yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Здесь и сейчас: Дмитрий Шостакович, ваш выход! На «бис»


Как вы себя чувствуете? А о чем думаете? Чтобы раздобыть показательный срез актуальных мыслечувств, даже и не нужны опросы. Достаточно глянуть на музыкальную афишу. Ибо музыканты – самые, наверное, чуткие приемники и трансляторы. И кого же они нынешней мутной осенью – зимой исполняют нам чаще, чем обычно? Бетховена – это само собой в год грандиозного его юбилея. А еще, не удивляйтесь, Хиндемита – это музыка предфашистской Германии. И вот теперь оперативно подтягивается Шостакович. 26-го, к примеру, декабря его одновременно будут играть в трех столичных залах.

14,19,21.12.2020. Рахманиновское общество. «Нерв времени: Дмитрий Шостакович». Автор идеи Андрей Коробейников. Д. Шостакович. 3 фантастических танца. 10 афоризмов. Сонаты для фортепиано №№ 1, 2. 24 прелюдии. 5 прелюдий и фуг. Сонаты для виолончели и фортепиано, скрипки и фортепиано, альта и фортепиано. Андрей Коробейников, фортепиано; Николай Шугаев, виолончель; Гайк Казазян, скрипка; Сергей Полтавский, альт.

Андрей Коробейников
Андрей Коробейников

Важно ведь не только интересно придумать и хорошо исполнить. Еще важней – придумать и исполнить вовремя. Андрей Коробейников с проектом «Нерва», реализованным при всемерном благорасположении администратора Рахманиновского общества Анны Тонха, угодил, простите мне тавтологию, в самый нерв. Но он сюда и метил! Пояснив попутно: сейчас нужно разобраться с накрывшим нас напряжением, а утешаться Чайковским и Рахманиновым будем попозже.

Коробейников еще включил в проект вокальные сочинения и трио. Но я возьму в разговор те опусы, где Шостакович наиболее одинок и исповедален.

Заметьте, он стал первым сугубо советским композитором (имею в виду композиторов значительных, разумеется). Конечно, он помнил кое-что из дореволюционного житья-бытья, но это в нем не успело отпечататься на сознательной платформе.

Поэтому в советское он окунулся с головой, был им пропитан, что называется, на клеточном уровне. Это Прокофьев умел, в силу более рациональной натуры, что-то не принимать близко к сердцу и создавать в своей музыке очаровательную параллельную реальность. Шостакович же всегда оказывался в гуще сражения за душу человеческую.

Господь доверил ему мучительную миссию. Выявить и доложить полную правду о советском эксперименте. Назначил Достоевским советского времени. Самым искушенным и проницательным диагностом. А Дмитрий Дмитриевич этого будто и не знал, с этим мучился, себя изводя… 

Он-то начинал – по моде первых советских лет – озорником, парнем себе на уме, пусть и увлекающимся. Послушать Фантастические танцы, Афоризмы – Шостакович там изобретательно и живо примеривался к этой надвинувшейся реальности, никому не знакомой и не понятной. Нырнуть в бедлам Первой сонаты – весело жить в новой России, товарищи! А коли вынырнуть да отряхнуться –  так и вовсе здорово! У него же там в финале стороны этак расходятся, словно боксеры по углам ринга.

Послушать Прелюдии начала 30-х – так Шостаковичу было весьма интересно с советской властью поиграть. Где-то легонько подколоть, а где-то развернуто съехидничать. В музыке Шостаковича конца 20-х – начала 30-х вот что: он словно приучался ходить на цыпочках, но при этом держаться с чувством собственного достоинства и по возможности элегантно.

Разлом намечается, по-моему, в виолончельной сонате. Сжимается личное пространство. Шостакович практически уже не выходит из своего угла, больше не находит упоения в условном игровом бою. Фортепиано призывно звенит-журчит – виолончель в ответ глухо ропщет. От фортепиано уже обильно идет пугающий настойчивый стук - виолончель трепещет ответ, она близка к истерике – и отправляется за правдой прочь отсюда, в вечность или в выси…

В скрипичной сонате – написанной через три с лишним десятилетия после виолончельной – фортепианные басы будут уже тупо и злобно сатанеть, пускать в каденции поток убивающей лавы. А скрипка, как-то огрызаясь, ведет уже целенаправленный поиск коридора в вечность. Единственно спасительного…

Считается, Шостакович был атеистом, оттого, дескать, испытывал животный страх перед небытием. Не знаю. Иногда у него отчетливо слышится контакт с высшими силами. Как, например, в Прелюдии и фуге ре-минор, где он поначалу грустно-виновато и будто чуть ссутулившись предстает перед Судом Небесным, а потом, в набирающей гомон фуге исповедуется в обстоятельствах жизни и творчества.

Бетховена Господь испытал глухотой. Шостаковича  - обостренно чутким слухом… Дабы доложил со всеми подробностями обо всем, что расслышал. В конечном счете – о кукольно-марионеточном позднесоветском. Об инерции трескотни и показухи. И об изувечении  живого.

В финале сонаты для альта и фортепиано, предсмертной, ему настойчиво является Лунная соната.

Чуть переиначивая известного персонажа, - Дмитрий Дмитриевич заслужил покоя и лунного света.

Он все расслышал и передал. И всех нас предупредил. О том, что поддушивание живого – занятие по-своему азартное, и уж коли власть предержащие почувствуют к нему вкус, то  не остановятся.

Я слушал камерно-исповедального Шостаковича – и мне вдруг подумалось, что его опусы конца 20-х – начала 30-х вполне свежо звучали бы в 90-е. Ну, а последующие очень возможно, что именно сейчас вновь обрастают злободневностью. Может даже статься – общемировой. Какие ваши годы, дорогой Дмитрий Дмитриевич…

Перед лицом вечности.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.