
В собрании Эрмитажа хранится уникальный комплекс фресок, созданный в Риме мастерами школы Рафаэля. Сюжеты росписей, главные герои которых Венера и Амур, заимствованы из "Метаморфоз" Овидия и произведений других античных авторов.
Первоначально фрески украшали стены небольшой арочной лоджии, которая находилась внутри ренессансной виллы, расположенной на Палатинском холме и известной как вилла Стати-Маттеи. Судьба росписей оказалась непростой: за свою пятисотлетнюю историю они пережили и снятие с исторического места, и перевод на холст, и многочисленные реставрационные вмешательства. В 1861 году фрески, практически полностью закрытые поздними записями, поступили в собрание Императорского Эрмитажа.
В ХХ веке сотрудники Эрмитажа сделали всё возможное для того, чтобы предотвратить разрушение этих редких памятников и сохранить их до того времени, когда станет возможным их комплексное исследование и реставрация на качественно новом уровне. С 2015 года фрески начали поэтапно поступать в Лабораторию научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа.
О том, как решалась чрезвычайно сложная задача по раскрытию авторской живописи ХVI века под множеством слоёв поздних записей, в нижеприведенном видео расскажет руководитель реставрационных работ художник-реставратор Елена Степанова.
Старший научный сотрудник Отдела научно-технологической экспертизы Ирина Григорьева объяснит специфику основных этапов исследования фресок.
Хранитель итальянской живописи ХIII–XVI веков Зоя Купцова и хранитель итальянской гравюры Василий Успенский выскажут свои предположения относительно авторства росписей, первоначального сюжета одной из особенно пострадавших фресок, а также предложат научную реконструкцию расположения росписей на стенах лоджии виллы Стати-Маттеи.
Фрески школы Рафаэля из собрания Государственного Эрмитажа. История и реставрация

Зал Государственного Эрмитажа с фресками школы Рафаэля
Community Info