yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Спрятанные шедевры, или Равняться на Бетховена нынче не дозволено!

Петерис Васкс
Петерис Васкс

Особенная зеркальная дата  – 21.02.2021 - преподнесла  ошеломляющий сюрприз. Такое редко и мало кому выпадает, наверно. Из зала я вышел с чувством, будто лично  пережил с человечеством все окаянные века. И весь этот спуд лег лично мне на плечи и на душу. И я вдруг отчетливо понял, что именно услышанное и есть самая сильная, самая пробивающая камерная музыка, какую когда-либо впитывал! А вечером этого же многозначительного дня довелось как нельзя вовремя – как дополнительный критерий музыкальной истины – послушать 14-й струнный квартет великого Бетховена, самый могучий и пронзительный из его поздних. 

21.02.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. П. Васкс. Квартет для фортепиано, скрипки, альта  и виолончели. «Равнины» для скрипки, виолончели и смешанного хора. Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано; Федор Безносиков, скрипка; Павел Романенко, альт; Сергей Суворов, виолончель;  Молодежный камерный хор Москвы, дирижер - Михаил Кудрявцев.

Квартет Васкса звучит в Малом зале МГК. На переднем плане Федор Безносиков
Квартет Васкса звучит в Малом зале МГК. На переднем плане Федор Безносиков

Не то чтобы Бетховен с 14-м квартетом, врывающимся в недоступные, казалось бы, глубины души и атакующим невесть откуда почерпанной силищей даже необратимую немощь, оказался менее убедительным, чем Петерис Васкс  с опусом самого начала 21-го века. Латвийский композитор просто располагал  значительной художественной форой в виде без малого двух самых, возможно, отъявленных веков в истории  человеческой – и  воспользовался ею в полной мере.

Ну, и прочь от сравнения. Ибо оно допустимо разве что по силе воздействия. Бетховен в этой музыке черпает из глубин личности. А Васкс выходит на мощнейшее обобщение. В его квартете музыка проходит путь потрясений. От бездумного заводного танца – к поиску душевной сущности. От осознания ее, этой сущности, искореженности-изувеченности -  к волевой попытке выправления. Но нагнетается, бесовски нарастает заданный темпоритм, и затягивает, и корежит дальше и дальше… Струнные у Васкса изгаляются так и эдак, изворачиваются, точно уж на сковороде, –  но не могут вырваться из лавинообразного, правящего темпоритм  мутного потока. И катарсисом врезается в слушателя излюбленный авторский прием Петериса Васкса. В пикирующем звуке струнных  слышится то сирена мчащейся, но не успевающей Скорой помощи, то крушение самолета. Подстреленность  здесь - сильнейшая метафора.

Но из этого бешеного и безумного наворота, нахлеста, морока, с нарастающей готовностью оборачивающих душу в исчадие ада, – Васкс выходит в заключительную часть, Постлюдию. С тихим обращением струнных  к первозданному мотиву души. Да, не ново. Вот только у Васкса это отнюдь не мираж. Скрипка, альт и виолончель устремляются ввысь, ощутимо неся на себе всю тяжесть испытанного. Они словно берутся за руки: а ну-ка, дружок, попробуем вместе забраться еще чуть выше, потом еще. И буквально слышишь, каким усилием дается каждая вновь достигнутая верхняя нота…

Если одним словом, то  экспрессия и драматизм - бетховенского накала!

Есть, пожалуй, некоторое сходство с «Квартетом на конец времени» Оливье Мессиана ( Васкса, кстати, роднит с ним пристрастие к голосам птиц).  Но тот квартет написан на языке программных аллегорий. Сочинение Васкса более целостное и последовательное по смысловому развитию и  по динамике. Оттого и возникает ощущение-потрясение, что это лично с тобой  произошла вся история.

И совсем другими средствами композитор  воспользовался в «Равнинах» для хора, скрипки и виолончели. Здесь тоже целостная история, тоже пройденный путь. Скрипка с виолончелью живут в сжатой мелодике. Хор, со своей стороны, крайне деликатен. Ровное движение – лишенное маршрутной цели, а пожалуй, и точки опоры.  Исподволь убыстряется темп, нарастает голос хора – и вдруг раздается птичий гомон в небе. Обрыв звучания… Лихорадочный поиск высоты… Но оборачивается он нервической  вибрацией струнных. Та же подстреленность неслышным выстрелом…

Консерватория подарила музыке Петериса Васкса большой, почти трехчасовой концерт по случаю его приближающегося 75-летия. За это – поклон.

Но почему эта потрясающе сильная художественно и заостренно актуальная музыка не звучит в московских залах вовсе? Тогда как, скажем, Шуману с Брамсом,  уступающим – готов аргументированно поспорить! - в камерном жанре Васксу, всегда зеленый свет? Я ведь приметил этот концерт совсем случайно. Знаете как? Услышал года три назад одну-единственную пьесу Васкса про старый замок. И так крепко она запомнилась, что нынче тотчас среагировал на фамилию композитора.

Да, современных композиторов не шибко охоча слушать широкая публика. Но современные, из второй половины века 20-го и из начала 21-го, они, знаете ли, очень разные. И сочинителей формалистического толка, в чью музыку вслушаться – что в кофейную гущу вперить взгляд, нынче модно в какой-то мере привечать, притом  с достаточной регулярностью.

А вот те, кто следует мужественной бетховенской традиции  и берет на себя полную ответственность за все, что вытворяет с нами безумное время, те, кто пропускает всю эту бесовщину через сердце и композиторский дар, - оказываются вроде как в изоляции.

И потому изумительного Петериса Васкса, равно как и Богуслава Мартину, до сей поры получилось как следует расслышать только по случаю круглой даты. Хорошо, что хоть так.

 А  ведь, если по гамбургскому историческому счету, то заслуживают они исполнительского и слушательского внимания – возможно, и на равных правах с Бетховеном и Шостаковичем!

Фортепианный квартет Петериса Васкса можно послушать, зарегистрировавшись на портале classic-online.ru

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.