Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Царское Село. Агатовые комнаты . Часть 2.

Царское Село. Екатерининский парк. Часть 3. Агатовые комнаты (Холодные бани). Часть 2.

127956572_0 (84x100, 6Kb)


Русская баня.
От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.

Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами.

Камерон, Чарльз (1730-1811) Холодные бани в Царском Селе. Вестибюль Агатового павильона. Поперечный разрез. Россия, начало 1780-х гг.


Камерон, Чарльз (1730-1811) Холодные бани в Царском Селе. Проект отделки стен нижнего этажа, Россияначало 1780-х гг.


Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.

Парная баня


Антропов Алексей Петрович. Портрет императрицы Екатерины II


Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.

Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.

Угловые кабинеты. («Отдыхательная комната», Комната для массажа)


Камерон, Чарльз (1730-1811) Холодные бани в Царском Селе. Проект отделки угловой комнаты. Россия, начало 1780-х гг.


Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона.

Камерон, Чарльз (1730-1811) Проект стены в опочивальне нижнего этажа Холодных Бань в Царском Селе. Россия, начало 1780-х гг.


Камерон, Чарльз (1730-1811) Холодные бани в Царском Селе. Опочивальня. Разрез. Россия, начало 1780-х гг.


Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе, работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.

Отдыхательная комната


Отдыхательная комната


Отдыхательная комната


Отдыхательная комната


Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.

Камерон, Чарльз (1730-1811) Холодные бани в Царском Селе. Комнаты для массажа и хранения масел. Продольный разрез. Россия, начало 1780-х гг.


Массажная комната


Массажная комната



Массажная комната


Массажная комната


Ванная комната («Теплая баня»)


Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.

Ванная комната (Теплая баня)


Ванная комната (Теплая баня)


Ванная комната (Теплая баня)


Купальный зал


Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.

Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.

Камерон, Чарльз (1730-1811) Холодные бани в Царском Селе. Проект отделки зала с бассейном (поперечный разрез) Россия, начало 1780-х гг.


Камерон, Чарльз (1730-1811) Холодные бани в Царском Селе. Проект отделки зала с бассейном. Россия, 1780-1783 гг.


Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.

Сразу под сводами расположены большие полукруглые панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.

Купальный зал. Фото 1911 г.


Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.

В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах прошли реставрационные работы.

Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Купальный зал


Небольшую скульптуру «Грозящий амур», Фальконе создал по личной просьбе маркизы де Помпадур.
С момента первой выставки скульптура стала популярной. Сначала повторные статуэтки были выполнены самим автором, а потом появились многочисленные копии, что только увеличило ее популярность.
С тех пор «Грозящий амур» стал неотъемлемой частью интерьера в стиле рококо, своеобразной его эмблемой.
Одна из таких статуэток находится в Агатовых комнатах Царского Села.

Скульптура «Грозящий амур» Фальконе


Фальконе изобразил этого всесильного богав образе ребенка. Так он не только воплотил мысль о вечной юности божества, но и придает образу загадочности и немного лукавства. Его Амур прижимает к губам пальчик, как бы призывая молчать о чем-то. Созданная таким образом тайна привлекает тех, кто смотрит на статую. Они пытаются угадать, о чем может молчать бог, имеющий власть над чужими сердцами.
А может, этот жест призван всего лишь отвлечь внимание от истинных намерений мальчика. Ведь его вторая рука крадется к колчану со стрелами. Скорее всего, он приметил очередную цель и готов поразить сердце стрелой, чтобы разжечь огонь любви.
Но оба жеста объясняют друг друга: о любви следует молчать, чтобы не вызывать зависть не познавших ее, и никто не знает, когда это чувство настигнет человека и кто станет избранником пораженного стрелой сердца.
Скульптура полна намеков и недоговоренностей, которые можно трактовать по-разному. Возможно, скульптор намекал мадам де Помпадур и ее связь с королем или просто предостерегал, что в любви слова лишние. Но все же намеки остаются такими же легкими и изящными, как и сама скульптура.


Лестница


Камерон, Чарльз (1730-1811) Лестница в павильоне Холодные бани в Царском Селе. Проект. Разрез. Великобритания, начало 1780-х гг.


Два этажа павильона «Холодная баня» соединяет винтовая лестница, словно висящая в воздухе. Ее спиралевидный марш вписан в овальный объем помещения без обычных подпорных стенок. Концы ступеней вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем; кромки ступеней соединены посредством закруглений и выемок, и таким образом ступени опираются также друг на друга.





Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита.








Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.









Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери, выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.


Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.


Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.


Tags: Россия, Царское село, архитектура, интерьер, история
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments