yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Письма Сергея Прокофьева лично вам. Баю-баюшки-баю, не ложитесь на краю!

В России, да, нужно жить долго – чтобы чувствовать глубоко и понимать происходящее правильно. И Владимир Федосеев уже вторым своим авторским проектом повергает меня в трепет. К годовщине снятия блокады Ленинграда он, блокаду переживший, увязал страшную тему нашествия и блокады  с «Реквиемом» Верди. Со Страшным Судом, покаравшим за безбожие. Теперь, в рамках цикла «Прокофьев. Письма к тебе…»,  Федосеев с БСО исполнил классика века 20-го, точно сегодняшнего. Так исполнил, что  стало не по себе…

Дирижер Владимир Федосеев
Дирижер Владимир Федосеев

31.01.2021. Концертный зал имени Чайковского. С. Прокофьев. «Чужбог и пляска нечисти» из Скифской сюиты. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Симфония № 1 «Классическая». «Полночь» из балета «Золушка». Фрагменты из оперы «Война и мир». Государственный академический большой симфонический оркестр имени Чайковского. Дирижер Владимир Федосеев. Солистка Варвара Непомнящая, фортепиано.

Очень жесткий концерт. Без сантиментов. Послания века 20-го веку 21-му. Предостережение о жерновах, человеку уготованных. Письма к тебе лично. И к вам, и к вам, и дальше по цепочке. 

Сергей Прокофьев, возможно, композитор единственный в своем роде. Выкорчевавший из своей музыки телячьи нежности, но сберегший ее человечную структуру. Не поддавшийся  ни инерции разлома всего и вся, ни техницистскому угару.

Второй фортепианный концерт Прокофьев написал в 1913-м. Многозначительная дата. Жернова истории наготове. Композиторы-романтики уничтожены как класс. Скрябин, ментально переквалифицировавшись, разъял материю на космические атомы. Но музыка молодого Прокофьева от ответственности не уходит! И она – о том, что жить-то предстоит пока что здесь, на этой грешной земле.

Портрет композитора Сергея Прокофьева работы художника Анри Матисса (1921 год).
Портрет композитора Сергея Прокофьева работы художника Анри Матисса (1921 год).

Этот фортепианный его концерт – насквозь предчувствие. В нем вовсе нет молодой удали (хотя Прокофьеву только 22) в гонке за веком. В нем – неотвратимость  грозного и страшного. Для пущего воздействия Федосеев предпослал сочинению для рояля фрагмент из Скифской сюиты, где еще более густой концентрат стихийного-беспощадного-жестокого.

А дальше свое фортепианное слово привнесла Варвара Непомнящая. Сложную прокофьевскую эмоцию она разложила с выдающейся точностью.

Лирика здесь только об одном: дайте НОРМАЛЬНО жить и оставьте в  пользовании чувство собственного достоинства. Она, как и почти всегда почти всегда у Прокофьева, этакая настороженная, лирика. Но надвигается на нее из басов некая неотвратимая сила – и все мощнее пробирает вверх по клавиатуре. И оркестр, подключаясь, выносит приговор: вступает в полное и неограниченное право век-мучитель. Прокофьев, к слову, посвятил этот концерт памяти друга; они собирались отправиться на Кавказ, и тут композитор получил записку: «У меня новость – я застрелился…».

«Моя музыка – сплошной стихийный ряд ударов судьбы, дикий вихрь» - артист Юлиан Макаров мастерски усилил программу концерта отрывками из прокофьевских писем, не менее жесткими, чем музыка.

Но вот какой фокус! Порой Прокофьев будто наводит перевернутый бинокль. И бесстрастно передает только канву. Таково Скерцо во 2-м концерте. Такова, кстати, и его Первая симфония, сочиненная летом 1917-го.  Прямо недоумеваешь: что, в 1913-м так остро все предчувствовал – а тут потерял обоняние, что ли?! Кто знает. Сам он называл эту «Классическую» симфонию своим  капризом. Отвлекся. Бросил с исторической дистанции взгляд в «добрые» прошлые века. А то и заглянул в будущее – вот-де как будут когда-нибудь отлакированы надвигающиеся события … 

Но в нужный момент Прокофьев словно берет консервный нож – и вспарывает эту канву. Что там на самом деле? Так и в третьей части  2-го фортепианного. Вот - Марш чудовищ! И чудовища эти, еще неопознанные, неведомые, неотвратимо надвигаются, четко печатая шаг и отбивая такт. А ну-ка, кто тут шагает не в ногу? И этот вот марш формирует у Прокофьева страшную новую реальность. Меняет сознание и способ выживания.

Оторопь, остолбенение – но жернова берут в оборот, перемалывают на клеточном уровне. Человеческое «я» мечется, потерянное и бесприютное.

Баю-баюшки-баю. Не ложися на краю. Придет серенький волчок. 

Вариации на тему этого самого «волчка» доводят до ужаса – и вдруг этот ужас у Прокофьева переплавляется в подобие колокольного звона. Новое откровение, почти катарсис…

Что сделал Федосеев дальше? Легкозвучную, я бы сказал, мифологическую канву 1-й симфонии 18 г трансформировал в «Полночь» из «Золушки». 1944 Где роковой  – и вновь неотвратимый! – бой часов переходит во что-то напоминающее бомбежку - и из-под рвущихся снарядов будто выбирается раненая счастливая греза…

А в финале программы – «Война и мир». 1942 Нежно бутонные чувства Наташи Ростовой под натиском темы войны. И завершает Федосеев Увертюрой из оперы. И звучит она у БСО как строгое мобилизационное предписание.

Вот такие письма Прокофьева из века 20-го, музыкальные и словесные, - вам лично (очень советую послушать  и Юлиана Макарова в записи концерта!). И обязательно передайте дальше по цепочке.

Запись концерта можно послушать и посмотреть здесь https://meloman.ru/concert/bolshoj-simfonicheskijbrorkestr-imeni-p-i-chajkovskogobrdenis-lotoev-yulian-makarov-157959283736/

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.