Category:

Не только Кармен садистски убили в Перми. На сцене "Зарядья" тоже все умерли

Обстоятельства и место действия сильно влияют на восприятие. На другой площадке этот концерт, возможно,  прозвучал бы иначе. Но что есть, то есть: Филипп Чижевский после нашумевшей пермской премьеры «Кармен» оперативно, с важным музыкальным сообщением, десантировался в «Зарядье». Ну и.

10.04.2021. Концертный зал «Зарядье». И.Стравинский. Концерт для струнного оркестра («Базельский»). Л. Берио. Народные песни. Й.Гайдн. Симфония № 45 («Прощальная»). Ансамбль Questa musica. Дирижер Филипп Чижевский. Солистка Светлана Касьян, вокал.

Филипп Чижевский
Филипп Чижевский

Все, как любит Чижевский. Программа – контрастный душ. Тот же алгоритм, что и в недавнем консерваторском концерте с Лигети, Вагнером и Бахом: сперва лобовая атака на публику современной музыкой (исходящую из века 20-го присовокупим, для простоты понимания, к современной), потом оглядка в глубину веков.

Восприятие музыки зависит и от деталей. А в «Зарядье», среди прочих, прописана одна фирменная: «Не допускается снимать и сдвигать маску все время нахождения в НАШЕМ зале». Это там радикально от себя добавили к известным предписаниям. И за соблюдением оной детали пристрастно следит сотня надзирателей,  рассыпанная по огромному комплексу и облаченная в маскировочное серое.

Так вот, в этом – понятно, каком - контексте послевоенный Стравинский прозвучал у Чижевского специфически. Напряженно-нервический и глуховато-ропщущий  ритм. Нескончаемый, кажется. Будто вместо сердца – заржавевший мотор, и выдает он тахикардию на-гора. Изредка, вскользь, - эта тяжкая процедура перемежается вздохом или стоном. Потом она  преобразуется в выморочное подобие некоего полувальса – когда туфли словно прилипают к полу и их трудно отодрать. И снова пир ритма, теперь уже злого, колючего, нарастающего, оголтелого. Но в финале эта свистопляска внезапно осветляется. Вроде как наши таки победили.

Но это же надо еще проверить, правильно?

И вышла певица. И затянула народные песни. В смысле – песни разных народов. Мало кто в зале, подозреваю, изловчился разгадать, про что вокал. Цикл Берио в столичном репертуаре не в ходу, а отчетная концертная площадка не замечена во внимании к деталям музыкальным. Уже дома я глянул – оказалось, Светлана Касьян по большей части доносила любовные переживания.

Звучало сильно тоскливо. Откуда-то из глубокого далека. Как звуковой отголосок-мираж. Голос певицы то добирался до слуха, то вовсе пропадал (акустика, особенно при слушании солистов, в зале тоже специфическая). Задорно прозвучал разве что припев армянской песни, а азербайджанская  так и вся целиком бравурно-задиристо. Остальные – американские, французские, итальянские (кроме той, что про сумасшествие) – туши свет. Да и правда: какая любовь, когда в повестке унисекс и трансгендер? Да и какие, к бесу, «народные» - когда Глобал юнайтед?

И тут волею Чижевского из дальнего исторического угла выглянул старина Гайдн и, в обход потерявшего актуальность любовного цикла, подмигнул с хитрованским крестьянским прищуром  стилизатору-рационалисту Стравинскому: «Да брось ты свои ритмические упражнения, Федорыч! Сейчас я расскажу,  как оно было на самом деле».

45-я, «Прощальная»,  не просто необыкновенно красива. Она, быть может, и самая мудрая среди гайдновских симфоний. Ибо динамика целого и трепетность  частного здесь имеют равное право на обстоятельное музыкальное высказывание. Показывая, как частное органично вплетается в целое, Гайдн не поскупился на краски. Равно как  и изображая хрупкость и нежность частного.

Для пущей убедительности Чижевский поместил в центр оркестровой конструкции клавесин (коего в прочих исполнениях «Прощальной» я не обнаружил). Вероятно, клавесинная партия выражала здесь плотность жизненного потока и бег времени как таковой. К финалу симфонии клавесин запнулся и остановился – будто разрядились батарейки. Духовые наддали вниз, ни к чему внятному-перспективному  больше не призывая. И погас свет. И музыканты, как положено в «Прощальной», по очереди пошли прочь со сцены, громко хлопая притом дверью. Дирижер-предводитель тоже ушел, бросив оставшихся во мраке. Две скрипки жалобно допиликали. Баста. Локдаун.

Р.S. По расхожей версии, Йозеф Гайдн сочинил «Прощальную» в знак протеста против бессрочного заточения в четырех стенах  вверенных ему работодателем музыкантов (говорят, что вроде и платить им перестали). А Филипп Чижевский, со своей стороны, к концерту в «Зарядье» подрегулировал свой любимый контрастный душ. Осенью-то он исполнял в Третьяковке тех же Стравинского и Берио в связке с более жизнерадостной ранней симфонией Гайдна. А теперь взял и свел всю программу в одну темную точку. Не дай нам Бог.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.