yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Настало время. Выход Женщины в белом, или две Марии в одной

Мария Остроухова
Мария Остроухова

Вы слышали когда-нибудь песню, длящуюся без малого полтора  часа? Впрочем, слово «песня» здесь единственно для пущего уразумения вокально-фортепианного действа, развернувшегося на сцене Рахманиновского зала МГК. Ибо назвать это действо концертом  не поворачивается язык. Не концерт это был, а поступок. Вызов, брошенный испакостившейся окружающей действительности. Выход Женщины в белом - и ее исповедь. Время сломалось. И время пришло.

5.02.2021. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. П. Хиндемит. «Житие Марии», вокальный цикл на стихи Р.М. Рильке. Мария Остроухова, меццо-сопрано; Екатерина Державина, фортепиано.

В принципе – ЭТО вообще не исполняют. Ну, или исполняют крайне редко. Нужна на то очень веская причина. Или чрезвычайная ситуация. Известно об одном исполнении в Москве 14 лет назад. В мире прецеденты тоже наперечет. 

Стихи написаны в 1912-1913 гг. Вокально-фортепианный цикл – спустя десять лет. Время и место имеют значение. Германия. Предчувствие Первой мировой – и Германия, Первой мировой униженная и всклокоченная.

Пауля Хиндемита  время взяло в жесткий оборот. Он отстаивал классические музыкальные ценности – но по большей части его сочинения получались похожими на прокрустово ложе. В них сбитое дыхание и загнанность. И в них будто звенят кандалы.

Но в «Житии Марии» музыка молодого Хиндемита иная. Она свободна и она дышит. Она умеет подниматься по лестнице в небо. Но, тем не менее, браться за исполнение этого цикла – затея сильно рискованная и неблагодарная. Это вам не короткая ария, где записная оперная дива всегда готова шикануть парой-тройкой виртуозных пассажей. В истории Девы Марии высокая и низкая тональности то чередуются, то переплетаются. И этот цикл невозможно  исполнить на одном-двух козырях, чем пробавляются иные вокалистки. Его можно – только прожить.

Мое информативное предисловие, да, затянулось – но без него никак.

В августе один из первых концертов после освобождения музыки из заточения был ее, Марии Остроуховой. В  Лютеранском соборе Петра и Павла она пела о возвращении к жизни (читайте здесь  https://yury-tsybanev54.livejournal.com/6293.html) . Та ее программа вела, в конечном счете, к радости бытия.

Теперь тогдашнее черное  вечернее платье заменено на белое. Бытие оказалось отравлено ядовитыми испарениями. Тогда Мария исполняла трактовки светлого образа Девы Марии – теперь проникла в него и прожила Ее судьбу. 

Приняла на себя всю тяжесть непонимания и одиночества, суть которого в непреодолимой зависимости от эмоционального фона племени. Но и – Свет, озаривший Мать Бога-человека. Заступницу.

Не представляю, кто бы еще сумел СЕЙЧАС исполнить Рильке – Хиндемита. Кто другой почерпнул  бы в своей душе такой негасимый Свет и такое неизбывное одиночество. И таким морским узлом, неразъемным, это увязал.

Ведь задача такого исполнения заключается отнюдь не только в вокальном диапазоне. Задача эта востребует пространства души,  объема внутренней свободы и океана открытости. И сверх того — силы воли и силы духа.

Вот почему – и только поэтому! – две Марии соединились  в одной.

И она, Мария Остроухова, отважно повела всех, кто ее слушал, на невозможную,  недосягаемую высоту.

Запись здесь https://www.youtube.com/watch?fbclid=IwAR2GkvPhaYS2tdM0CiHCZsJKQ0TBNKwzpjeDM4o-fW8IoQzJzHKehmQD5RY&v=hZVRpzQSTVo&feature=youtu.be

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.