yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Эдвард Григ как лучшее средство от ужаса-ужаса

Спасибо, что пригласили в этот мир, ужасный до уродства и прекрасный до чистейшей прелести. Отдельное спасибо, что предоставили хоть сколько-то времени на то, чтобы в его тайнах разобраться. Концерт с сильно неожиданной программой пробудил и ощущения неожиданные… 

27.04.2021. Галерея Нико. И.С. Бах – Ф. Бузони. 2 хоральные прелюдии: «Приди, язычников спаситель!», «Восстаните! Зовет нас голос». С. Губайдулина. Чакона. А. Курбатов. «Затерянные во тьме», 7 пьес. И.С. Бах – М. Хесс. Хорал «Иисус – всегдашняя наша радость». Э. Григ. Лирические пьесы. 

Рэм Урасин
Рэм Урасин

Неожиданность первая: Рэм Урасин, исполнявший в столице последние годы  сугубо романтический репертуар, да еще подробно, циклами, в этот раз дал будто два концерта в одном. Духовный и романтический. Но это только по первому ощущению. Где, казалось бы, Бах и где Григ? И как такое возможно – увязать их в единый узел?

Другая неожиданность: в духовной части программы тоже таились открытия и потрясения.

«Затерянных во тьме» Урасин с предельной убедительностью представил в прелюдии Баха – Бузони «Приди, язычников спаситель!». Мерное и беспросветное нашествие мрака…  Собственно же курбатовским «Затерянным»,  все более популярным у музыкантов согласно запросам времени, - была, оказалось, доверена иная миссия.

Но эпицентром программы, ее ядерным взрывом стала Чакона Губайдулиной. Знаменитая Чакона Баха – неотвратимо-грозная. Чакона же Губайдулиной  – музыкальное оружие нового поколения.  Это мистерия ужаса на новом ее витке. Она будто пропитана кошмарами и уродствами всех веков и всех континентов. В ней гул ядерного взрыва и  убийственная поступь  железной пяты. Эта пята, кожей чувствуешь, пробивает земную твердь – и ничто уже, кажется, не остановит ее апокалиптическую поступь. У Губайдулиной  Урасин не дает расслышать иных чувств, кроме смятения. И извержение черной лавы захлестывает души заблудших…

Секунд 30-40 зал не шелохнулся ни шорохом ресницы. Катарсис. Подобное, на моем слушательском опыте, происходило только в финале Шестой симфонии Чайковского, при условии особенно выразительного ее исполнения.

А дальше… Дальше вдруг раздался голос, негромкий, но упорный. И возникло движение сопротивления. Потому что в пьесах Алексея Курбатова Урасину оказалась важна не потерянность или желание укрыться – а свет в душе. И вот эта звенящая душевная струна будто поставила магическую защиту против любой внешней угрозы.  И не уступала попыткам давления ни пяди территории, ей принадлежащей! На всякое действие найдется равносильное ему противодействие – вот как зазвучали «Затерянные во тьме» под пальцами Урасина.

Хоралом Баха - Хесса герой вечера свою находку надежно закрепил и закольцевал, публика перевела дух в антракте – и тут ей явился Эдвард Григ.

Маленького роста и великого творческого духа человек из суровой северной страны. Где ментально Норвегия – и где музыка как таковая, а тем более музыка, что называется, ласкающая слух?

Эдвард Григ
Эдвард Григ

Такого Грига большинство  из собравшихся в зале раньше, наверное, и не слышало. Рэм Урасин играл лирические пьесы - которые у его коллег-пианистов почему-то не в чести. Одно дело – заигранный всеми, кому не лень, духоподъемный фортепианный концерт Грига. А здесь – обычные человеческие чувства, чтоб не сказать банальные. Всего-то мимолетности, музыкально задокументированные. Этих самых лирических мимолетностей норвежский композитор написал аж десять тетрадей. Играй – не хочу.

А вот Урасин захотел – и играл лирику Грига все второе отделение. Изображал самые обычные радости жизни и ее печальки. Чтобы оценить эмоциональную точность и естественностьэтой музыки – достаточно послушать, например, «Свадебный день в Трольдхаугене»: здесь и провинциальный помпезный шум-гам, и робость перед началом совместной жизни, и радость от ее приближения. 

Картина норвежского живописца А. Тидеманна «Свадебная процессия в Хардангере» (1849)
Картина норвежского живописца А. Тидеманна «Свадебная процессия в Хардангере» (1849)

К слову, среди сыгранного есть пьеска «Эротика». И в ней тоже все эмоциональные реакции на своих местах; где намечается перебор – Григ мигом накладывает звуковую тень.

Вслушиваясь в урасинского Грига, я подумал: а ведь это – самая что ни на есть оздоровительная музыка среди всей известной мне романтической! Потому что здесь все на своем месте. Без лютых страданий и депрессивных захлестов. И все по-человечески очень понятно.

Ну да, суровая северная страна. И любой животворный элемент – на вес золота. В особой цене.

Поэтому:  когда невмоготу от надвигающегося морока и окружающего бреда, когда нет спасу от подлости и от вранья – слушайте лирические пьесы Эдварда Грига, господа!

И скажем еще раз спасибо за то, что нас пригласили погостить в этот мир. И помоги нам Бог – и музыка - хоть что-то в нем понять.

Фрагменты концерта здесь:

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2982342322047291&id=100008146571898&sfnsn=scwshmo

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.