yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:






9-я симфония Бетховена. Как два рояля передали Наказ Божий по цепочке

Что-то случилось. Душу вынули и вытряхнули, – истрепанную да скукоженную. Почистили и возвеличили. Сделали новую и аккуратно вернули. Располагай!

11.12.2020. Галерея Нико. Л. Ван Бетховен. Симфония № 9 (транскрипция для двух роялей Ф. Листа). Алексей Володин, Александр Гиндин, фортепиано.

12.12.2020. Малый зал Московской государственной консерватории. Л. Ван Бетховен. Сонаты №№ 1, 2, 3, 23 («Аппассионата»). Сергей Кудряков, фортепиано.

Двухрояльную версию 9-й симфонии Бетховена я решил послушать больше из любопытства. Ибо до сего дня она, признаться, не брала за душу. И слышал я в ней, да, концепцию; да, масштаб; да, своего рода симфоническое подведение итогов. Не больше.

Но ворвались в сознание два рояля, володинский и гиндинский, - и  разметали прежний стандарт восприятия в пыль. И произошел феномен.

Ибо фортепиано – инструмент прямого воздействия. И его сольное звучание адресовано лично тебе. Тогда как симфонии слушаешь, как правило, с долей отстраненности. А уж 9-ю бетховенскую, с ее распростертым в вечность мировоззренческим размахом, – особенно.

Один рояль с нею, конечно, не справился бы. Но два дали не только искомый звуковой объем, но и диалектику. И обеспечили прямое попадание в двойственность человеческой натуры.

И еще придали симфонии эффект вечного двигателя. Вот только у Бетховена он далеко не механический (к чему стали потом склоняться сочинители века 20-го и дальше).

Сначала звучит, по вышнему сигналу, воля к жизни. Просто импульс, всякий, от хищно-агрессивного до нежно-хрупкого. 

Потом начинается жутковатый, в его неумолимости, марш человека по лабиринтам истории. Заведомый, с короткими остановками на перезагрузку. Обрастающий контрапунктами, усложняемый, но от того не менее спорый в своей опрометчивости.

Наконец, -  Адажио. Продолжительная лирическая пауза. Душа покоя просит. Просто покоя, ровной медитации, без романтических иллюзий-завихрений. Да только в конце медленной части – набат, очень похожий на окрик свыше: не положено! Искали то, что поручено? Плохо искали, не нашли! 

Вот! Не приближает к разгадке высшего замысла ни воля к жизни как таковая, ни импульс развития как таковой, ни медитация как таковая.

Оглянитесь назад и вокруг – вот о чем начало заключительной части. Оглянитесь и ужаснитесь тому, как вы шли и к чему пришли…

И вот тут раздается глухой, хочется даже сказать – утробный голос. Из заросших ли бытием недр сознания?  Или это рассерженный до крайности глас Божий? Последний раз предупреждаю – иначе сворачиваю проект!

Дальше моей вздрогнувшей и затрепетавшей от раздавшегося в басах откровения  душе  милее было распознавать в щедрой и богатой фортепианной россыпи Листа, как истина единения проникает в человечьи массы. Не в вокальном исполнении…  

Ибо голоса наши давно изолгались, а импульсы пока еще шевелятся…

А на следующий день я понял, какое именно ЧП стряслось со мной в Галерее Нико. 

Алексей Володин и Александр Гиндин передали мне послание того же свойства, какое Бетховен выразил в Аппассионате! Тем паче, что Сергей Кудряков исполнил ключевую бетховенскую сонату на максимальной эмоциональной амплитуде. Представьте, у одной популярной пианистки эта соната вышла похожей на торопливые женские сборы после объявленного конца света – мол, а посуду-то мы  успели захватить? А другой знаменитый исполнитель, помнится, настойчиво выключал бетховенское электричество…

Кудряков пропитал 23-ю током высочайшего напряжения. Исполнил диалог человека посвященного с Господом на повышенных тонах. И человек посвященный здесь уже не застигнут врасплох. Он внимает и отвечает достойно.

Вслушайтесь: в начале Аппассионаты звучит четко артикулированная фраза, почти речитатив. Возможно, в мозгу Бетховена даже сформировалась  словесная версия. Короткая  ответная реплика  человека посвященного услышалась мне, если по-русски: «Я на службе!».

А дальше вплоть до финальной развязки из басов энергетической лавиной нисходит миссия: «Откройся – и пропусти через себя весь космос мироздания, весь шум и скрежет заблуждений человеческих!  И передай людям истину!».

Вот что, как я теперь думаю, Бетховен выразил в Аппассионате и что затем постарался передать дальше по цепочке, воплотив в замысле 9-й симфонии.

Он порученную миссию выполнил. Принять или отвергнуть послание осененного небом гения – личное дело каждого. Послушайте Аппассионату и 9-ю. А потом прислушайтесь к себе.

И вот вам для виртуального сравнения. Начинался Бетховен так: иноходь, широчайший спектр переживаемых и выражаемых эмоций, тренированные мышцы души. Все это было замечательно слышно у Сергея Кудрякова в первых трех бетховенских сонатах, исполненных в качестве эпиграфа к Аппассионате.

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.