burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

Московский Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма.jpg

Музей русского импрессионизма - Постоянная экспозиция музея


Постоянная экспозиция Музея посвящена развитию русского импрессионизма на протяжении столетия, начиная с 1870-х годов. В собрании музея и в каталоге наряду со всем знакомыми именами Константина Коровина, Валентина Серова, Игоря Грабаря, Константина Юона, Бориса Кустодиева зритель встретит имена, которые, возможно, откроет для себя впервые.


До 19 сентября этого года в Музее русского импрессионизма проходит выставка "Импрессионизм в авангарде". На выставке представлены более 60 созданных в начале ХХ века импрессионистических работ русских художников-авангардистов: Малевича, Ларионова, Гончаровой и не только. Почему "Импрессионизм в авангарде" - это интересно, и на какие работы стоит обратить внимание.


"Русский импрессионизм", благодаря существованию музея, стал уже привычным термином, но что такое "импрессионизм в авангарде"? С работами французских художников-импрессионистов русские живописцы познакомились относительно поздно, в начале ХХ века. В это время коллекционеры, например, Иван Морозов и Сергей Щукин, привозили в Москву картины современных французских мастеров. Среди них были и постимпрессиониты Сезанн, Ван Гог и Матисс, влияние которых также заметно в представленных на выставке картинах. Коллекция Морозова была закрыта для посетителей, но Щукин с радостью пускал в свой особняк молодых художников, для которых его собрание стало азбукой новейшего западного искусства.

Через увлечение импрессионизмом прошли все художники, которые позднее стали звездами русского авангарда - для них это был своего рода трамплин, подбросивший их от классической живописи к смелым решениям, о которых сами импрессионисты даже не мечтали. Написанные в импрессионистическом духе картины будущих авангардистов представлены на первом этаже выставки.



1-Давид Бурлюк. Летний пейзаж (1910-е годы. Собрание А. Н. Володчинского).jpg

Давид Бурлюк - Летний пейзаж, 1910-е годы - (собрание А. Н. Володчинского)



Одним из самых экстравагантных мастеров авангарда был Михаил Ларионов. Вместе с Петром Кончаловским и Ильей Машковым он основал объединение "Бубновый валет" - название вызывало ассоциации с карточными играми и шулерством и показывало, что художники далеки от академического искусства и готовы эпатировать публику.

Картина "Женщина на скамье" кажется консервативной по сравнению со зрелыми работами Ларионова. Художник берет за основу излюбленный импрессионистами сюжет: дама с зонтиком на бульваре. Но для Ларионова это было бы слишком скучно, и он переносит буржуазную сценку в декорации русской глубинки: бульвар превращается в немощеную улочку с лысоватыми деревьями, на заднем плане - кривой заборчик и неказистые деревянные дома. Если сюжет Ларионов позаимствовал у импрессионистов, то живописная техника здесь более грубая: мазок широкий и ломаный, женская фигура очерчена темно-синим контуром. Позднее художник будет писать все более просто и грубо, используя все более примитивную технику.



2-Михаил Федорович Ларионов - Женщина на скамейке - 1902.jpg

Михаил Федорович Ларионов - Женщина на скамейке, 1902



На картине "Прогулка" Ларионова тоже изображен типично импрессионистический сюжет. Для русского искусства того времени такая композиция была новаторской: в центре полотна - грубо прописанное дерево, а главные персонажи сдвинуты в угол, причем лицо девушки наполовину обрезано. Эта нестандартная композиция позволила бывшим владельцам картины разрезать холст на две половины, и до недавнего времени "Прогулка" существовала в виде двух отдельных картин. Уезжая из России в 1915 году, Ларионов отдал свои работы на хранение близкому другу Льву Жегину, у которого коллекционер Валерий Дудаков купил левую часть полотна с изображением влюбленных. Вторую половину холста Дудаков обнаружил на зарубежном аукционе почти тридцатью годами позднее: он купил картину, отдал обе части на реставрацию, и спустя десятилетия полотно снова выставляется целиком.



3-Михаил Федорович Ларионов - Прогулка - 1908.jpg

Михаил Федорович Ларионов - Прогулка, 1908



Многие французские художники конца XIX - начала ХХ века уезжали из Парижа в поисках более дешевой жизни и экзотичных сюжетов, и русские авангардисты тоже искали вдохновение за пределами Москвы и Петербурга. Михаила Ларионова всегда привлекала провинциальная, народная культура, и, чтобы исследовать ее, он отправился в Тирасполь. В картине "Ночь. Тирасполь2 заметно влияние учителя Ларионова Константина Коровина: Коровин любил писать ночные сцены, исследовал эффекты искусственного освещения. Ларионов работает в грубой, примитивной технике, выписывает жирными мазками расходящиеся от фонаря лучи света. Позже Ларионов создаст направление "лучизм", и его работы будут целиком состоять из перекрещенных красно-оранжевых мазков-лучей.



4-Михаил Федорович Ларионов - Ночь - 1906.jpg

Михаил Федорович Ларионов - Ночь, 1906



В особняке Щукина молодые художники видели не только работы импрессионистов. Художники объединения "Бубновый валет" особенно восхищались искусством Анри Матисса, который жертвовал объемом и детальной проработкой изображенных предметов ради освобождения чистого цвета.

Матисс писал яркими цветовыми пятнами, разграничивая цвета жирным контуром - так же пишет картину "Сирень" жена Михаила Ларионова Наталья Гончарова. У французского мастера художница позаимствовала и сюжет: Матисс часто изображал цветы и коллекционировал ткани с ярким рисунком.

Эпоха авангарда стала переломной для русских женщин-художниц. Прежде художницы, например Зинаида Серебрякова, существовали лишь в рамках объединений, теперь женщинам организуют персональные выставки: в 1913 году Гончарова представила публике более 750 своих работ. Женщин-художниц становится все больше, в 1930-х годах переводчик Бенедикт Лившиц назвал их "амазонками авангарда", и это прозвище закрепилось в истории искусства.



5-Наталья Сергеевна Гончарова - Сирень - 1906.jpg

Наталья Сергеевна Гончарова - Сирень, 1906



Среди «амазонок» была Ольга Розанова, в будущем - сподвижница Казимира Малевича. "Цветы на окне", как и "Сирень" Гончаровой, написаны под влиянием Матисса: жирный контур предметов, яркие цветовые пятна практически без светотеневой проработки и открытое окно - излюбленный сюжет французского фовиста. Увлечение чистым цветом Розанова перенесет и на беспредметную живопись: она выйдет за пределы супрематизма Малевича и придет к цветописи на десятилетия раньше западных абстрактных художников.



6-Ольга Владимировна Розанова - Цветы на окне - 1910.jpg

Ольга Владимировна Розанова - Цветы на окне, 1910



Будущий экспрессионист Алексей Явленский был больше увлечен другими мастерами постимпрессионизма - Сезанном и Ван Гогом. С современным европейским искусством Явленский познакомился в Германии, во время учебы в студии Антона Ажбе.



7-Алексей Георгиевич Явленский - Гора - 1905.jpg

Алексей Георгиевич Явленский - Гора, 1905



На выставке представлены две работы художника, "Дорога" и "Гора", что для Москвы - редкость: в России всего восемь его картин, все они хранятся в Омском музее изобразительных искусств. Вслед за Ван Гогом, Явленский пишет крупными цветными мазками, не пытаясь передать реальный колорит. Позднее художник будет все дальше отходить от натуры и придет к экспрессионизму.

В 1932 году все художественные объединения СССР были слиты в Союз художников. Постепенно укреплялась концепция соцреализма, и вскоре выставлять авангардную живопись на публике стало невозможно. В 1930-1940-е годы живописцы, оставшиеся в России, искали компромисс с вездесущим реализмом вернулись к технике французских художников конца XIX века. Это явление кураторы окрестили "возвратным импрессионизмом" и посвятили ему второй этаж выставки.



8-Алексей Георгиевич Явленский - Дорога - 1905.jpg

Алексей Георгиевич Явленский - Дорога, 1905



Илья Машков, наряду с Михаилом Ларионовым и Петром Кончаловским, был основателем общества "Бубновый валет". В 1910-х годах он эпатировал публику яркими картинами, написанными в примитивной манере и вдохновленными красками Матисса и наивными мотивами русского народного искусства. С приходом советской власти живопись Машкова оказалась за рамками новой идеологии, и художник был вынужден искать новый художественный язык. Морской берег и купальщицы "Пляжа в Гурзуфе" - типично импрессионистический сюжет, художник даже выбирает высокую точку обзора, которую часто использовали с пейзажах французские мастера.



9-Илья Иванович Машков - Крым - Чеховский пляж в Гурзуфе - 1925.jpg

Илья Иванович Машков - Крым - Чеховский пляж в Гурзуфе - 1925



На выставке, в названии которой фигурирует слово "импрессионизм", меньше всего ожидаешь встретить работы Казимира Малевича. Однако создатель супрематизма уважительно относился к этому течению: все его студенты в Витебском училище и ГИнХуКе в принудительном порядке изучали важнейшие, по мнению Малевича, живописные стили: реализм, импрессионизм, сезаннизм, кубизм и футуризм.

С появлением соцреализма Малевич оказался не у дел. Его работы даже оказались на издевательской выставке "Искусство эпохи империализма", несмотря на все усилия, которые художник приложил к созданию нового искусства для молодого советского государства.



