-
-
yury_tsybanev54 wrote in
lovers_of_art
Родина победившего скока. Полтора часа ответов на «как?» и «почему?»
Среди изобилия банальных концертных программ – вдруг ТАКОЕ. В буквальном смысле слова – изысканное. Ибо отысканы раритеты, да еще и сплетены без швов. И метафоричность этой уникальной программы сверкает всеми гранями – завораживая.
2.04.2021. Галерея Нико. Музыка русского авангарда. «Стальной скок».
И. Стравинский. Русское скерцо. Н. Рославец. Ноктюрн. С. Прокофьев. Три пьесы из балета «Стальной скок». Н. Обухов. Десять психологических картин для фортепиано. И. Вышнеградский. Этюд на магический квадрат. Д. Шостакович. Три пьесы из оперы «Нос». Московский Ансамбль Современной Музыки: Иван Бушуев, флейта; Олег Танцов, кларнет; Михаил Дубов, фортепиано; Роман Минц, скрипка; Ольга Демина, виолончель.

Вообще говоря, что такое авангард? Оригинальничанье, нарочитое искажение привычного – или обостренное чутье? До сего вечера я больше склонялся к первой версии. Но МАСМ, при содействии доброй музыкальной феи-хозяйки в Галерее Нико Гаянэ Никогосян, привечающей музыку самую разную, только бы интересную, меня переубедил! Ибо поиски и находки русского авангарда, осуществленные в недрах века 20-го, прямо-таки уперлись в злободневности года 2021-го…
Из того, что звучало в этот вечер, в концертном репертуаре встретишь разве что Скерцо Стравинского, и то изредка. Здесь этот опус, написанный в 1945-м по американскому заказу, выполнил функцию обертки для программы. Музыка-стилизация. Характерный взгляд на типичное «русское» со стороны - как на залихватское-ретивое. Ну да. Поп на курице несется. Где наша не пропадала.
Затем упаковка была содрана, и МАСМ увлеченно принялся разбирать, что же там внутри. И за полтора часа выдал ошеломленным слушателям прямо-таки музыкальный анамнез русской натуры и, соответственно, превратностей, ее постигших и продолжающих постигать.
Ноктюрн Николая Рославца…Да неужели – тот самый Рославец, пионер советского авангарда, разъявший былые гармонии и, казалось бы, беспорядочно рассыпавший их песчинками? В Ноктюрне 1913 года он еще необыкновенно и пронзительно нежен. И здесь слышится извечная русская мечта об идеальном. Этот трепетный ноктюрн замечательно бы звучал гимном города солнца, города счастья. Вот только истончается по ходу пьесы мера счастья, воображаемого-иллюзорного…
А дальше тот, кому не посчастливилось концерт услышать - сколь редкостный, столь и значительный, вполне может вообразить характер звучавшей музыки, доверившись заголовкам сочинений. В самом названии балета «Стальной скок» - несравненная прокофьевская ирония. Пьеса первая: «Ирисники и Папиросники» - нескончаемая торговая суета, жесткая с толикой жестокости, переходящая в раж «Купи – продай!». Пьеса вторая: «Матрос в браслете и работница» - здесь мелькнувшая романтическая греза Работницы перекрывается звероватыми намерениями персонажа, украшенного браслетом. Ну и пьеса третья: «Фабрика» - все грохочет и перемалывает романтическую, да хоть бы и просто человеческую, нить…

Столь же важны названия выбранных психологических картин Николая Обухова. Странность. Тайна. Эманация (то есть – трансформация сложного в простое). Тщетное усилие. Благоухание. Проклятие. Отравленные ласки. Легкость. Безумие. Тяжелые цепи.
Глянешь на весь список названий – да это же почти полный перечень мод, закидонов и сущностей, поселившихся ныне на разных этажах российского социума! Композиторская стилистика Обухова аскетична (музыка взрывается только в Тщетном усилии), но она точно передает, как зарождаются аномалии и притворства, как формируются и ощущаются тяготы. Михаил Дубов прикасался к клавишам – точно к потайным кнопкам души…
Иван Вышнеградский написал «Этюд на магический квадрат» в эмиграции, но здесь, пожалуй, тот случай, когда большое лучше видится (слышится) на расстоянии. А слышится – извечная яростная попытка вырваться из рамок, устанавливаемых судьбой, форсаж с примесью оголтелости; оторопь, но и все новые и новые попытки…
Ну, и оборачивается эта царящая в отечестве чрезмерность-перекошенность – «Носом» Дмитрия Шостаковича. Затмением разума. Музыка-переполох, музыка-свистопляска. Не то суть, что Нос нахально оторвался от владельца, вскормившего его, можно сказать, и воспитавшего – а то, что самозванец, оказывается, уже при чине и ему причитается соответствующее обхождение.

Одно слово - бедлам. Привычный, впрочем. Выходит дело, музыкальный авангард бывал куда как проницателен и прозорлив.
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 612
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo