Большая Никитская, 2015 год
Усадьба Колычёвых относится к лучшим образцам московского классицизма конца XVIII - начала XIX веков. На протяжении почти столетия, с 1710 по 1809 год, дом принадлежал представителям древнего дворянского рода Колычёвых. Усадебный дом был построен предположительно в начале XVIII века на участке старинной усадьбы Колычёвых, которая располагалась между Большой Никитской, Средним и Малым Кисловскими переулками. Главный дом был деревянным на каменном фундаменте, фасадом выходил на Большую Никитскую, ещё был флигель и хозяйственный корпус. В начале XIX века дом был реконструирован по проекту, вошедшему в знаменитые "Альбомы Казакова". В 2009 году здание было признано выявленным объектом культурного наследия.
1. Трёхэтажное здание главного дома - главный корпус усадьбы, соединён с флигелями, выходившие торцами на улицу. Их пониженный объём и более мелкие пропорции подчёркивают его величественность.
2. С домом флигели соединены проездными арками, причём левый проезд между домом и флигелем всегда был ложным, для соблюдения классической симметрии. Правая арка была до недавнего времени проходной, когда-то через неё осуществлялся въезд во внутренний двор.
Правая арка. Фото 2008 года
3. Впоследствии флигели были надстроены и объединены с главным домом в одно целое. Классическая ясность первоначальной композиции была утеряна.
4. В передней части объёма здания восстановлены первоначальные элементы ансамбля - выделены фасадные торцы флигелей, ворота, главный дом.
5. Дом увенчан фронтоном, поддерживаемым шестиколонным коринфским портиком. Главный фасад украшают лепные женские маски в круглых медальонах - мотив, распространённый в московской архитектуре того времени.
6.
7.
С 1809 года усадьбой владел сподвижник великого русского полководца Александра Васильевича Суворова - Петр Григорьевич Бордаков, а затем племянник и протеже А.В. Суворова - герой войны 1812 года, генерал Андрей Иванович Горчаков из княжеского рода Горчаковых, сын князя Ивана Романовича и сестры А.В. Суворова Анны. Горчаков командовал войсками, оборонявшими Шевардинский редут в районе Бородинского поля. Численность наступавшей французской армии оценивалась в 35-40 тысяч человек, тогда как редут обороняло всего 11 тысяч русских. Русские войска не только смогли удержать позиции до позднего вечера, отойдя к главным силам по приказу Михаила Кутузова, но и несколько раз переходили в контратаки. Во время Бородинского сражения был тяжело ранен, вернулся в армию в начале 1813 года. Участвовал в Битве народов под Лейпцигом. Был награждён орденами Св Георгия, Св. Владимира, Св. Анны, имел и другие награды. Умер в 1855 году, похоронен в Донском монастыре в Москве.
Джордж Доу. Портрет Андрея Ивановича Горчакова. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Фото: commons.wikimedia.org
8. В 1856 году усадьба перешла к Московской Синодальной конторе. В главном доме разместили Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения. В конце XIX - начале XX веков по проекту архитектора В.Д. Шера к усадебному зданию был пристроен концертный зал и четырёхэтажный жилой дом для преподавателей Синодального училища. Здесь жили знаменитые русские композиторы, дирижеры и преподаватели, создатели нового направления русской духовной музыки конца XIX - начала ХХ веков: Александр Кастальский, Павел Чесноков, Николай Голованов, Александр Никольский. Новые постройки соединялись между собой внутренним проходом.
9. В 1918 году училище преобразовали в Народную хоровую академию, которую до 1923 возглавлял Кастальский. В 1923 году Хоровая академия была объединена с Московской консерваторией, а здание было передано юридическому факультету МГУ.
В 1968 году здание присоединили к консерватории, впоследствии зал училища открыли для концертов. Рахманиновским зал стал называться только с конца 1986 года в честь выпускника Московской консерватории, выдающегося русского композитора и пианиста С.В. Рахманинова, чья жизнь во многом была связана с Синодальным училищем.
10. Летом 2017 года завершилась очередная реставрация концертного зала и фойе. Отреставрировали исторические архитектурные элементы.
Аванзал
11.
12. Концертный зал и раньше использовался не только для выступлений Синодального хора. Он имел славу одного из самых совершенных концертных залов Москвы, сопоставимых по акустике с Успенским собором Кремля. Огромные арочные окна делают Рахманиновский зал воздушным и невесомым. В ходе реставрации помещению вернули исторический бело-голубой цвет, сохранили лепнину и нарядную старинную люстру из хрусталя.
Сейчас в Рахманиновском зале проходит множество камерных и хоровых концертов, часто звучит старинная и современная музыка. В нём выступают студенты и выпускники консерватории.
13. Несколько фотографий дома Колычёвых второй половины прошлого века из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город". Изд-во Искусство, 1989 г.
Общий вид
14.
Концертный зал
15.
Хоры концертного зала
16.
Вестибюль
Community Info