mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Categories:

Художник и тайные общества. Никола Пуссен. Часть 1

Никола Пуссен - Мученичество святого Эразма -  1600-1604.jpg

Никола Пуссен - Мученичество святого Эразма - 1600-1604


Никола Пуссен (1594-1665) родился в маленькой деревушке близ городка Лез-Андели на севере Франции. Будущий великий пейзажист и колорист, иллюстрировал тетради Дюрера и Леонардо да Винчи, превыше всех ценил Рафаэля и преклонялся перед учеными античности. Он рано нащупал свой собственный стиль и был до конца жизни верен идее гармонии и порядка. Пуссен заложил прочный мост между эпохой Возрождения и Классицизмом. И вошёл в историю как непревзойденный мастер пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он выполнил более двухсот пятидесяти заказов, одним из которых была роспись запрестольного образа в Соборе Святого Петра.


В 1628 году Пуссен приступил к картине "Истязание святого Эразма". Казалось бы, что тут необычного? Художник имел ошеломляющий успех во всей Европе, влиятельных покровителей в Риме и Ватикане. Не было ничего удивительного в том, что ему заказали картину для часовни с реликварием святого. Однако после этой работы его сотрудничество с Римской Католической церковью резко прекратилось. Некоторые исследователи творчества Пуссена предполагают, что заказ не понравился кому-то из папского окружения. Будто бы картину встретили очень сдержанно, и заказов от церкви Пуссен более не получал. Но если подумать, как относились церковнослужители к оформлению главного католического собора христианского мира, могут возникнуть сомнения в этой версии. Ведь ещё до покупки красок с художником оговаривались все детали его работы, бесконечно согласовывали эскизы в карандаше и цвете, даже не говоря о постоянных проверках и "специальных" помощниках, которые следили за каждым мазком кисти мастера и сообщали о малейших изменениях. Создаётся ощущение, что для кардиналов и папы сама картина сюрпризом не стала. Но что-то заставило их отказаться от услуг господина Пуссена. За десять лет до того, как Никола Пуссен приступил к работе над своей картиной "Истязание святого Эразма", началась Тридцатилетняя война. Непрочный мир, установленный между протестантскими и католическими государствами, рухнул. Европа вновь погрузилась в хаос религиозной войны. На этот раз на долгие тридцать лет. Из писем известно, что Пуссен имел тесные связи с группой лиц, которые, по мнению католической церкви, намеренно расшатывали основы католицизма и старались подорвать пошатнувшийся авторитет церкви изнутри.

Точно неизвестно, к какому из тайных обществ принадлежал Никола Пуссен. К Тамплиерам, Сионистам, Иллюминатам, или Розенкрейцерам. Все идеи этих организаций были признаны еретическими, а сами ордена отлучены от церкви. Папе достаточно было сказать только одно слово, и еретики тотчас обрастали прочной паутиной страшных домыслов. Им приписывали всевозможные интриги, заговоры, убийства, жажду абсолютной власти, эзотерические мистические практики и Бог знает что ещё. Ведь тайное всегда захватывает ум и будоражит воображение обывателя. Ходили слухи, что Пуссен был не просто членом одного из таких обществ, а зашифровывал их тайные знаки в своих произведениях. В таком случае становится ясно, почему кардиналы видели в Пуссене потенциальную угрозу, способную нанести вред церкви в будущем. По этой же причине покровитель художника - кардинал Барберини, не в силах был переубедить своих коллег. Но кому адресован текст, намеренно и талантливо скрытый в живописи? Вот выдержка из "Документов Приората Сиона" о символизме в искусстве: "Аллегорические произведения имеют то преимущество, что достаточно одного слова, чтобы прояснить отношения, недоступные толпе; они отданы всем, но их значение адресовано элите. Отправитель и адресат понимают друг друга поверх толпы. Непонятный успех некоторых произведений идет от этого достоинства аллегории, которая является не просто модой, а способом эзотерического выражения".


Никола Пуссен - Аркадские пастухи - 1650.jpg

Никола Пуссен - Аркадские пастухи - 1650



Этот фрагмент объясняет популярность картины Пуссена "Аркадские пастухи". Надпись на надгробии: ET IN ARCADIA EGO... (Теперь я в Аркадии) стала, своего рода, шифровкой века. За этой картиной охотились многие эзотерические кружки, и сам Людовик XIV, заполучив ее, никогда никому не показывал. Ведь анаграмма этой надписи гласит: I TEGO ARCANA DEI (Иди! Я скрываю тайны бога).

Анагра́мма (от греч. ανα- - "пере" и γράμμα - "буква") - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Никто так и не сумел раскрыть этот код. Во всяком случае, официально. Тайное на то и тайное, что при всей своей открытости продолжает действовать в тени. Если бы все было так просто, то задачи быть еретиком, быть посвященным в тайну не существовало бы. Конечно "Истязание святого Эразма" не имеет такой громкой славы, как другие картины Пуссена. Но в этом полотне, как ни в каком другом талант художника выражен в полной мере. И было бы крайне интересно узнать, что же в ней зашифровано.



"Цвет в живописи - это приманка, соблазняющая глаз, подобно прекрасным строкам стихотворения."

Никола Пуссен


Художник и тайные общества. Никола Пуссен. Часть 1




Tags: Франция, живопись, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments