yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Чего опасался Моцарт и о чем вострубил Брукнер. Версия Даниила Трифонова и Валерия Гергиева


Валерий Гергиев и Даниил Трифонов
Валерий Гергиев и Даниил Трифонов

И вот зазвучал Брукнер. Да в Пасху, да у Гергиева! Причем зазвучал первым планом - в концерте открытия столичной части Пасхального фестиваля. После того как Москва  пять месяцев оставалась без музыки, его, Антона Брукнера, определили чуть ли не последним в очередь на возвращение в концертные залы. Наверное, он был попросту малопригоден в качестве скорой музыкальной помощи. Ибо его музыка ни в коем случае не утешение и не поддержка. Пожалуй, симфонии Брукнера  формируют только ощущение и больше ничего. Но уж зато – ощущение уникальное.

2.05.2021. Концертный зал «Зарядье». В.А. Моцарт. Концерт № 25 для фортепиано с оркестром. А. Брукнер. Симфония № 8. Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев. Солист Даниил Трифонов, фортепиано.

Валерий Гергиев открыл в «Зарядье» ХХ Московский Пасхальный Фестиваль
Валерий Гергиев открыл в «Зарядье» ХХ Московский Пасхальный Фестиваль

Сопряжение в одной программе Моцарта – и именно 25-го концерта, и именно в роскошном исполнении Даниила Трифонова – и Брукнера создало пронзительно-потрясающий эффект. Будто сначала зал внимал голосу Бога-Сына, а затем настал черед Бога-Отца.

25-й – вполне моцартовский по настроению. Радужный. Но в нем есть детали. Здесь уже вовсю гуляет по клавиатуре мелодика грядущей «Марсельезы», а с нею и легкое предощущение скорых катаклизмов. И здесь к беззаботно-лучезарным, на первый слух, пассажам гения 18-го века уже  будто притягивается пассионарный абрис Бетховена, гения века 19-го.

Трифонов все это передал бесподобно. Каждый из нас наверняка видел, как кошка прикасается лапкой к незнакомому ей предмету. Вот так Трифонов прощупывает каждую фразу и чуть ли не каждую ноту. Мне подумалось даже, что чуткость, этакий тактильный талант, его пальцев значительно превышает возможности любого из коллег Даниила. И потому спектр передаваемых эмоций переливался богатейшими оттенками - от хрупкости-уязвимости человеческого «я», в предчувствии и предзвучии перемен, до настороженности с примесью чуть ли не отчаяния…

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

А потом дождался своей, крайней, очереди Брукнер  и вострубил. И пресловутое беззащитное «я» растворилось в диктате оркестра. Будто его в природе и не было.

Потому что это, пожалуй,  музыка нечеловеческая – симфонии Антона Брукнера. В них - всевластная воля космоса и необратимое влияние на земное житье-бытье, исходящее из иных сфер. Если кому так понятнее – в них, пожалуй, находит музыкальное выражение теория Льва Гумилева о пассионарных толчках. Ну, или – если соблюдать хронологию - Гумилев,  изучая энергетические вспышки, происходившие с человечеством, быть может, к музыке Брукнера прислушивался.

В этих симфониях – заданность всего сущего, соразмерность и неотвратимость.

На словах-то Брукнер иной раз любезно снижал пафос и градус своих творений. Якобы Скерцо для 8-й симфонии он списал с образа некоего крепкого деревенского мужичка, а  Адажио родилось, когда он слишком глубоко заглянул в одни прекрасные глаза.

Но слышится – иное. Посвященность в замысел Создателя и глубочайшее понимание того, как все устроено в нашем грешном мире.

При этом симфонии Брукнера столь же гуманны, сколь и беспощадны. И даже лиричны, и даже сентиментальны. Просто у него все строго в свое время и на своем месте. А  в результате – из премногих печалей выстроено величие мироздания... И сия констатация обстоятельно выписана, например, в Адажио 8-й симфонии.

Антон Брукнер
Антон Брукнер

И на светлую мелодию скрипок, как в финальной части 8-й, непременно наложится тень, а потом грянет в оркестре яростный взрыв, неминуемый и неудержимый.

Ты прислушиваешься к этой высшей воле, скрупулезно переданной глубоко веровавшим Брукнером, пропитываешься ею - и будто остаешься наедине со всей громадой мироздания, неотиратимостью импульсов и потерь, вспышек и страданий. И, да, растворяешься в ЦЕЛОМ. И внезапно приходит на память «Море» Клода Дебюсси — композитор будто перевоплотился, сочиняя, в каплю морской воды и передал ее ощущения в нутре необъятной стихии.

Мало того. Эти тектонические сдвиги  имеют  у Брукнера свойство повторяться  - до навязчивости, до назойливости – так, что от них уже хочется укрыться…

Но вот загвоздка. Мы ведь и из других источников твердо знаем, что все в человеческой истории повторяется. Так что остается этой музыке только довериться...

И как быть с этим ощущением - что ты только песчинка на весах космоса и вечности, каждый решает сам. Но помнить об этом стоит. И время от времени слушать симфонии Антона Брукнера.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.