10-Казимир Северинович Малевич - Автопортрет - 1934.jpg

Казимир Северинович Малевич - Автопортрет, 1934



Автопортрет Малевича написан за год до смерти художника. Пытаясь найти новый художественный язык в изменившемся мире, он вернулся к фигуративной живописи. В этой работе от импрессионизма художник заимствует лишь широкий мазок, при этом композиция, освещение, постановка фигуры взяты из портретного искусства старых мастеров - так автопортрет написал бы Веласкес или Рембрандт. Это, конечно, не случайно: Казимир Малевич никогда не сомневался, что по значимости для истории искусства не уступает великим художникам прошлого, и таким портретом он ставит себя в один ряд с ними.

"Малевич всю жизнь отстаивал стройную идею о том, что супрематизм явился очевидным продолжением идей и принципов импрессионизма, и свой личный художнический путь отсчитывал от первых импрессионистских этюдов, сделанных в Курске в начале 1900-х. Для персональной выставки, посвященной 30-летию творчества, десятка небольших этюдов, сохранившихся с той поры, было маловато. Тогда Казимир Северинович создает сложные, колористически насыщенные и технически совершенные картины в подтверждение своей теории - и подписывает их то 1903, то 1904, то 1910 годом. "Они слишком хороши, чтоб быть настоящими", - засомневались искусствоведы лет сорок спустя.



11-Роберт Рафаилович Фальк - Женщина лежащая под картиной Сезанна - 1929.jpg

Женщина лежащая под картиной Сезанна, 1929



В отличие от Малевича, Роберт Фальк не метался между абстрактной и фигуративной живописью: на протяжении всего творчества этот художник был верен манере Сезанна. Именно его портрет висит над скамьей, на которой отдыхает Раиса Идельсон, вторая жена Фалька. Картина написана в 1929 году, когда художник жил и работал в Париже, где никто не запрещал ему работать в манере, отличной от соцреализма. Живопись Фалька более плотная, телесная, чем у импрессионистов; как и Сезанн, он превращает самые простые предметы - белую простыню, серую стену - в сложные живописные плоскости, наполненные десятками оттенков.



12-Надежда Андреевна Удальцова - Весна в деревне - 1947.jpg

Надежда Андреевна Удальцова - Весна в деревне, 1947



Бывшие авангардисты обращаются к импрессионизму и после Великой Отечественной войны. "Весна в деревне" Надежды Удальцовой 1947 года - одна из самых поздних работ на выставке. Это большой парадный натюрморт, который тут же отвлекает зрителей от Малевича, Машкова и других обитателей зала - сложно поверить, что такая роскошная картина была написана "в стол". Сороковые годы - время господства соцреализма: на волне патриотических настроений советское государство болезненно воспринимало отсылки к европейскому искусству, и такую работу ни за что не показали бы публике.

Представленные на выставке виды парков, натюрморты с цветами, женские портреты, такие спокойные и традиционные в сравнении с авангардным искусством, казались советским чиновникам идеологически неправильными: чему научится советский человек, глядя на нагромождения цветных пятен? Авторы этих картин были забыты до 1970-х годов, когда русский авангард стали понемногу реабилитировать. Сегодня работы Малевича, Машкова, Гончаровой, Ларионова признаны шедеврами мирового искусства, их выставляют крупнейшие музеи, но об импрессионизме в творчестве этих художников говорят редко, отдавая предпочтение их авангардным работам. И зря, ведь в начале ХХ века именно импрессионизм помог будущим авангардистам вырваться за рамки классического искусства, а после революции он стал единственно возможным компромиссом между радикальным авангардом и регламентированным соцреализмом.



17-Пётр Петрович Кончаловский - Дом в Белкине - 1907.jpg

Пётр Петрович Кончаловский - Дом в Белкине - 1907



13-Александр Константинович Богомазов - Портрет Ванды - 1908.jpg

Александр Константинович Богомазов - Портрет Ванды, 1908



14-Николай Иванович Кульбин - Цветы - 1910.jpg

Николай Иванович Кульбин - Цветы, 1910



15-Анна Александровна Лепорская - Малоярославец весной - 1940.jpg

Анна Александровна Лепорская - Малоярославец весной, 1940



16-Павел Варфоломеевич Кузнецов - Розы в саду - 1940-е годы.jpg

Павел Варфоломеевич Кузнецов - Розы в саду, 1940-е годы



И, хотя на первый взгляд геометрия супрематистов не имеет ничего общего с туманными картинами парижских бульваров, связь авангарда и импрессионизма не слабела на протяжении полувека, и история этого романа показана на выставке в Музее русского импрессионизма от начала до конца.




Музей русского импрессионизма
http://www.rusimp.su/ru
АДРЕС: Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11


Импрессионизм в авангарде. Редкие работы великих художников собрали на специальной выставке



Tags: Россия, импрессионизм, музей
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments