-
-
yury_tsybanev54 wrote in
lovers_of_art
Эдвард Григ как лучшее средство от ужаса-ужаса
Спасибо, что пригласили в этот мир, ужасный до уродства и прекрасный до чистейшей прелести. Отдельное спасибо, что предоставили хоть сколько-то времени на то, чтобы в его тайнах разобраться. Концерт с сильно неожиданной программой пробудил и ощущения неожиданные…
27.04.2021. Галерея Нико. И.С. Бах – Ф. Бузони. 2 хоральные прелюдии: «Приди, язычников спаситель!», «Восстаните! Зовет нас голос». С. Губайдулина. Чакона. А. Курбатов. «Затерянные во тьме», 7 пьес. И.С. Бах – М. Хесс. Хорал «Иисус – всегдашняя наша радость». Э. Григ. Лирические пьесы.

Неожиданность первая: Рэм Урасин, исполнявший в столице последние годы сугубо романтический репертуар, да еще подробно, циклами, в этот раз дал будто два концерта в одном. Духовный и романтический. Но это только по первому ощущению. Где, казалось бы, Бах и где Григ? И как такое возможно – увязать их в единый узел?
Другая неожиданность: в духовной части программы тоже таились открытия и потрясения.
«Затерянных во тьме» Урасин с предельной убедительностью представил в прелюдии Баха – Бузони «Приди, язычников спаситель!». Мерное и беспросветное нашествие мрака… Собственно же курбатовским «Затерянным», все более популярным у музыкантов согласно запросам времени, - была, оказалось, доверена иная миссия.
Но эпицентром программы, ее ядерным взрывом стала Чакона Губайдулиной. Знаменитая Чакона Баха – неотвратимо-грозная. Чакона же Губайдулиной – музыкальное оружие нового поколения. Это мистерия ужаса на новом ее витке. Она будто пропитана кошмарами и уродствами всех веков и всех континентов. В ней гул ядерного взрыва и убийственная поступь железной пяты. Эта пята, кожей чувствуешь, пробивает земную твердь – и ничто уже, кажется, не остановит ее апокалиптическую поступь. У Губайдулиной Урасин не дает расслышать иных чувств, кроме смятения. И извержение черной лавы захлестывает души заблудших…

Секунд 30-40 зал не шелохнулся ни шорохом ресницы. Катарсис. Подобное, на моем слушательском опыте, происходило только в финале Шестой симфонии Чайковского, при условии особенно выразительного ее исполнения.
А дальше… Дальше вдруг раздался голос, негромкий, но упорный. И возникло движение сопротивления. Потому что в пьесах Алексея Курбатова Урасину оказалась важна не потерянность или желание укрыться – а свет в душе. И вот эта звенящая душевная струна будто поставила магическую защиту против любой внешней угрозы. И не уступала попыткам давления ни пяди территории, ей принадлежащей! На всякое действие найдется равносильное ему противодействие – вот как зазвучали «Затерянные во тьме» под пальцами Урасина.

Хоралом Баха - Хесса герой вечера свою находку надежно закрепил и закольцевал, публика перевела дух в антракте – и тут ей явился Эдвард Григ.
Маленького роста и великого творческого духа человек из суровой северной страны. Где ментально Норвегия – и где музыка как таковая, а тем более музыка, что называется, ласкающая слух?

Такого Грига большинство из собравшихся в зале раньше, наверное, и не слышало. Рэм Урасин играл лирические пьесы - которые у его коллег-пианистов почему-то не в чести. Одно дело – заигранный всеми, кому не лень, духоподъемный фортепианный концерт Грига. А здесь – обычные человеческие чувства, чтоб не сказать банальные. Всего-то мимолетности, музыкально задокументированные. Этих самых лирических мимолетностей норвежский композитор написал аж десять тетрадей. Играй – не хочу.
А вот Урасин захотел – и играл лирику Грига все второе отделение. Изображал самые обычные радости жизни и ее печальки. Чтобы оценить эмоциональную точность и естественностьэтой музыки – достаточно послушать, например, «Свадебный день в Трольдхаугене»: здесь и провинциальный помпезный шум-гам, и робость перед началом совместной жизни, и радость от ее приближения.

К слову, среди сыгранного есть пьеска «Эротика». И в ней тоже все эмоциональные реакции на своих местах; где намечается перебор – Григ мигом накладывает звуковую тень.
Вслушиваясь в урасинского Грига, я подумал: а ведь это – самая что ни на есть оздоровительная музыка среди всей известной мне романтической! Потому что здесь все на своем месте. Без лютых страданий и депрессивных захлестов. И все по-человечески очень понятно.
Ну да, суровая северная страна. И любой животворный элемент – на вес золота. В особой цене.
Поэтому: когда невмоготу от надвигающегося морока и окружающего бреда, когда нет спасу от подлости и от вранья – слушайте лирические пьесы Эдварда Грига, господа!
И скажем еще раз спасибо за то, что нас пригласили погостить в этот мир. И помоги нам Бог – и музыка - хоть что-то в нем понять.
Фрагменты концерта здесь:
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2982342322047291&id=100008146571898&sfnsn=scwshmo
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 673
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo