galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Categories:

Усадьба Колычёвых как образец московского классицизма


Большая Никитская, 2015 год

Усадьба Колычёвых относится к лучшим образцам московского классицизма конца XVIII - начала XIX веков. На протяжении почти столетия, с 1710 по 1809 год, дом принадлежал представителям древнего дворянского рода Колычёвых. Усадебный дом был построен предположительно в начале XVIII века на участке старинной усадьбы Колычёвых, которая располагалась между Большой Никитской, Средним и Малым Кисловскими переулками. Главный дом был деревянным на каменном фундаменте, фасадом выходил на Большую Никитскую, ещё был флигель и хозяйственный корпус. В начале XIX века дом был реконструирован по проекту, вошедшему в знаменитые "Альбомы Казакова". В 2009 году здание было признано выявленным объектом культурного наследия.


1. Трёхэтажное здание главного дома - главный корпус усадьбы, соединён с флигелями, выходившие торцами на улицу. Их пониженный объём и более мелкие пропорции подчёркивают его величественность.




2. С домом флигели соединены проездными арками, причём левый проезд между домом и флигелем всегда был ложным, для соблюдения классической симметрии. Правая арка была до недавнего времени проходной, когда-то через неё осуществлялся въезд во внутренний двор.


Правая арка. Фото 2008 года

3. Впоследствии флигели были надстроены и объединены с главным домом в одно целое. Классическая ясность первоначальной композиции была утеряна.




4. В передней части объёма здания восстановлены первоначальные элементы ансамбля - выделены фасадные торцы флигелей, ворота, главный дом.




5. Дом увенчан фронтоном, поддерживаемым шестиколонным коринфским портиком. Главный фасад украшают лепные женские маски в круглых медальонах - мотив, распространённый в московской архитектуре того времени.




6.




7.




С 1809 года усадьбой владел сподвижник великого русского полководца Александра Васильевича Суворова - Петр Григорьевич Бордаков, а затем племянник и протеже А.В. Суворова - герой войны 1812 года, генерал Андрей Иванович Горчаков из княжеского рода Горчаковых, сын князя Ивана Романовича и сестры А.В. Суворова Анны. Горчаков командовал войсками, оборонявшими Шевардинский редут в районе Бородинского поля. Численность наступавшей французской армии оценивалась в 35-40 тысяч человек, тогда как редут обороняло всего 11 тысяч русских. Русские войска не только смогли удержать позиции до позднего вечера, отойдя к главным силам по приказу Михаила Кутузова, но и несколько раз переходили в контратаки. Во время Бородинского сражения был тяжело ранен, вернулся в армию в начале 1813 года. Участвовал в Битве народов под Лейпцигом. Был награждён орденами Св Георгия, Св. Владимира, Св. Анны, имел и другие награды. Умер в 1855 году, похоронен в Донском монастыре в Москве.


Джордж Доу. Портрет Андрея Ивановича Горчакова. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Фото: commons.wikimedia.org

8. В 1856 году усадьба перешла к Московской Синодальной конторе. В главном доме разместили Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения. В конце XIX - начале XX веков по проекту архитектора В.Д. Шера к усадебному зданию был пристроен концертный зал и четырёхэтажный жилой дом для преподавателей Синодального училища. Здесь жили знаменитые русские композиторы, дирижеры и преподаватели, создатели нового направления русской духовной музыки конца XIX - начала ХХ веков: Александр Кастальский, Павел Чесноков, Николай Голованов, Александр Никольский. Новые постройки соединялись между собой внутренним проходом.




9. В 1918 году училище преобразовали в Народную хоровую академию, которую до 1923 возглавлял Кастальский. В 1923 году Хоровая академия была объединена с Московской консерваторией, а здание было передано юридическому факультету МГУ.
В 1968 году здание присоединили к консерватории, впоследствии зал училища открыли для концертов. Рахманиновским зал стал называться только с конца 1986 года в честь выпускника Московской консерватории, выдающегося русского композитора и пианиста С.В. Рахманинова, чья жизнь во многом была связана с Синодальным училищем.




10. Летом 2017 года завершилась очередная реставрация концертного зала и фойе. Отреставрировали исторические архитектурные элементы.


Аванзал

11.




12. Концертный зал и раньше использовался не только для выступлений Синодального хора. Он имел славу одного из самых совершенных концертных залов Москвы, сопоставимых по акустике с Успенским собором Кремля. Огромные арочные окна делают Рахманиновский зал воздушным и невесомым. В ходе реставрации помещению вернули исторический бело-голубой цвет, сохранили лепнину и нарядную старинную люстру из хрусталя.
Сейчас в Рахманиновском зале проходит множество камерных и хоровых концертов, часто звучит старинная и современная музыка. В нём выступают студенты и выпускники консерватории.




13. Несколько фотографий дома Колычёвых второй половины прошлого века из книги "Памятники архитектуры Москвы. Белый город". Изд-во Искусство, 1989 г.


Общий вид

14.


Концертный зал

15.


Хоры концертного зала

16.


Вестибюль

Tags: Россия, архитектура, история
Subscribe

Buy for 20 tokens
Однажды у Аутлукова сломалась машина и он вызвал такси. Садясь в подъехавшую машину, он с ужасом увидел за рулём тойоты своего одноклассника. "Ёп, это же Несравненнов!" - подумал он и натянул повыше противоковидную маску. "Не узнал бы..., во позору то будет! Скажет, мол, до седых мудей дядя…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments