остальном…  

В этом году 140 лет Николаю Мясковскому и 130 – Сергею Прокофьеву. Но в Москве их музыку исполняют только студенты консерватории (отдельное спасибо Владимиру Федосееву за прокофьевский абонемент, но - именно что отдельное…). Словно они враги отечества, тогда как, например, Шопен и Шуман с Брамсом – самые верные его, отечества нашего, друзья.

Кому эта музыка стала не нужна – им, исполнителям, или нам с вами? У меня нет ответа.

Но без нее мы так и не поймем по-настоящему своего мучительного прошлого – а значит, недостойны и осмысленного будущего.

Так что вся надежда на Ивана Никифорчина.

Иван Никифорчин
Иван Никифорчин


promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.