Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Знаменитый Пушкинский музей. Ч.4.

Знаменитый Пушкинский музей. Ч.4. Бессменный директор и президент Ирина Антонова

23414-1.jpg
0_de10d_dc4c3fab_S.png
30 ноября в возрасте 98 лет ушла из жизни легендарная Ирина Антонова, президент ГМИИ им. А. С. Пушкина. Её называли самой влиятельной женщиной в мире искусства. Уход из жизни личности такого масштаба – абсолютно невосполнимая потеря для культуры, говорится в соболезнованиях директоров Лувра и Уффици.
Своей элегантностью она напоминала британскую королеву - юбочный костюм в духе Шанель, тонкие лодочки в сочетании с аристократическими манерами и высоко поднятой головой. Леди с железным характером.
Но при всей своей внешней сдержанности, об искусстве она не умела говорить равнодушно — только со страстью.


О возрасте, Раневской и Сикстинской Мадонне: эксклюзивное интервью Ирины Антоновой


Ирина Антонова родилась в Москве в 1922 году. Унаследовала от родителей любовь к театру и музыке. Отец, Александр Антонов, вышел из петербургской рабочей среды: был судовым электриком, позже возглавил Институт экспериментального стекла. Мать, Ида Хейфиц, окончила консерваторию, но судьба ее складывалась сложно, она работала наборщицей в типографии (умерла, кстати, в возрасте 100 лет). Детство Антонова провела в веймарской Германии, четыре года семья жила там - отец был командирован в советское торгпредство в Берлине, где участвовал, в частности, в нашумевшей продаже Германии в 1925 году негатива фильма «Броненосец «Потемкин» для мирового проката.

big-irina_antonova_034-1.jpge8d2ac34d44e.jpg
Ирина Антонова в детстве

После прихода к власти нацистов семья вернулась в Советский Союз. Она мечтала стать балериной или цирковой наездницей, но после школы Антонова поступила в Московский институт философии, истории и литературы и, еще не успев его окончить, пришла работать в Пушкинский музей.
Так она попала в музей, ставший ее домом почти на 70 лет, 59 из которых она возглавляла свое любимое детище.

990.jpg
Ирина Антонова в Греческом дворике, ГМИИ имени А. С. Пушкина

В апреле 1945-го она пришла в музей молодым искусствоведом, специалистом по Возрождению, а в итоге совершила переворот, подобный революции в искусстве начала ХХ века.

CCOICq0UAAAC39S.jpg
начало работы в ГМИИ им. А.С. Пушкина И. А. Антонова, 1945

4352.jpg
Разгрузка картин из Дрезденской галереи — И. А. Антонова, 1945

4459902.jpg

Екатерина Фурцева назначила Ирину Антонову, за год до того успешно справившуюся с обязанностями комиссара советского павильона на Венецианской биеннале, директором Пушкинского.

1118066645.jpg
2020-12-10_23-55-57.png

В 1961 году она возглавила музей, который на тот момент все еще не мог оправиться от последствий Великой Отечественной. Уникальные витражи конструктора Владимира Шухова — стеклянная крыша над Итальянским двориком — были разбиты. Были постоянные протечки, вся металлическая часть конструкции Шухова разрушена коррозией.

43329404a96a6a9bdd6.jpg
Работники музея убирают снег в Зале эллинизма. Март 1944. Запакованныи экспонат музея — слепок с «Венеры Медицеискои», 1941–1944, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Перенесший три бомбежки Пушкинский музей особенно страдал после октября 1941-го, лишившись стеклянной крыши, когда в соседнем дворе разорвалась фугасная бомба. Два месяца над залами музея зияло открытое небо, временная крыша из досок и толя, установленная в середине декабря 1941-го, не выдерживала снега, талой воды и дождей.

02023.jpg
Греческий дворик без потолка, 1941–1944, ГМИИ им. А. С. Пушкина

392-1.jpg
Египетский зал ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1941–1944

Летом сотрудники боролись с сыростью и плесенью. Во временных запасниках оставалось 267 тысяч памятников. Их спасали с одинаковым вниманием к подлинникам и гипсовым слепкам в тяжелейших условиях холода, голода, на пределе человеческих возможностей». При этом музей старался функционировать и обращаться к людям — устраивая выставки, лекции и научные заседания.

На восстановление музея потребовалось не одно десятилетие, но параллельно с хозяйственными заботами происходили важнейшие события отечественной культуры, свидетелем и творцом которых была Ирина Антонова. Таких, как выставка Пикассо в 1956 году.

98da94f88fda5b14_1024.jpg

6-2.jpg

par59181-overlay.jpg

«Началась оттепель, и выставка стала возможна. Основные 26 картин были из коллекции самого Пикассо», — вспоминала она.

2351.jpg
Перед отъездом в Париж — Ирина Антонова и Пьер Коньям, директор парижского Лувра, 1974

При ней в 1974 году удалось привезти в Москву «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это был последний раз, когда самая известная картина в мире покидала Лувр ради мирового турне.

3452.jpg
«Джоконда» в ГМИИ, 1974

preview_91a97ba8ed64a415832521fa80732838.jpg

В России ее смогли увидеть более 300 тысяч человек. Еще одной эпохальной выставкой стал проект «Москва–Париж: 1900–1930», показанный в ГМИИ в 1981 году.

Благодаря ему вновь заговорили о русском авангарде, который до того был на полвека похоронен официальной идеологией. Казалось, такого искусства просто не существует, но Антонова вывела его из тени. Публика впервые увидела картины Малевича, Кандинского и Шагала, почувствовала связь русского искусства с французской школой — Пикассо и Матиссом. Выставка поставила абсолютный рекорд посещаемости, ее увидели почти 650 тысяч человек, и это событие перевернуло мышление и историю отечественного искусства. Во многом задало новый вектор развития.

963.jpg
Визит Марка Шагала в ГМИИ, 1973

87e454511047ccf97f.jpg
Визит Марка Шагала в ГМИИ, 1973

3685.jpg
Визит Марка Шагала в ГМИИ, 1973

Антонова, кстати, дружила с Шагалом. Много лет добивалась его выставки, но только в 86-м — спустя год после его смерти — ее удалось организовать. Это была первая выставка Шагала в Москве.

Идейным продолжением парижского проекта стала выставка эмигрантского «русского Берлина» 1920-х годов. Ее удалось организовать лишь после начала перестройки и объединения Германии. Посещаемость снова была колоссальной — более 300 тысяч человек. Еще одной сенсацией середины 1990-х стала выставка так называемого трофейного искусства, которое, как оказалось, таилось в «особом фонде» ГМИИ. Выставки Модильяни, Тернера, Моне — сложно перечислить все знаковые проекты, которые состоялись в Пушкинском за годы руководства музеем Ирины Антоновой.

756071621469037.jpg

Музей нового западного искусства (ГМНЗИ), открывшийся в 1919 году, по сути стал первым государственным собранием современного искусства в мире. Основа коллекции — два собрания знаменитых меценатов и собирателей Щукина и Морозова: это шедевры Мане, Ренуара, Дега, Моне, Гогена, Пикассо, Матисса, Сезанна. Первоначально они располагались в двух зданиях: щукинское собрание — в Большом Знаменском переулке, а морозовское — на Пречистенке. В 1925 году ГМНЗИ стал филиалом Музея изящных искусств, а в 1948 году был расформирован по приказу Сталина. Собрание поделили два директора — глава ГМИИ, скульптор Сергей Меркуров, и востоковед Иосиф Орбели, руководивший Эрмитажем. Ирина Антонова считала, что нужно восстановить историческую справедливость, воссоздать музей и вернуть коллекцию в Москву.
В 2019 году в Эрмитаже и Пушкинском прошли «обменные выставки», на которых показали коллекции: щукинское собрание — в Москве, морозовское — в Петербурге.

57852.2.jpg

О личном Ирина Александровна не любила распространяться, поэтому привожу её собственные слова в одном из интервью:

– Я не хочу много об этом говорить, но не потому, что что-то скрываю, просто... Я очень люблю музыку, хожу в концерты, до сих пор хожу в театр. Слава Богу, настало время, когда мне присылают билеты на интересующие меня спектакли...

2354.jpg
Декабрьские вечера — XVI Посвящение Шостаковичу, 1996
В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее.

- У меня был замечательный муж (Евсей Иосифович Ротенберг, доктор искусствоведения), который для меня очень много значил. Я многого бы не понимала, если бы не он. Мы с ним с 1947 года вместе и до 2011-го – представляете?

2020-12-11_00-04-19.png
Ирина Антонова и Евсей Ротенберг

— Никогда не забуду, как мы шли из центра города до Сокола, пешком. Была ранняя весна, все в итоге кончилось жуткой ангиной. Он мне читал всю дорогу стихи — огромной памяти был человек. Пастернака, Мандельштама, Маяковского. Тогда еще все понимали, что Маяковский — это великий поэт. А Горький — великий писатель. Так вот, он все читал мне и читал бесконечно. Это была одна растянутая на полдня минута счастья.

- Но так случилось, что у нас больной сын. Неизлечимо. Это обнаружилось, когда ему было восемь лет. Он инвалид с детства. Просто нельзя было помочь. Поэтому назвать мою личную жизнь счастливой невозможно. Если больной ребенок, это же понятно. Сейчас мы живем с ним вдвоем, и стало труднее, потому что отец очень много значил в его жизни. Меня целый день нет, а отец сидит за столом работает, ну и время от времени он общается с сыном, разговаривает. Он его научил литературному языку. Все было непросто, а сейчас моя жизнь стала еще сложнее, потому что я с ним одна. Мне нужно успеть сделать одно крайне важное для меня дело – найти людей, которые бы позаботились о моем сыне, когда меня не станет.

2875458.jpg

- Каждый человек, оказывается, должен узнать меру счастья. Сколько дано — столько, значит, положено. За столько надо благодарить.
(Ирина Антонова. Из интервью)


Ирина Александровна Антонова - полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из трех женщин наряду с Майей Плисецкой и Галиной Вишневской). Командор ордена Почетного легиона (Франция), ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», имела множество других наград. .

https://www.mk.ru/culture/2020/12/01/pobedy-i-tragedii-iriny-antonovoy-kakoy-byla-direktor-pushkinskogo-muzeya.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_source=YandexZenSpecialhttps://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20201207-poslednee-intervyu-iriny-anton
https://www.vogue.ru/lifestyle/pushkinskij-muzej-pokazyvaet-kak-perezhival-voennye-gody-i-provodit-virtualnyj-tur/
https://scientificrussia.ru/articles/irina-antonova-pokidaet-post-direktora-gmii-im-pushkina/
Tags: Россия, искусство, история, музей
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments