sarmant wrote in lovers_of_art

Categories:

Художник кинотеатра "Комсомолец" в Ростове-на-Дону

Этот двухэтажный торговый дом Яблоковых проектировал и возводил архитектор Евгений Гулин, выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Это было одно из первых его архитектурных творений, возведенных в Ростове, и одно из первых зданий города, на фасаде которого появились мотивы стиля модерн. В 1896 году его оригинальный фасад предстал в застройке Большой Садовой — тогда уже торгового и административного центра города.

В 1920-е годы здесь на втором этаже работал кинотеатр «Темп»,а в 1924г. здание было национализировано. В конце 1920-х - 1930-е годы на первом этаже и в подвале размещались магазины Военторга и Роспромторга, а вестибюль 1-го этажа, зрительные залы, фойе на втором этаже с подсобными помещениями принадлежали Госкинопрому. В конце 1930-х ему уже принадлежали все помещения первого этажа. 

В послевоенные годы кинотеатр возобновил свою работу с названием «Комсомолец», которое существовало до начала 1990-х годов. К этому времени его фасад утратил ряд самобытных деталей: переплеты проемов и витрин изысканного рисунка, ажурный балкон в центре фасада, ряд элементов лепного декора обоих ярусов.

В середине 1990-х кинотеатр прекратил свое существование, став собственностью частного лица. Тогда впервые в Ростове была выполнена реставрация фасада архитектурного памятника на частные средства. Реставрация вернула зданию его подлинный архитектурный облик на основе исторических фотодокументов. Проект реставрации фасада разработал СКФ института Спецпроектреставрация (автор архитектор Е.Г. Рекало). 

Мой отец, Ботвинов Пётр Мефодьевич в шестидесятых — семидесятых годах работал художником этого кинотеатра. Условия для работы были,мягко говоря  спартанские.Пройдя тёмную подворотню со стороны улицы Шаумяна,надо было спуститься по винтовой железной лестнице в глубокий подвал,в котором было три огромных комнаты. В первой комнате работал плотник — ремонтировал сидения в зрительном зале,изготовлял подрамники-раскладушки для рекламы и вырезал из фанеры декорации,нарисованные художником. Во второй комнате была мастерская самого художника. Третья комната выполняла роль складского помещения. Фотографии,которые здесь представлены,вы нигде не найдёте. Они из личного архива.

Афишами тогда закрывался почти весь фасад здания (слово реклама тогда было чуждо и незнакомо). На первом этаже фасада размещались афиши на холсте натянутые на подрамники,а на втором этаже и балконе вырезанные из фанеры огромные фигуры персонажей из фильма. Всё это сооружение напоминало декорацию сцены театра. Фильм демонстрировался неделю, а затем всё обновлялось.

За качеством исполнения и идеологической направленностью строго следили из-под тяжёлых драпировок обкома. Директор кинотеатра носил эскизы афиш на утверждение в специальный партийный отдел ,и только после этого художник мог приступать к работе. Изображение как «холодного», так и "горячего"оружия не разрешалось, за исключением фильмов о Великой Отечественной Войне,да и то не приветствовалось.

И как «вишенкой на торте» расскажу о «Графе Толстом», он же Николай Григорьевич,проживающий тогда во внутреннем дворе кинотеатра. Николай Григорьевич, по роду своей деятельности,был ростовщиком, способным занять под большие проценты любую сумму денег. Жил он уединённо во дворе, куда солнечный свет никогда не заглядывал. Окна его жилища были покрыты толстым слоем чёрной пыли и копоти, а сам "граф"представлял из себя очень одиозную, брутальную личность. Представьте себе высокого, лысого, худосочного старика, с длинной седой бородой и бескровными, белыми, как бумага, запавшими щеками,в красной до колен рубахе, ноги которого никогда не знали обуви. В целях экономии Николай Григорьевич не пользовался электричеством, предпочитая палить лучину.

Самое интересное заключалось в рубахе, сшитой «Графом» собственноручно из томов полного собрания сочинений Карла Маркса.

Книги были в картонных переплётах и оклеенные красной тканью. Николай Григорьевич ободрал обложки этих сочинений, отмочил их в тазике с водой,и отделил ткань от основы. Из полученных лоскутов сшил вручную единое полотно, раскроил получившуюся ткань по собственным лекалам и рубаха вышла на зависть. Вот эта рубаха, борода, босые ноги и придавали ему сходство с великим русским писателем.

Зрителей в кинотеатр запускали с улицы Энгельса, а выпускали после сеанса по длинной железной лестнице во двор Николая Григорьевича. Если сойти с лестнице и пройти прямо через частично сохранившееся кованные ворота,то окажешься на свободе,а если повернуть налево и немного пройти вперёд, то попадёшь во мрак дворика Николая Григорьевича. Поворачивали налево многие, так как полуторачасовое сидение в зале сказывалось на мочевом пузыре, и Николай Григорьевич об этом знал, и поджидал несчастных жертв.

Как только страждущие начинали журчать  ручейком, как тут же раздавался громоподобный крик Николая Григорьевича: «  Ах вы ж русские свиньи!». Многие с позором бежали, но некоторые продолжали мочиться, и в ответ обзывать Николая Григорьевича нехорошими словами.

Кстати в один из сеансов в "Комсомольце" рухнула часть лепнины. Жертв не было...

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.