Category:

Бетховен – людям 2020-го: Скрипите глубже, вы взволнованы!

За всех нас уж никак не скажу… 

Но музыкантам в год 250-летия Бетховена точно не будет стыдно перед его гением. Музыканты будто взяли, нежно и трепетно, Бетховена за руку и привели к нам, горемычным.  В 1827-м он ушел скоропостижно – испытав перед тем сильные приступы озноба и сухого кашля…  А перед тем последовательно создавал струнные квартеты. Язык струн оказался для него наиболее подходящим, чтобы исследовать  пространство души и духа. Того, чем человек живет и дышит.

17.12.2020. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. «Бетховен – марафон». Л. Ван Бетховен. Струнные квартеты №№ 12, 15, 16. Артисты проекта «Притяжение» Московской консерватории. Артистический руководитель проекта Даниил Коган. Первые скрипки – Даниил Коган, Федор Безносиков.

Бетховен приходит вовремя! Именно этот год, подвергший устои, привычки и правила жизни небывалым испытаниям, подарил мне долгожданную встречу с его поздними квартетами. Играют-то их крайне редко. Ибо они считаются сложными для исполнения и неудобоваримыми для слушателей. Но ровно год назад – с декабря на январь – скрипач Алексей Лундин организовал в Доме на Знаменке фестиваль памяти Валентина Берлинского, где были исполнены все струнные квартеты Бетховена. А сейчас его молодой коллега Даниил Коган обрамил день рождения гения еще более масштабным проектом – в Рахманиновском зале МГК консерваторская команда и ее друзья дерзнули исполнить все камерные бетховенские сочинения.

Почему мое пристальное внимание приковано именно к поздним квартетам? Да потому, что это самое верное средство для работы над собой - окунуться в музыкальное вещество, создаваемое здесь двумя скрипками, альтом и виолончелью!  И, срисовав, попросту говоря, у Бетховена, приемчики, вытащить себя подобно Мюнхгаузену за волосы ли, за шкирку ли  из болота или иной гадкой субстанции!

Именно здесь, в квартетах с 12-го по 16-й, - многослойность человеческой натуры, как ни в какой другой музыке.  Именно здесь Бетховен будто сжимает-разжимает кулачок, как велят эскулапы, измеряя давление. Это если в самых общих чертах. Но захватывающе интересны – детали.

Квартет № 12. Предыдущий, 11-й, - удивительный и даже странный. Словно и не бетховенский. Там смятение. Там отчаяние. Там разрушено все, что мило, и человек словно снесен с лица земли неким бешеным шквалом. Без следа – и только веет себе в финале ветерок…

Вернувшись после значительного перерыва к квартетному жанру, Бетховен, можно сказать, пробует собрать человека заново. В 12-м поначалу все скрежещет и громыхает, как в ужасах преисподней, - но первая скрипка, уцелевшая душа, пытается вызвать к себе сочувствие. Тянет-потянет. Долго ли, коротко ли – но пульсирует свет. Перекатываются волны настроения.

Важно проникнуться. И тогда вы расслышите, как ЖИВОЕ поднимается с самого дна. Не стесняясь внешней монотонности, Бетховен показывает весь процесс. И оно того стоит – дождаться, когда на императив первой скрипки отзовется вдруг виолончель. И как различные закоулки сознания вдруг начнут взаимодействовать. С перебоями, остановками и сменой ритма. И как первая скрипка примется их вытягивать  вновь и вновь. И как сформируется совершенно могучее, на грани экзальтации, общее усилие в финале.

Квартет № 15, «Сытая благодарственная песнь». Из названия, предпосланного опусу Бетховеном, понятно: это сочинение о выздоровлении. Ну да. После долгой немощи человек будто пробует: все ли исправно? – и расправляет члены. А потом через лирическое настроение подбирается к динамичной радости, хорошо, если не бурной. 

А дальше – стоп, удальцы. И звучит собственно Благодарственная песнь. Тягучая, вязкая, какая-то не бетховенская, кажется. Две части сознания попеременно берут слово: зовущая к энергетической вспышке и смиренно-радостно довольствующаяся тем, что есть. Воля и покой.

Едва слышным мотивом Хорала завершается предпоследняя часть. А в финальной раздаются перекаты. И бурный романтический всплеск. И промельк – неождианно - трагической темы из 11-го квартета: «Что-то случилось!!!». И – почти что слезная слышится (рассказывают, Бетховен часто плакал в последние свои годы)…

Бетховен здесь, мы это почти явственно , уговаривает себя: довольствуйся малым. И сам же парирует: не хочу!

Квартет № 16. В заключительном своем сочинении для струнных Бетховену-терапевту, на мой слух, пришлось сложнее всего. Здесь он, такое ощущение, пытается собрать свое естество в тугой пучок – но оно все-то норовит распасться на отдельные прутья…

Здесь запредельным волевым усилием Бетховен вскидывает унисон до звука бензопилы. Но скрипки срываются в нечто «ржавое». Пробует установить контакт между первой скрипкой и виолончелью, но они, будто сговорившись, подают сигнал SOS…

И все необратимо, казалось бы, скатывается к глуховатому, невыразительному до немоты пиццикато… Как вдруг, включив совершенно невообразимое внутреннее усилие – так и хочется сказать, мускульное, – Бетховен  завершает квартетом мощнейшим звучным унисоном!  

…Они далеко не всегда благозвучны и вроде как сбивчивы, поздние квартеты Бетховена. Музыка в них порой словно бредет куда ей вздумается,  вроде бы отбившись от рук великого творца.

Но лучшего, чем эти квартеты, пособия для работы над собой в самых экстремальных, форс-мажорных обстоятельствах – даже представить себе не могу!

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.