Рафаэль Погосян (rafik_jan) wrote in lovers_of_art,
Рафаэль Погосян
rafik_jan
lovers_of_art

Categories:

Две "Мадонны в скалах" Леонардо да Винчи

Leonardo Da Vinci - Vergine delle Rocce (Louvre).jpg

Леонардо да Винчи - Мадонна в скалах - Лувр



Эту картину Леонардо называют ещё "Мадонна в гроте".
Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом "Мадонна в скалах". Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй - в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века? Это и многое другое - в описании картины да Винчи "Мадонна в скалах".





"Мадонна в скалах" да Винчи: одно название, две картины




В начале ХХ века в итальянских архивах обнаружен контракт, подписанный 25 апреля 1483 года. Одна из сторон в лице Леонардо да Винчи и еще двух художников - братьев Амброджио и Еванджелисты де Предисов - обязывалась выполнить заказ на написание алтарного образа для церкви Сан-Франческо Гранде, втором по величине после собора религиозном сооружении в Милане.

Срок окончания работ оговаривался конкретно: 4 декабря, через восемь месяцев, когда католики празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы (по григорианскому календарю). Вторая сторона - члены Братства Непорочного зачатия, куда входили представители наиболее уважаемых фамилий города - обязывалась выплатить художникам за выполненную работу 800 лир.

Но, как это довольно часто случалось с Леонардо, что-то пошло не так. Результат совершенно не соответствовал требованиям, прописанным в договоре. Так, на центральной панели заказчики ожидали увидеть Мадонну с Иисусом в окружении ангелов и двух пророков. А на боковых панелях - по четыре ангела с музыкальными инструментами, поющих хвалебные гимны.

Как можно видеть, из всех задумок клиентов Леонардо оставил одну: Мадонну с младенцем. Вместо сонма ангелов и пророков он изобразил еще одного младенца - Иоанна Крестителя, плюс архангела Уриила. Даже боковые панели, предположительно принадлежащие кисти Амброджио де Предиса, не соответствуют предписаниям: на них в музицировании упражняются лишь по одному ангелу вместо четырех. Стоит ли говорить, что и со сроками выполнения заказа да Винчи традиционно опоздал - года эдак на два?


Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом "Мадонна в скалах". Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй - в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века?



Мадонна в скалах - Лондонская Национальная галерея.jpg

Леонардо да Винчи - Мадонна в скалах - Лондонская Национальная галерея



Некоторые исследователи предполагают, что художник всего лишь решил продолжить работу над уже ранее начатой картиной, решив, что она вполне впишется в рамки, оговоренные братством. Либо же рассчитывал, что заказчики не в силах будут отвергнуть его шедевр, лишь единожды взглянув на него, несмотря на расхождения во взглядах.

Но он не учел, что алтарный образ - не просто картина, задуманная чтобы поразить воображение своей искусностью и красотой. Алтарь призван выполнять совершенно конкретные функции и в полной мере отражать догматы заказавшей его церковной общины.

Примечательно, что несмотря на тяжбу с братством, в результате которой Леонардо пришлось даже обращаться к своему влиятельному покровителю - миланскому герцогу Лодовико Сфорца, - чтобы таки взыскать с клиентов причитающийся ему гонорар, сюжет и действующие лица второй картины, которая все же займет полагающееся ей место в алтаре церкви Сан-Франческо Гранде в начале XVI века, будут практически идентичными (теперь эта версия в Лондоне).

Различия присутствуют в нюансах: видимо, пойдя на уступки, Леонардо сделал лики Мадонны, младенцев и архангела неотмирными, словно залитыми лунным сияниям, плюс дорисовал нимбы. Богоматерь на лондонской версии выглядит отстраненной, лица обоих младенцев - не по возрасту взрослыми; исчез загадочный указующий перст архангела Уриила.

Надо полагать, более холодная, серьезная и менее земная "Мадонна в скалах" больше соответствовала представлениям братства об алтарном образе и должным образом настраивала на молитвенное предстояние. Теплая, наполненная нежностью и пасторальным очарованием луврская версия выпадет из поля зрения вплоть до 1625 года. О её местонахождении и судьбе неизвестно ничего до момента, пока картина не засияла в королевской коллекции во Франции.


Живописец интересовался практически всеми сферами науки и естествознания. Он исследовал анатомию человека, животных, геологию, формы растительной жизни. Все это добавляло искусности и реализма его работам, благодаря чему растения, окружающие персонажей картины, легко идентифицируются.

В традиции религиозной живописи различным цветам часто присваивались определенные значения, и они редко появлялись на картинах случайным образом. Верующие хорошо владели словарем растительных символов, и для просвещенных считывать их не составляло большого труда.

Так, с правой стороны от лика Богоматери изображен водосбор, иначе именуемый "голубкой Святого Духа". Над ее правой рукой - подмаренник. "В английском языке это растение называют "постельной соломкой Богоматери" и традиционно ассоциируют с яслями, - сообщает историк Чарльз Николл. - У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом - розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей "Женщине с букетом цветов").



Андреа дель Верроккьо - Женщина с букетом цветов.jpg

Андреа дель Верроккьо - Женщина с букетом цветов



Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах. Акант - символ воскресения, поскольку ранней весной у него очень быстро отрастают блестящие зеленые листья. На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой. Мелкие красные пятнышки на желтых лепестках этого растения символизируют кровь святого Иоанна Крестителя".

Что касается топографических нюансов - скал и грота на заднем фоне - то их совершенство отметила профессиональный геолог и одновременно специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо, изучавшая картину в 1996 году. Ее вердикт мастерству да Винчи звучал так: "Геологический шедевр, в котором Леонардо с особой точностью воспроизводит сложные географические формации".


Основой для сюжета картины послужило жизнеописание Иоанна Крестителя, составленное в XV веке неким Доменико Кавалькой. В нем повествуется о том, что во время встречи младенцев Иоанна и Христа в пустыне, последний находился под покровительством архангела Уриила.

Что касается Иосифа, мужа Марии, Чарльз Николл в книге "Леонардо да Винчи. Загадки гения" отмечает, что его отсутствие не выглядит случайностью, поскольку на всех картинах с участием Святого семейства живописец исключает Иосифа. Так, на разных версиях "Мадонны с младенцем и святой Анной" Леонардо заменяет Иосифа бабушкой, матерью Марии. "Не нужно быть фрейдистом, чтобы почувствовать глубокую психологическую подоплеку подобного подхода", - пишет автор, намекая, вероятно, на особый статус Леонардо в семье отца, сера Пьеро, который принимал участие в его жизни, хоть и не признавал незаконнорожденного сына своим наследником.

Другой исследователь жизни и творчества да Винчи - писатель Росс Кинг - обращает внимание на женственность внешности ангела Уриила и считает, что моделью для его написания "почти наверняка служила женщина". Зато о том, кто был моделью для написания Мадонны, он не спешит делать выводы: "Впрочем, вопрос о половой принадлежности модели запутался еще сильнее, когда под слоем краски на другой работе Леонардо, лондонском варианте "Мадонны в скалах", был обнаружен ранее неизвестный рисунок. Это портрет Богоматери, и черты Ее в точности совпадают с чертами Филиппа из "Тайной вечери" - из этого можно заключить, что для образов Марии и апостола Леонардо использовал один и тот же набросок и одну и ту же модель. Вопрос о том, женщина это или мужчина, остается открытым".


Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)




Tags: Италия, Леонардо да Винчи, живопись, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments