galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Category:

Интерьеры церкви Пимена в Новых Воротниках


Церковь Пимена в Новых Воротниках, Москва

В 1897 году Фёдор Шехтель представил проект новой отделки и росписей для церкви Пимена Великого. Шехтель предложил повторить в московской церкви живопись освящённого год назад киевского собора во имя святого Владимира. Выполненные под руководством профессора Петербургского университета А.В. Прахова, интерьеры этого собора обозначили зарождение модерна в русском церковном искусстве.
По эскизам Шехтеля содавали убранство церкви воспитанники Строгановского училища: П.А. Баженов - росписи, И.А. Орлов - резьба, А.Кузмичев - ризы на иконах. Каждый элемент интерьера гармонично входит в общий ансамбль, подчёркивая красоту, одухотворенность и возвышенность всего пространства церкви. События революции 1906-1907 годов задержали завершение отделки храма. Освящение иконостаса состоялось только в октябре 1907-го.

Беломраморный двухярусный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем над ним господствует в пространстве храма. Образ Богоматери - копия знаменитой композиции В.М. Васнецова из киевского собора.


Вид на главный алтарь церкви Пимена в Новых Воротниках

Три отдельных иконостаса - два придельных и главный центральный, сливаются в единую композицию. Белый цвет мраморной алтарной преграды символически и художественно дополнен золотом. Так Шехтель переосмыслил золотые фоны мозаик византийских храмов. Росписи трёх алтарей изображают праотцов и святых первых веков христианства.


Интерьер основного объема церкви Пимена Великого

Четырёхстолпная трапезная, боковые приделы, пространство самого храма воспринимаются как единое целое. Это достигается с помощью иконостасов и сюжетных композиций, изображений святых, а также орнаментальных росписей, которые подчёркивают выразительность отдельных элементов и архитектурных форм.


Интерьеры трапезной. Вид западной части



Вид из притвора на интерьер церкви Пимена Великого

Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Посвящение храма Пимену Великому - одному из подвижников раннего христианства, подсказало Шехтелю необходимый источник. Прототипами стали византийский стиль иконостасов и раннехристианская символика мотивов резьбы, украшающей его. В их числе - монограммы Христа, пальмовые ветви, сочетание букв "альфа" и "омега", виноградная лоза.


Росписи свода центральной части трапезной

Иконы первого яруса иконостаса перенесены из старой церкви и датируются в основном второй половиной XVII - началом XVIII веков. В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина - изображения двунадесятых праздников, выполненные в духе В.М. Васнецова. В левом северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом южном приделе - праздникам из жизни Спасителя. Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря представлены изображения двенадцати апостолов в рост, обращённые к восседающему на Престоле Спасителю; в левом приделе - воссоздание композиции В.М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвещающих о рождении от Нее Сына Божия. В правом приделе представлена своеобразная параллель этой композиции: четыре пророка, предрекающие пришествие Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображённому с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами: "В начале бе Слово".
Огромная копия композиции Васнецова "Богоматерь Запрестольная" доходит до барабана купола. В своде купола представлен Богочеловек в окружении Ангелов, Серафимов и Херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. На стенах церкви представлены сюжеты из Ветхого Завета, между окнами купола - изображения пророков.


Главный алтарь в церкви Пимена. Богоматерь с младенцем (копия работы В.М.Васнецова во Владимирском соборе Киева) на алтарной стене


В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения "святых Божиих человеков". Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, святые митрополиты московские Алексий и Петр, мученики князь Михаил и боярин Феодор Черниговские, преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, святые Тихон Задонский и Димитрий Ростовский - основатели самых почитаемых в России монастырей, и многие другие святые, чтимые Русской Православной Церковью. Выше, под сводами, находятся росписи на сюжеты евангельской истории.


Левый придел

Изысканно просты и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на стенах и столпах храма.




Полосы орнаментов обрамляют подпружные арки, окаймляют основания сводов. Они подчёркивают значение композиций, представляющих копии с творений В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, В. Котабринского и П.А. Сведомского для Владимирского собора, выделяя каждую.


Интерьеры трапезной церкви Пимена в Новых Воротниках. Западная часть



Интерьер придела  Пимена Великого

На правой стене представлены "Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в день Пятидесятницы в Сионской горнице", "Преображение Господне" - копия работы В. Котабринского и "Сретение Господне" - повторение оригинала Васнецова. Напротив помещено "Крещение Господне" - копия известной композиции кисти М.В. Нестерова. Между ними, на западной стене, - "Воздвижение Креста Господня".




Живопись храма в целом - и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых, придает его внутреннему убранству величественный характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.


Воздвижение Честного Креста Господня, роспись западной стены придела Пимена Великого

Московский храм значительно уступал по размерам киевскому собору, и поэтому росписи воссоздавались в нём выборочно. Киевский собор насчитывал 35 многофигурных композиций и 130 изображений святых. В московском храме их соответственно 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счёт уменьшения их размеров и группировке по два.


Фрагменты росписей церкви Пимена в Новых Воротниках

В росписи храма присутствуют декоративные элементы русско-византийского стиля - растительные узоры и ленточный орнамент, который собирает все детали воедино. В лентах орнамента - строки из Евангельских текстов и молитвословий.


Крещение Господне, роспись в интерьере правого придела церкви



Фрагменты росписей



Алипий Печерский и Василий Блаженный, роспись столпа в трапезной церкви Пимена Великого

В северном приделе, посвящённом иконе Владимирской Божией Матери, западную стену занимает повторение композиции П.А. Сведомского "Вход Господень в Иерусалим". Другие настенные росписи изображают события из жизни Богоматери: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и "Рождество Христово" - повторение композиции Нестерова. Росписи притвора представляют притчи о милосердном самаритянине и Добром Пастыре.




Выполнение огромного объёма работ в церкви Пимена Великого стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям одного из постоянных заказчиков Фёдора  Шехтеля, прихожанина церкви святого Пимена, Владимира Петровича Смирнова - представителя семьи водочных королей России.


Подробно об истории Храма преподобного Пимена можно почитать на сайте храма - stpimen.com

Источник информации: Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве, 2009. Комитет по культурному наследию города Москвы. Издательский дом Руденцовых, Москва

Tags: Россия, архитектура, интерьер, модерн
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments