Борис Ольшанский - Весна языческая
Борис Михайлович Ольшанский, родился в 1956 году в Тамбове, - советский и российский художник. Член Союза художников России (1989).
Народная Опера - Весна
Pagan Sun Rises - The Faith of Fire
Языческие рассветы - Вера огня
Исполнитель - Temnozor
Скульптура "Весна" - майолика
Иллюстрация к сказке Александра Николаевича Островского "Снегурочка" ("Весенняя сказка")
Автор - Михаил Врубель
Владимир Форостецкий - Леля
Владимир Васильевич Форостецкий (1946, Ужгород, Закарпатская область - 2017, Запорожье) - советский и украинский художник. В 1972 году окончил Львовский Государственный институт прикладного и декоративного искусства имени Ивана Фёдорова. Член Союза художников СССР с 1977 года. Заслуженный деятель искусств Украины.
Леля - древнеславянская богиня, отождествлявшаяся с Весной. В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвящённые Леле-Весне:
Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зелёном саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.
Весна, в славянской мифологии имеет двоякое значение: как олицетворение явлений природы, происходящих после зимнего оцепенения, и как время, в которое празднуется целый ряд торжеств в честь вновь родившегося теплого солнца. Весну представляли себе молодой красивой девушкой, которая пленяет всех своей красотой и всех наделяет богатыми дарами.
Виктор Васнецов - Весна красна - эскиз костюма к опере Николая Андреевича Римского-Корсакова "Снегурочка" по пьесе Александра Николаевича Островского "Снегурочка" ("Весенняя сказка")
Виктор Михайлович Васнецов (1848, Лопьял, Вятская губерния - 1926, Москва) - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов - основоположник "неорусского стиля", преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Действительный статский советник.
Александр Николаевич Островский написал замечательную волшебную сказку "Снегурочка" весной 1893 года. Подробно об этом и об одноименной опере Николая Андреевича Римского-Корсакова в сюжете Таинственная гостья из зимнего леса - Снегурочка
Весна - Кадры из мультфильма "Снегурочка" (1952) по пьесе Александра Николаевича Островского "Снегурочка" ("Весенняя сказка")
Николай Андреевич Римский-Корсаков - Ариетта Снегурочки из одноименной оперы
Сцена с Весной и дедом Морозом
Снегурочка - Ирина Журина
Весна-Красна - Ирина Архипова
Дед Мороз - Юрий Статник
Постановка Большого Театра СССР
Связующее звено и граница между зимой и весной - празднование Масленицы, когда изгоняли, хоронили зиму - богиню мрака и смерти - и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы. Олицетворением праздника выступало чучело Масленицы, что являлось отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.
Хор "Прощай, Масленица!" из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова "Снегурочка"
Фрагмент из мультфильма "Снегурочка" (1952)
Дарование Снегурочке чувства любви её матерью Весной - кадр из мультфильма "Снегурочка"
Николай Андреевич Римский-Корсаков - хор "А мы просо сеяли" и ария Снегурочки "Что со мной? Блаженство или смерть?" из оперы "Снегурочка"
Фрагмент из мультфильма "Снегурочка" (1952)
Снегурочка - Ирина Масленникова
Сцена таяния Снегурочки под лучами тёплого весеннего солнца - олицетворение победы животворящих сил природы над её летаргическим зимним сном.
Мультфильм "Снегурочка", СССР (1952)
Режиссёр-постановщик - Иван Иванов-Вано
Музыка из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова "Снегурочка"
Балет "Весна священная" Игоря Стравинского
Николай Рерих - Весна священная - Эскиз к одноименному балету Игоря Фёдоровича Стравинского - 1945
Государственный Русский музей
Николай Константинович Рерих (1874, Санкт-Петербург - 1947, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) - русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, ориенталист, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).
В основу замысла балета лёг сон Игоря Стравинского, в котором он увидел древний ритуал: молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Этот сон - свидетельство того, что композитор постоянно думал о том, как можно воплотить в современной музыке и танце языческие ритуалы древних славян.
Над балетом работали талантливейшие людей того времени. Автором либретто, костюмов и декораций стал Николай Константинович Рерих, хореографом - знаменитый русский танцовщик Вацлав Нижинский. Балет был поставлен силами "Русского балета Дягилева".
Премьера балета "Весна священная" состоялась 29 мая 1913 года в театре на Елисейских Полях в Париже. Несмотря на то, что постановка балета стоило многих творческих усилий, парижская публика того времени не смогла его принять и по достоинству оценить. Во время премьеры зрители освистали балет - они не поняли музыкальной новизны, оригинальности и сложности хореографии.
Возмущение парижской публики балетом "Весна священная" - начальный фрагмент фильма "Коко Шанель и Игорь Стравинский" (2009)
"Композитор написал партитуру, до которой мы дорастём только в 1940 году", - высказался один из театральных критиков после премьеры, заставившей достопочтенную парижскую публику испытать глубокий культурный шок.
"Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями."
Николай Константинович Рерих
Однако, по свидетельству того же Николая Рериха, Сергей Дягилев считал, что публика со временем оценит эту постановку, и говорил:
"Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия".
Дягилев оказался прав. Уже через тридцать лет на музыку балета был снят один из фрагментов знаменитого мультфильма Уолта Диснея "Фантазии", а в 1977 году "Весна священная" стала одним из 27 музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке "Вояджера" - первой фонограммы, отправленной за пределы солнечной системы для внеземных цивилизаций.
Сегодня "Весна священная" считается произведением, которое своей стилистической новизной оказало огромное влияние на всю последующую мировую музыкальную культуру.
Николай Рерих - эскизы декораций к балету Игоря Стравинского "Весна священная" (1912 и 1944)
Николай Рерих - Три персонажа - эскизы костюмов к балету Игоря Стравинского "Весна священная" - 1912
Николай Рерих - эскизы костюмов к балету Игоря Стравинского "Весна священная" - 1912
Николай Рерих - Эскиз декорации к балету "Весна священная" - 1930
Игорь Стравинский - балет "Весна священная" - "Картины жизни языческой Руси"
Дирижёр - Валерий Гергиев
Постановка Мариинского театра - Санкт-Петербург
Избранница - Дарья Павленко
В канун праздника Священной весны, символизирующего пробуждение природы и новой жизни, племя собирается у священного кургана. Юноши и девушки водят хороводы, веселятся, танцуют. В их танцах воплощаются фрагменты повседневной жизни и труда, в движениях безошибочно угадывается, как юноши пашут землю, а девушки прядут.
Николай Рерих - Юноши - Эскиз к балету "Весна священная" - 1944
Николай Рерих - Девушки - Эскиз к балету "Весна священная" - 1944
Постепенно танцы перерастают в исступленную пляску, а затем юноши, желая похвалиться силой и удалью, затевают Игру двух городов. Всеобщую вакханалию нарушает появление старцев и их главы - Старейшего-Мудрейшего.
Николай Рерих - Старейший-мудрейший - Эскиз к балету "Весна священная" - 1944
Старейший-Мудрейший взывает к благоразумию юношей, силясь их успокоить. Веселье стихает, и девушки собираются вокруг костра. Они знают, что в эту ночь, согласно обряду, одну из них должны принести в жертву богу Весны и силам природы, чтобы земля была щедра к людям и порадовала их плодородием и богатым урожаем.
После череды обрядов из круга девушек выходит Избранная - та, которой предначертано умереть ради блага своих соплеменников. Она начинает священную пляску, темп которой все время нарастает и, в конце концов, обессиленная девушка падает замертво. Жертва принесена, и земля вокруг расцветает, приходит весна, обещая людям тепло и благодать.
Танец девушки из балета Игоря Стравинского "Весна священная"
Постановка Вацлава Нижинского, реконструкция Миллисент Ходсон - 1987
Танцуют - Юлия Махалина и Александра Иосифиди (солистки Мариинского театр, Санкт-Петербург)
Государственный Кремлевский Дворец, 18 апреля 2018
Николай Рерих - эскизы костюмов к балету Игоря Стравинского "Весна священная" - 1930
Фёдор Стравинский - Портрет отца, Игоря Стравинского - 1929
Фёдор Игоревич Стравинский (1907, Санкт-Петербург - 1989, Женева) - французский и швейцарский художник русского происхождения, сын Игоря Фёдоровича Стравинского.
С биографией Игоря Фёдоровича Стравинского и с его балетом "Игра в карты" можно ознакомиться в сюжете Игральные карты - Российская история карт - Русский стиль (часть 3).
Стравинский Федор Игоревич - Портреты Игоря Стравинского разных лет
"Коко Шанель и Игорь Стравинский" - художественный фильм производства Франции, Швейцарии и Японии (2009)
Режиссёр - Ян Кунен
Коко Шанель - Анна Муглалис
Игорь Стравинский - Мадс Миккельсен
Екатерина Стравинская - Елена Морозова
Коко Шанель присутствовала на первом представлении балета Игоря Стравинского "Весна священная" в 1913 году в Париже. Музыка и хореография балета были настолько необычны и непривычны публике, что представление вызвало бурю негодования. Но на Коко Шанель произвело сильное впечатление то, как музыка Стравинского шокировала снобистскую парижскую публику.
Семь лет спустя Коко Шанель и Игорь Стравинский встретились при других обстоятельствах. Между ними сразу возникла взаимная симпатия. Коко приглашает Игоря вместе с его женой и детьми пожить на её вилле под Парижем. У них завязывается роман. Стравинский с вдохновением пишет свои новые произведения, а Коко вместе со своим парфюмером Эрнестом Бо создаёт духи Chanel No.5, ставшие легендарными.
В 1954 году журналист, интервьюировавший Мэрилин Монро, спросил у актрисы, что на ней надето, когда она ложится спать. Ответ стал слоганом рекламной кампании духов: "Несколько капель Chanel No. 5".
Весна - авторская песня Олега Скрипки
Поют - Олег Скрипка и этно-рок группа "Воплі Відоплясова"
Я піду до річеньки
Стрічати зірочки,
Зазирать як падають,
Ловити їх жменями.
Наберу у пазуху
Оцих бризок-вогників
Затанцюю радісний,
Зрадію до смерті.
Поженусь за райдугой,
Злечу по-під хмарами,
Передам по радіо:
“Прощай, рідна батьківщино”.
Весна, весна, весна, весна прийде,
Весна, весна, весна, весна вгамує.
Весна, весна, весна весна прийде,
Весна, весна, весна, весна.
Я біду не вижену,
Сама з мене вискочить,
Побіжим, покотимся,
Заведемо бесіду.
Наберусь хороброщів,
Спитаю у горя:
“Чи мене не викине
Упасти у море?”
Забіжу до Зіночки,
Хильнемо по чарочці,
Поведуся лагідно,
Поділюся жалощами.
Весна, весна, весна, весна прийде,
Весна, весна, весна, весна вгамує.
Весна, весна, весна, весна прийде,
Весна, весна, весна, весна.
Всесвіту пронозливий,
Відкрий правди трішечки:
“Чи мене не вистачить
Загинути по весні?”
Community Info