-
-
yury_tsybanev54 wrote in
lovers_of_art
Все важное о немцах, что вы хотели узнать, но забывали спросить

Дерзость Даниила Когана и его бравой молодой команды настолько вызывающа, что подкупает. По первому впечатлению, делают вроде случайную выборку – а замахиваются ею на могучее обобщение. Незаконченные юношеские опусы Шуберта, Малера и т.д… Но надо вслушаться, вчувствоваться и вдуматься. Оно того стоит.
26.01.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Проект «Притяжение». Timeline 1. Германия и Австрия. Ф. Шуберт. Трио для скрипки, альта и виолончели. Р. Вагнер. Вступление к опере «Тристан и Изольда» (версия для струнного секстета). И. Брамс. Секстет № 1 для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей. Г. Малер. Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели. П. Хиндемит. Октет для кларнета, фагота, валторны, скрипки, двух альтов, виолончели и контрабаса. Й. Видманн. «180 ударов в минуту» для струнного секстета.
Автор идеи – Даниил Коган.

Сперва захотелось возразить. Во-первых, немецкая музыка с австрийской все-таки не составляют органичного единства. Во-вторых, что это за музыкальная линия времени в обход Баха, Моцарта и Бетховена?!
Впрочем, объектизированного академического подхода Коган со товарищи и не обещали. А заявили, скорее, полемический.
И потому стоило принять предложенные правила игры - и как следует навострить уши.
Юношеское трио Шуберта написано на заре романтизма. И, может быть, это то самое место, где впервые поселилась музыкальная сказка радости и неги. Заливисто чирикают птички, скрипка будто приговаривает товарищей по маленькому ансамблю к лучезарности. Резкие рубленые фразы слышатся как мелкая досадная неприятность, которую легко пережить. У самого светлого из живших и творивших музыку романтиков здесь все пропитано и дышит любовью.
А потом явился Вагнер. Гений духа, провокатор духа. И вот Вагнера команда «Притяжения» исполнила совершенно изумительно. Шестерка струнных методично и истово вырабатывала некую космическую вытяжку из рутины бытия. Упорно готовила выход за грань земного-разочаровывающего. Струнные вязли-мыкались в глубоком томлении – и вдруг в какой-то момент зашлись неземным трепетом. И звучание скрипки Федора Безносикова словно дематериализовалось…
Брамса компания Когана представила как сиамского близнеца Вагнера. К слову: как-то мне попалась на глаза подборка портретов композиторов-романтиков. И сопровождал ее вопрос: почему среди них один только Брамс с бородой? Ответ напросился быстро: а он законсервировал романтизм. То бишь попытался превратить пронзительное лирическое высказывание в продукт долговременного употребления.
После мучительного вагнеровского усилия по выходу в космос секстет Брамса окопался в этакой полупозиции. Виолончели здесь усердно нагоняют тучи – а скрипки будто пытаются их развести. Как в большинстве опусов Брамса, здесь очень ощущается усилие – лирическое, или, если угодно, этическое. Он этак берет малосознательного слушателя за руку и ведет в правильную, то есть гуманную, сторону.
И, может быть, ключевую роль во всей немецкой музыкальной линии времени исполнило брамсовское Andante. Ибо тут лирическо-этическое усилие над человеческой природой приобрело некий запредельный акцент. Мне даже послышалось что-то похожее на экзистенциальную интонацию из музыки Вайнберга к фильму «Последний дюйм» (если кто видел – вспомнит песню про Боба КеннЕди).
И на этом – все; битва проиграна. 16-летний Малер сочинял квартет спустя всего 16 лет после секстета Брамса. Но тут печально-искренний и нежный голос скрипки поет уже только о ностальгии и ни о чем другом. И угасает…
Дальше компания Даниила Когана с молодой отвагой перемахнула аж через восемь десятков лет, обратившись к позднему Хиндемиту. Прихоть? Вкусовщина? Но если вдуматься – ребята просто опустили ту музыку, на которую наложили глубокий отпечаток трагедийные вехи – начало века 20-го (а в музыке той поры звучал именно разлом всех ценностей), Первая и Вторая мировые войны. А взяла в программу команда «Притяжения» именно что типическое, не экстраординарное.

Так вот – Хиндемит. Подчеркнуто безыскусная музыка улиц середины прошлого века. И особенный, заметьте, состав октета. С единственной скрипкой – не до тонких чувств. И с гулкой троицей духовых. Если у нашего Шостаковича духовые, как правило, формируют, перекликаясь и взаимодействуя, удивительный объем самоощущения, то у Хиндемита они в основном горланят одновременно, перекрикивая друг друга.
Голос струнных здесь мечется в калейдоскопе на грани какофонии. Здесь уже почти воцарился жанр клипа, да-да. Происходит, я бы сказал, безотчетное наслоение импульсов. А духовые знай себе накачивают мускулы струн. В финале октет вовсе срывается в окаянную суету – и вдруг в заключительной фразе будто раздувается от сознания собственной значимости…
А в развязке программы – Видманн, опус 1993-го года. Пир ритма, конвейера, заданности, инерции. С короткой передышкой на перекур – когда дозволено маленько и пошипеть, просто пошипеть…
Я думаю, что проектом «Притяжение» команда Даниила Когана распахивает новое окошко свежему восприятию музыки. И что у этого замысла впереди счастливая и значительная реализация. Следим за афишей.
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 653
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo