
Богородская резьба по дереву
Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области). В 1913 году в Богородском была организована артель. После Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы. В Богородском начинается откровенная политизация. Мастерам навязывали темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В 1960 году была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла. На смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

Хохломская роспись
В древних заволжских лесах в округе Нижнего Новгорода раскинулись старинные русские деревни. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. Промысел зародился в XVII веке. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, которое стало обычным местом по продаже «хохломского товара». Название же самого села Хохлома связано с именем речки Хохломки. Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.

Жостовская роспись
Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Холмогорская художественная резьба по кости
Резьба по кости - народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского района Архангельской области. Наиболее старым типом изделий косторезов являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры.
Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ, которые для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения. Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам. Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились костяные изделия. После смерти Екатерины первой в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в двух холмогорских ларцах. Не менее любопытно, что в личных комнатах Екатерины два резных костяных образа в золотой оправе, а так же два костяных образа в серебряной оправе. Это свидетельствует об устойчивом интересе к изделиям из резной кости - ларцам, гребням, иконам, другим предметам.

Вологодское кружево
Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах украшенных именно Вологодскими кружевами. В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. Начало промысла относится к 1820-м годам, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Народные художественные промыслы на марках 1979 года
Community Info