Поводом для написания концерта Камилю Сен-Сансу послужила его творческая дружба со знаменитым композитором и пианистом Антоном Григорьевичем Рубинштейном (1829-1894), вместе с которым он не раз выступал как дирижёр. У музыкантов возникла идея поменяться привычными ролями, чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн - как дирижёр.
Сен-Санс сочинил концерт всего за 17 дней, завершив работу 2 мая, а 13 мая 1868-го года концерт был впервые исполнен.
Концерт состоит из трёх частей:
1. Andante sostenuto
2. Allegro scherzando
2. Presto
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) писал об этом концерте:
"Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать... на каждом шагу..."
В детстве, до тех пор, пока не узнала, кто автор этого замечательного концерта, я была уверена, что написал его какой-то советский композитор - такая это светлая и жизнеутверждающая и, особенно, очень современная музыка. Трудно было себе представить, что это музыка XIX века! Первая часть контрастирует со второй и третьей и темпом, и характером, что дало повод известному польскому пианисту и композитору Зыгмунту Стоёвскому (1869-1946) пошутить по этому поводу, дескать, концерт начинается Бахом, а заканчивается Оффенбахом.
Конечно, это преувеличение и шутка, но, как всем известно, в каждой шутке есть только доля шутки: темп второй части - allegro scherzando - говорит сам за себя - живо и шутливо.)))
Шарль-Камиль Сен-Санс, родился в 1835-ом году в Париже, - французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.
В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении матери и двоюродной бабушки. Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль под наблюдением бабушки уже прошёл первоначальный курс игры на фортепиано.
В возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати - известного пианиста и педагога.
Будучи ещё ребенком, пока ему не исполнилось десять лет, Камиль давал концерты для маленьких зрителей, а в десять лет состоялся его официальный публичный дебют в зале "Плейель".
1848 - Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. В студенческие годы Камиль активно сочинительствует.
1852 - получил Первый приз за участие в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже.
1853 - принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри.
1861 - вступил в должность преподавателя, а затем профессора парижской Школы классической и религиозной музыки.
1865 - оставил преподавание с тем, чтобы заняться концертированием и сочинительством.
В 1870-х годах Сен-Санс пишет критические статьи, причём не только на музыкальные темы. Его публикации, написанные живым языком и отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами, пользовались у читателей большой популярностью. Есть такие воспоминания о жизни маэстро:
в Вене слушалось судебное дело двух композиторов: один обвинял другого в плагиате: в краже мелодии. В качестве эксперта пригласили Сен-Санса и предложили ему ознакомиться с обеими партитурами с тем, чтобы вынести свой вердикт.
- Итак, господин эксперт, кто же из двоих все-таки оказался потерпевшим?
- Третий, не присутствующий здесь, господин судья. Потерпевший - Жак Оффенбах, - сказал Сен-Санс.
1871 - даёт концерты в Лондоне - играет перед королевой Викторией.
1875 - по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где выступает как пианист и дирижёр.
1877 - написал свою знаменитую оперу "Самсон и Далила".
Конец 1870-х годов отмечен трагическими событиями в личной жизни композитора, однако он находит в себе силы работать дальше.
Широкому кругу слушателей Камиль Сен-Санс известен, в первую очередь, миниатюрой "Лебедь" из сочинения для камерного ансамбля "Карнавал животных". Сам же композитор не хотел, чтобы при его жизни это произведение исполнялось, ибо боялся прослыть автором несерьёзной музыки.
Сен-Санс - Лебедь
Фрагмент из польского сборника мультфильма "Волшебная флейта" (2008)
Очень популярно и яркое произведение "Интродукция и Рондо каприччиозо" для скрипки с оркестром. Потрясающая - сверкающая партия скрипки!
Сен-Санс - Интродукция и рондо-каприччиозо
Скрипка - Виктор Третьяков
Дирижёр - Николай Алексеев
Сен-Санс был заядлым путешественником. Всего он совершил 179 поездок в 27 стран мира. По профессиональным обязательствам он чаще посещал Германию и Англию, а для отдыха и чтобы избежать парижских зим, которые плохо влияли на его слабую грудь, ездил в Алжир и Египет.
Маэстро сохранял активный образ жизни до самых последних дней - писал музыку и статьи, давал концерты.
Умер Камиль Сен-Санс от внезапно случившегося инфаркта 16 декабря 1921-го года на отдыхе в Алжире. Похоронен композитор на кладбище де Монпарнас в Париже.
Камиль Сен-Санс - Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано - Святослав Рихтер
Святослав Теофилович Рихтер, родился в 1915-ом году в Житомире, - советский и российский пианист, культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.
1937 - Рихтер поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано в класс знаменитого пианиста Генриха Густавовича Нейгауза (1888-1964).
Московский дебют Святослава Рихтера состоялся 26 ноября 1940-го года в Малом зале консерватории.
Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде.
1945 - разделил первую премию на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей с пианистом Виктором Мержановым (1919-2012). (В Википедии ошибочно сказано - на Третьем всесоюзном конкурсе...).
1952 - единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром - солировал Мстислав Ростропович.
1960 - гастроли в США , где концерты Рихтера стали настоящей сенсацией, после чего последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными.
В том же году музыканту, первому из советских исполнителей, присуждается премия "Грэмми" за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса.
1960-1980 - Святослав Теофилович продолжил активную концертную деятельность, давая более 70 концертов в год. Он много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался мало, однако сохранилось большое количество "живых" записей с концертов.
Святослав Рихтер - основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе знаменитых "Декабрьских вечеров" в московском Музее имени Пушкина, начиная с 1981-го года года.
Последний концерт пианиста состоялся в 1995-ом году в Любеке (Германия).
Умер Святослав Теофилович Рихтер в 1997-ом году в Москве.
Камиль Сен-Санс - Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано - Джордж Ли
Джорджу Ли на момент исполнения концерта было двенадцать лет. На бис он сыграл фортепианное переложение оркестровой пьесы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" и Ноктюрн До-диез минор Фредерика Шопена (1810-1849). Оба произведения очень техничны, но различны по настроению, что подчёркивает разносторонность юного пианиста.
Джордж Ли, родился в 1995-ом году в Бостоне (США), - американский пианист китайского происхождения.
В 6 лет он одержал победу на конкурсе Ассоциации учителей музыки Массачусетса.
В 9 лет выступил в бостонском зале "Steinway".
В 11 лет юный пианист впервые выступил в небольшом зале с любительским оркестром, но это, по словам Джорджа, раскрыло перед ним новый мир.
На сегодня Джордж ещё учится в Бостонской консерватории.
В 2012-ом году Гилморовское общество удостоило его премии, которая присуждается молодым пианистам, а Академия фестиваля в Вербье (Швейцария) - премии TaborFoundation.
В 2014-ом году он участвовал в двух международных конкурсах, став лауреатом одного из них и получив вторую премию на другом.
В 2015-ом году на XV Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в Москве Джордж Ли разделил вторую премию с Лукасом Генюшасом (Россия).
По словам пианиста, на конкурс он приехал не за премией, его влекла возможность выступить перед русской публикой в Большом зале Московской консерватории, где когда-то выступал Ван Клиберн. Участвовать в этом конкурсе молодой музыкант мечтал с детства. Одним из первых наставников Джорджа Ли был Ин Чен Зонг, удостоившийся II премии на Конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в 1962-ом году, он то и заронил мечту об участии в московском конкурсе в сердце своего ученика.
Community Info