Category:

Все важное о немцах, что вы хотели узнать, но забывали спросить

Дерзость Даниила Когана и его бравой молодой команды настолько вызывающа, что подкупает. По первому впечатлению,  делают вроде случайную выборку – а замахиваются ею на могучее обобщение. Незаконченные  юношеские опусы Шуберта, Малера и т.д… Но надо вслушаться, вчувствоваться и вдуматься. Оно того стоит.

26.01.2021. Малый зал Московской государственной консерватории. Проект «Притяжение». Timeline 1. Германия и Австрия. Ф. Шуберт. Трио для скрипки, альта и виолончели. Р. Вагнер. Вступление к опере «Тристан и Изольда» (версия для струнного секстета). И. Брамс. Секстет № 1 для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей. Г. Малер. Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели. П. Хиндемит. Октет для кларнета, фагота, валторны, скрипки, двух альтов, виолончели и контрабаса. Й. Видманн. «180 ударов в минуту» для струнного секстета.

Автор идеи – Даниил Коган.

Даниил Коган
Даниил Коган

Сперва захотелось возразить. Во-первых, немецкая музыка с австрийской все-таки не составляют органичного единства. Во-вторых, что это за музыкальная линия времени в обход Баха, Моцарта и Бетховена?!

Впрочем, объектизированного академического подхода Коган со товарищи и не обещали. А заявили, скорее, полемический.

И потому стоило принять предложенные правила игры - и как следует навострить уши.

Юношеское трио Шуберта написано на заре романтизма. И, может быть, это то самое место, где впервые поселилась музыкальная сказка радости и неги. Заливисто чирикают птички, скрипка будто приговаривает товарищей по маленькому ансамблю к лучезарности. Резкие рубленые фразы слышатся как мелкая досадная неприятность, которую легко пережить. У самого светлого из живших и творивших музыку романтиков  здесь все пропитано и дышит любовью.

А потом явился Вагнер. Гений духа,  провокатор духа. И вот Вагнера команда «Притяжения» исполнила совершенно изумительно. Шестерка струнных методично и истово вырабатывала некую космическую вытяжку из рутины бытия. Упорно готовила выход за грань земного-разочаровывающего. Струнные вязли-мыкались в глубоком томлении – и вдруг в какой-то момент зашлись неземным трепетом. И звучание скрипки Федора Безносикова словно дематериализовалось…

Брамса компания Когана представила как сиамского близнеца Вагнера. К слову: как-то мне попалась на глаза подборка портретов композиторов-романтиков. И сопровождал ее вопрос: почему среди них один только Брамс с бородой? Ответ напросился быстро: а он законсервировал романтизм. То бишь попытался превратить пронзительное лирическое высказывание в продукт долговременного употребления.

После мучительного вагнеровского усилия по выходу в космос секстет Брамса окопался в этакой полупозиции. Виолончели здесь усердно нагоняют тучи – а скрипки будто пытаются их развести. Как в большинстве опусов Брамса, здесь очень ощущается усилие – лирическое, или, если угодно, этическое. Он  этак берет малосознательного слушателя за руку и ведет в правильную, то есть гуманную,  сторону.

И, может быть, ключевую роль во всей немецкой музыкальной линии времени исполнило брамсовское Andante. Ибо тут лирическо-этическое усилие над человеческой природой приобрело некий запредельный акцент. Мне даже послышалось что-то похожее на экзистенциальную интонацию из музыки Вайнберга к фильму «Последний дюйм» (если кто видел – вспомнит песню про Боба КеннЕди).

И на этом – все; битва проиграна. 16-летний Малер сочинял квартет спустя всего 16 лет после секстета Брамса. Но тут печально-искренний и нежный голос скрипки поет уже только о ностальгии и ни о чем другом. И угасает…

Дальше компания Даниила Когана с молодой отвагой перемахнула аж через восемь десятков лет, обратившись к позднему Хиндемиту. Прихоть? Вкусовщина? Но если вдуматься – ребята просто опустили ту музыку, на которую наложили глубокий отпечаток трагедийные вехи – начало века 20-го (а в музыке той поры звучал именно разлом всех ценностей), Первая и Вторая мировые войны. А взяла в программу команда «Притяжения»  именно что типическое, не экстраординарное.

Команда проекта "Притяжение" на генеральной репетиции программы в Галерее Нико
Команда проекта "Притяжение" на генеральной репетиции программы в Галерее Нико

Так вот – Хиндемит. Подчеркнуто безыскусная музыка улиц середины прошлого века. И особенный, заметьте, состав октета. С единственной скрипкой – не до тонких чувств. И с гулкой троицей духовых. Если у нашего Шостаковича духовые, как правило, формируют, перекликаясь и взаимодействуя, удивительный объем самоощущения, то у Хиндемита они в основном горланят одновременно, перекрикивая друг друга.

Голос струнных здесь мечется в калейдоскопе на грани какофонии. Здесь уже почти воцарился жанр клипа, да-да. Происходит, я бы сказал, безотчетное наслоение импульсов. А духовые знай себе накачивают мускулы струн. В финале октет вовсе срывается в окаянную суету – и вдруг в заключительной фразе  будто раздувается от сознания собственной значимости…

А в развязке программы – Видманн, опус 1993-го года. Пир ритма, конвейера, заданности, инерции. С короткой передышкой на перекур – когда дозволено маленько  и пошипеть, просто пошипеть…

Я думаю, что проектом «Притяжение» команда Даниила Когана распахивает новое окошко свежему восприятию музыки. И что у этого замысла впереди счастливая и значительная реализация. Следим за афишей.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.