Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Category:

Рафаэль Санти/ Портреты.Фрески.

Художники Высокого Возрождения: РафаэльСанти(2)Портреты.Фрески.






В конце 1504 года  Рафаэль переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами.
Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»





Emilio santarelli, busto di raffaello d'urbino, 



Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микеланджело Буонарроти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».





«Мадонна Дони» — единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.





 Портрет — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).Композиция портрета, судя по всему, создана под влиянием «Моны Лизы», написанной Леонардо да Винчи в 1505—1506. В частности, речь идет об обрамляющих фигуру колоннах лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» — обрезаны), а также позитуре модели.Женщина изображена в поколенном срезе, в трехчетвертном повороте сидящей в лоджии на фоне озерного пейзажа.



Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами (практически идентично наряду на картине «Донна Гравида»). На шее у неё надета золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове — небольшая диадема, почти скрытая волосами. Однако, что странно, на её пальцах нет колец, включая обручальных — это необычно, так как женские портреты того времени создавались как правило по случаю свадьбы.В руках дама держит небольшого единорога — символ целомудрия. Согласно средневековым легендам, приручить его могла только девственница.Две главные черты этого портрета: «грациозное изящество, которому трудно противостоять, и загадочный характер этой таинственной дамы, которая все также продолжает избегать опознания



В 1507 году знакомится с Браманте.





 «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507).



Кроме Мадонны с Младенцем, в изображени которых Рафаэль достиг высочайшей выразительности и глубины, он прибегал и к другой теме, пользовавшаяся спросом во флорентийских дворцах, - Свято Семейство. Этому сюжету в ранний, флотентийский период были посвящены несколько картин, наиболее известны среди них:





- "Святое Семейство под пальмой" (1506, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург),





- "Святое Семейство с агнцем" (1507, галерея Прадо, Мадрид), - почти доскональное воплощение этюдов Леонардо,





- "Мадонна с безбородым Иосифом" (1506, Эрмитаж, Санкт-Петербург).



"Написал он также для Доменико Каниджани картину, изображающую Богоматерь с младенцем Христом, улыбающимся маленькому Св. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Иосифа. Он же, опершись на жезл обеими руками, склонил голову над старицей, как бы Дивясь и восхваляя всемогущего Господа, подарившего уже престарелой женщине столь юного сына. 



В композициях из нескольких фигур, как Мадонн с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем, так и Святого Семейства, зачастую прибегал к пирамидальной схеме Леонардо.



Конечно, Рафаэль и раньше неоднократно бывал в Риме: впервые он попал туда, скорее всего, в 1502-1503 годах, когда работал в Сиене вместе с Пинтуриккьо, а последний раз - в 1506-м, когда был найден "Лаокоон", - событие это праздновалось как возрождение скульптуры из небытия. Тогда Донато Браманте, придворный архитектор папы, пригласил Рафаэля войти в число судей конкурса на лучший восковой слепок с античного оригинала. Победителем был объявлен Якопо Сансовино. Эта скульптурная группа оставила неизгладимый след в восприимчивой душе Санцио, из воспоминаний о ней родились левая мужская фигура в "Снятии с креста", а также "Святая Екатерина Александрийская" (Лондон, Национальная галерея).





«Святая Екатерина Александрийская»



На ней изображена христианская мученица IV века Святая Екатерина, опирающаяся на колесо (отсылка к причине её смерти). Предполагают, что картина была создана около 1507 года, перед самым отъездом Рафаэля из Флоренции в РимВ "Святой Екатерине Александрийской" ( изгиб женского тела заимствован у "Леды" Леонардо. Но сила, питавшая художника изнутри и позволившая выразить боль принятия мученического венца, была почерпнута из "Лаокоона", эллинистической скульптурной группы, увиденной Рафаэлем в Риме в 1506-1507 годах.





В 1507 году Рафаэль написал картину «Положение во гроб».



Заказ на это произведение он получил от знатной умбрийской дамы Аталанты Бальоне. Алтарь Бальони был выполнен Рафаэлем  в память о её сыне Грифонетто, который в 1507 году погиб в бою и был похоронен в церкви св. Франциска в Перудже. Алтарь оставался в церкви св. Франциска течение 101 года, пока не был вынесен ночью в результате заговора священника и отправлен папе римскому Павлу V. Папа подарил его своему племяннику кардиналу Боргезе для его коллекции. В 1797 году алтарь был конфискован Францией и вывезен в Париж.



В 1816 году в Рим была возвращена только центральная сцена алтаря — «Положение во гроб».Какой величественной силой веет от фигур тех, кто несет тело! Как нужно было знать анатомию и каким чувством меры нужно было обладать, чтобы так изобразить мертвого Христа, благоговея перед наготой, перед той гармоничностью, которой обладает тело человека.Так же как «Обручение мадонны» подвело итог умбрийскому периоду, так и «Положение во гроб» завершило годы пребывания Рафаэля во Флоренции.



В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. А в 1508 году Рафаэль был приглашен папой Юлием II в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце. Впоследствии они стали знаменитыми «станцами» Рафаэля.(отдельный пост)





Станцы Рафаэля ( букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza — комната) — помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана



После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). В Станце делла Сеньятура (1509–1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»). Самые прекрасные фрески были созданы Рафаэлем в Станце делла Сеньятура и в Станце Элиодора.





Диспут



Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Он должен был органически связать полуциркульные арки, обрамляющие стены, а также окна и двери, нарушающие плоскость стен, с композицией фресок. Эта задача, требовавшая исключительной изобретательности и высокого мастерства, была решена Рафаэлем с поразительным блеском. Фрески Станца делла Сеньятура явились подлинным триумфом Рафаэля, современники признали их великим чудом. Сам папа Юлий II присоединился к числу поклонников таланта Рафаэля после окончания росписей в Станце делла Сеньятура, где особую известность приобретут фрески Рафаэля «Афинская школа», «Диспут» и «Парнас».





Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа».



«Композиция эта – одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых…





«Афинская школа» (философия)

Выразительность отдельных образов и групп в "Афинской школе" усилена композиционными средствами. Так, несмотря на то что Платон и Аристотель изображены на втором плане, среди множества других участников сцены, Рафаэль достиг их четкого выделения благодаря тому, что наиболее удаленная из арок величественной анфилады охватывает только две эти фигуры. Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя.





«Парнас» (великие поэты и музыканты)



Их торжественная поступь, словно неразрывно связанная с движением могучих архитектурных масс и арочных пролетов, не только придает главным героям фрески функции динамического центра композиции, но и сообщает им повышенную силу образного воздействия. Начавшееся из глубины, это движение как бы разрешается в плоскости, распространяясь вширь и гармонически завершаясь мощным арочным охватом полукруглого обрамления фрески» (Е.И. Ротенберг).





«Добродетели и закон»



С 1511 по 1514 год Рафаэль расписывает следующее помещение – Станцу д'Элиодоро и, наконец





«Изгнание Элиодора» (Станца д’Элиодоро)





«Пожар в Борго» (Станца дель Инчендио ди Борго)       в 1515–1517 годах – Станцу дель Инчендио.





В 1513 году папа Юлий II умер, и на папский престол вступил Лев X. Пользуясь дружеским расположением этого хитрого, любящего праздничный блеск и суету, не забывавшего жизненные удовольствия папы, художник стал ведущей фигурой культурной жизни Рима, организатором и исполнителем живописных и архитектурных работ в Ватикане.Работа над росписью станц Ватикана продолжалась, но круг обязанностей Рафаэля – придворного художника нового папы – сильно расширился, и многое отныне делалось его учениками по рисункам художника и под его наблюдением. Тем не менее и в этот период целый ряд выдающихся произведений выполнен самим Рафаэлем. Это, главным образом, портреты и многочисленные «мадонны».После смерти Браманте в 1514 году Лев X назначил Рафаэля главным архитектором на строительстве нового собора св. Петра, в качестве комиссара древностей он занимался охраной и переписью памятников Древнего Рима.





Юлий II

1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511)



Наибольшего успеха Рафаэль достигал в случае, если характер и облик модели были близки к направленности его искусства, как в случае с портретом графа Бальдассаре Кастильоне – поэта, писателя, дипломата.





Бальдассаре Кастильоне



В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели.





«Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи» (около 1518).





Potrait of Cardinal Alessandro Farnese





Portrait of a Cardinal, by Raffael, from Prado in Google Earth



В последние пять лет жизни Рафаэль занимается архитектурой, увлечен изучением античных построек Рима. Руководит выполнением многочисленных заказов, над которыми работают его ученики, что не могло не отразиться на качестве произведений.





Портрет кардинала Бернардо Довици да Бибиена



О частной жизни Рафаэля известно немного, гораздо больше легенд, с ними связанных. Еще при жизни вокруг личности художника возник ореол славы и всеобщего поклонения.Вазари характеризует Рафаэля как одаренного, живущего в роскоши и богатстве человека, который умеет вести себя в обществе, поддерживать ученую беседу, обладает приятной наружностью и утонченными манерами, окружен любовью и всеобщим почитанием. Он пишет о том, что Рафаэль от природы был одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах».





Рафаэль умер неожиданно, после недолгой болезни, в день своего рождения – 6 апреля 1520 года. Многими его смерть была воспринята как смерть искусства – настолько велика была слава художника и всеобщим было его почитание. Согласно завещанию, Рафаэля похоронили в Пантеоне, среди великих людей Италии.





посты

Бесценные шедевры Ватикана.Часть 8.Станцы Рафаэля-https://www.liveinternet.ru/users/3287612/post411270020



Бесценные шедевры Ватикана.Часть 9.Лоджии Рафаэля-https://www.liveinternet.ru/users/3287612/post411328272



https://www.litmir.me/



 





Tags: музеи
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments