-
yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art
Бетховен – людям 2020-го: Скрипите глубже, вы взволнованы!
За всех нас уж никак не скажу…
Но музыкантам в год 250-летия Бетховена точно не будет стыдно перед его гением. Музыканты будто взяли, нежно и трепетно, Бетховена за руку и привели к нам, горемычным. В 1827-м он ушел скоропостижно – испытав перед тем сильные приступы озноба и сухого кашля… А перед тем последовательно создавал струнные квартеты. Язык струн оказался для него наиболее подходящим, чтобы исследовать пространство души и духа. Того, чем человек живет и дышит.
17.12.2020. Рахманиновский зал Московской государственной консерватории. «Бетховен – марафон». Л. Ван Бетховен. Струнные квартеты №№ 12, 15, 16. Артисты проекта «Притяжение» Московской консерватории. Артистический руководитель проекта Даниил Коган. Первые скрипки – Даниил Коган, Федор Безносиков.
Бетховен приходит вовремя! Именно этот год, подвергший устои, привычки и правила жизни небывалым испытаниям, подарил мне долгожданную встречу с его поздними квартетами. Играют-то их крайне редко. Ибо они считаются сложными для исполнения и неудобоваримыми для слушателей. Но ровно год назад – с декабря на январь – скрипач Алексей Лундин организовал в Доме на Знаменке фестиваль памяти Валентина Берлинского, где были исполнены все струнные квартеты Бетховена. А сейчас его молодой коллега Даниил Коган обрамил день рождения гения еще более масштабным проектом – в Рахманиновском зале МГК консерваторская команда и ее друзья дерзнули исполнить все камерные бетховенские сочинения.
Почему мое пристальное внимание приковано именно к поздним квартетам? Да потому, что это самое верное средство для работы над собой - окунуться в музыкальное вещество, создаваемое здесь двумя скрипками, альтом и виолончелью! И, срисовав, попросту говоря, у Бетховена, приемчики, вытащить себя подобно Мюнхгаузену за волосы ли, за шкирку ли из болота или иной гадкой субстанции!
Именно здесь, в квартетах с 12-го по 16-й, - многослойность человеческой натуры, как ни в какой другой музыке. Именно здесь Бетховен будто сжимает-разжимает кулачок, как велят эскулапы, измеряя давление. Это если в самых общих чертах. Но захватывающе интересны – детали.
Квартет № 12. Предыдущий, 11-й, - удивительный и даже странный. Словно и не бетховенский. Там смятение. Там отчаяние. Там разрушено все, что мило, и человек словно снесен с лица земли неким бешеным шквалом. Без следа – и только веет себе в финале ветерок…
Вернувшись после значительного перерыва к квартетному жанру, Бетховен, можно сказать, пробует собрать человека заново. В 12-м поначалу все скрежещет и громыхает, как в ужасах преисподней, - но первая скрипка, уцелевшая душа, пытается вызвать к себе сочувствие. Тянет-потянет. Долго ли, коротко ли – но пульсирует свет. Перекатываются волны настроения.
Важно проникнуться. И тогда вы расслышите, как ЖИВОЕ поднимается с самого дна. Не стесняясь внешней монотонности, Бетховен показывает весь процесс. И оно того стоит – дождаться, когда на императив первой скрипки отзовется вдруг виолончель. И как различные закоулки сознания вдруг начнут взаимодействовать. С перебоями, остановками и сменой ритма. И как первая скрипка примется их вытягивать вновь и вновь. И как сформируется совершенно могучее, на грани экзальтации, общее усилие в финале.
Квартет № 15, «Сытая благодарственная песнь». Из названия, предпосланного опусу Бетховеном, понятно: это сочинение о выздоровлении. Ну да. После долгой немощи человек будто пробует: все ли исправно? – и расправляет члены. А потом через лирическое настроение подбирается к динамичной радости, хорошо, если не бурной.
А дальше – стоп, удальцы. И звучит собственно Благодарственная песнь. Тягучая, вязкая, какая-то не бетховенская, кажется. Две части сознания попеременно берут слово: зовущая к энергетической вспышке и смиренно-радостно довольствующаяся тем, что есть. Воля и покой.
Едва слышным мотивом Хорала завершается предпоследняя часть. А в финальной раздаются перекаты. И бурный романтический всплеск. И промельк – неождианно - трагической темы из 11-го квартета: «Что-то случилось!!!». И – почти что слезная слышится (рассказывают, Бетховен часто плакал в последние свои годы)…
Бетховен здесь, мы это почти явственно , уговаривает себя: довольствуйся малым. И сам же парирует: не хочу!
Квартет № 16. В заключительном своем сочинении для струнных Бетховену-терапевту, на мой слух, пришлось сложнее всего. Здесь он, такое ощущение, пытается собрать свое естество в тугой пучок – но оно все-то норовит распасться на отдельные прутья…
Здесь запредельным волевым усилием Бетховен вскидывает унисон до звука бензопилы. Но скрипки срываются в нечто «ржавое». Пробует установить контакт между первой скрипкой и виолончелью, но они, будто сговорившись, подают сигнал SOS…
И все необратимо, казалось бы, скатывается к глуховатому, невыразительному до немоты пиццикато… Как вдруг, включив совершенно невообразимое внутреннее усилие – так и хочется сказать, мускульное, – Бетховен завершает квартетом мощнейшим звучным унисоном!
…Они далеко не всегда благозвучны и вроде как сбивчивы, поздние квартеты Бетховена. Музыка в них порой словно бредет куда ей вздумается, вроде бы отбившись от рук великого творца.
Но лучшего, чем эти квартеты, пособия для работы над собой в самых экстремальных, форс-мажорных обстоятельствах – даже представить себе не могу!
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 490
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo