yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Шопен, какого вы еще не слышали! Вызов судьбы и вызов судьбе

О чем, вообще говоря, Шопен? Что нам нынче его музыка? Греза, рефлексия, тоска?  Ну да, он полагал себя идейным и эстетическим антагонистом Бетховена. Один был оснащен резцом скульптора и ваял монумент человеческого духа. Другой пользовался кистью живописца и передавал акварельную переменчивость настроений и пластичность души. Примерно так, наверно. Но Дмитрий Каприн взял и приложил к шопеновским опусам концептуальный алгоритм. И вот что из этого вышло.

11.02.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Ф. Шопен. Баллады №№ 1-4. Скерцо №№ 1-4. Три экосеза. Прелюдия до-диез минор. Дмитрий Каприн, фортепиано.

Пришлось пройти через внутренний конфликт. Обязан признаться: Шопен не входит в топ моих слушательских пристрастий. Ибо не нахожу я его музыку целебной или питательной. И не зря, пожалуй, иногда говорят: классицизм – музыка здоровая, романтизм – болезненная.

С другой стороны, подозреваю, что пианистические озарения Шопена  ближе дамам, нежели сильному полу, - ибо душевная пластичность и переменчивость ощущений им, дамам, свойственны несравнимо боле.

Но вот в чем фокус. Дмитрий Каприн-то, напротив, - «мой» исполнитель. Потому что он не играет, образно говоря, «пестрые листки», а представляет в концерте, как правило, целостную историю.

Ни ноктюрнов, ни вальсов, ни мазурок в программе не было (две мазурки пригодились только для «бисов»); прелюдия – одна-единственная. Ничего такого, где прихотливо, чарующе и изменчиво-коварно переливаются и плещутся гениальные шопеновские волны.

Только отжатый концепт. Что такое скерцо? Если от буквального значения – «шутка», то примем этот жанр как иронию судьбы, или как вызов судьбы. Что подразумевает баллада? Некое осмысленное и решительное действо, по возможности героическое. То есть – вызов судьбе. Есть разница.

Два отделения концерта позволили расслышать двух Шопенов. Сначала звучал Шопен-максималист. Ну да, такое уж время было (даже не верится!). Слушайте все: я пришел в этот мир! Первая баллада –  о том, как хрусталь души безоглядно бросается в кипящий водоворот, самонадеянно и безоглядно. Этот микст изящества и динамики красив неописуемо. Не пьеса, а сплошное наслаждение. Только вот кончилось совсем плохо: хрусталь разбился вдребезги.

Дальше Первое и Второе скерцо. Здесь Шопен словно объясняет свой сильно опрометчивый поступок: нахлынула, понимаете, могучая лавина и захлестнула… В Первом скерцо слышна именно неотвратимая лавина. Ну, и захотелось всего и сразу! Притом что в том же Первом  скерцо отчетлив мотив благоговейного покоя и уюта. Но поддался  вот искушению. Ввязался в бой, разберемся после.

А вслед Второе скерцо. Вот здесь вызов судьбы принят уже вполне осмысленно. Здесь героя уже не треплет, точно соломинку под ветрами, здесь он сам отважно подставляет грудь всем ветрам. Предельное погружение в контекст вызовов и борений. Мне есть дело до всего, я все смогу!

И вот затем Каприн сыграл не Вторую балладу, а Четвертую. Именно ее пианист посчитал подходящей для того, чтобы заключить историю о Шопене первом. Здесь царит совершенно пленительная мелодия.  Шопен ее будто защитил ее от окружающего круговорота и позволяет натиску реалий только кусочком, краешком эту дорогую ему мелодию зацепить. И здесь уже соблюдены эмоциональные пропорции. И уже угадывается осознание своей судьбы и миссии.

Так завершилась в концерте Каприна глава первая, которую можно назвать «Шопен нараспашку».

А во втором отделении зазвучал «Шопен сомневающийся».

Вторая баллада печальна. Отбивают такт часики-ходики, тоскливо на душе… подбирается со стороны некий огнь пожирающий, но кидаться в него – попытка с негодными средствами…

И тут как тут – Третье скерцо. Оно очень напоминает восхождение к Богу. Импульс – тот самый вызов судьбы – теперь укорочен до судороги, он будто превращается в гримасу. зато из верхней тональности исходит усердный подъем по лесенке. К хоралу, да! И происходит осознание себя на новом витке творческой спирали.

Ну, и – скерцо Четвертое. Самое жизнеутверждающее. Здесь и радость жизни, и познание себя. Очередная, возможно даже – самая проникновенная из звучавших в концерте лирическая тема. Но она уже только промельком. Воцаряются гармония и СВОЙ путь.

И финальная закольцовка. Третья баллада. Она дышит почти гайдновским умиротворением, чтоб не сказать мудростью.И завершается мощным жинеутверждащим аккордом!

Шопен выполнил все порученное. Передал всю гамму чувств, возможных и недоступных в реальной жизни. Это и стало его главной Балладой. Историческим поступком и настоящим свершением.

Спасибо Дмитрию Каприну, он проницательно обнаружил и передал слушателям важное. Его изумительные замедления и паузы убедили в том, что музыка Шопена – это не только поток разнообразных эмоций, не всегда контролируемых и звонко или трепетно выраженных пианистически.  Очень советую непременно послушать этого пианиста. Он ни разу вас не разочарует, а может, даже и образумит в чем-то.

Дмитрий КапринМосковская консерваторияФридерик Шопен

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.