yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

Какой именно слух потерял Бетховен, или Предисловие к Аппассионате

Наверное, все творчество Людвига ван Бетховена в широком смысле  –  звуковое  руководство по выживанию. Но из его фортепианных сочинений можно извлечь и конкретное наглядное пособие на эту животрепещущую для каждого из нас тему. 1802 год. Поняв, что необратимо теряет слух, Бетховен близок к самоубийству. Но вместо сведения счетов с жизнью он пишет три сонаты из опуса 31.

6.12.2020. Малый зал Московской государственной консерватории. Л. Ван Бетховен. Сонаты 16, 17, 18. Рувим Островский, фортепиано.

Маэстро Островский  в цикле из 12 концертов исполняет все фортепианные сочинения Бетховена. И, добравшись до середины пути, он обратил слушательское внимание на то, что 1802-й стал поворотным для Бетховена. Этот поворот как раз и обозначен триптихом из 16-й, 17-й и 18-й.

Рувим Островский. Исполнение Бетховена
Рувим Островский. Исполнение Бетховена

Рувим Островский. Исполнение Бетховена

Можно с большой долей вероятности предположить, что молодой Бетховен полагал себя буревестником революции. Выразителем чаяний народных, призванным освободить для радости скованные деспотией сердца и души. Но что-то пошло не так. И в окружающей действительности он перестал слышать отзвук своего благородного порыва.

И вот тогда Господь стал отбирать у Бетховена возможность расслышать эту самую окружающую действительность. Неужели же вы поверите, что одно с другим всего-то случайно совпало?

Мне думается, Господь тем самым поручил ему другую миссию. Слушать не вширь, а вглубь. Вслушиваться вглубь собственной неисчерпаемой натуры. Так, чтобы ничто постороннее  от этого важнейшего поручения не отвлекало. Музыка – язык Бога, и каждому значительному композитору доверена свыше особая миссия, обеспеченная и его судьбой. Проникая в недра музыки, мы с вами в этом вполне убедимся!

В сонатном триптихе из опуса 31 Ромен Роллан подметил у Бетховена новообретенную «гибкость в суставах». Это наблюдение нам очень пригодится в разговоре.

Что слышится в 16-й сонате? Весьма житейская история. Я бы сказал, это пьеса бытовых резонансов. Условно говоря, находит человек опорные жизненные точки и по ним перемещается.  Басы изображают некие обстоятельства – а партия правой руки, варьируя темп, журча и переливаясь, на них адекватно реагирует. Ну да, в медленной части еще слышится вроде как биение часиков -и в зависимости от того,  идет время или бежит, в реакции персонажа тоже вносятся поправки. Рискну заметить, что здесь доминирует довольно приземленная тематика, чтоб не сказать с оттенком мещанства даже…

А следом – 17-я. Соната откровения. Соната внутренней трансформации. Теряя слух к внешним раздражителям, Бетховен именно здесь начинает проникать в слух внутренний. 17-я очень похожа на увертюру к Аппассионате, ключевому его сочинению для фортепиано, до которого, надеюсь, наш разговор скоро доберется.

Бетховен здесь еще не знает новой своей миссии наверняка. Он ее еще только угадывает, нащупывает. Начало 17-й – почти мистическое. Будто композитору транслируется из иных миров – какой контраст с 16-й, приземленной! – некое таинственное послание, и он от неожиданности испытывает робость, оторопь. Какие-то неизвестные прежде потоки пробивают его естество, набирая мощь. И нет возможности привычным образом их атаке сопротивляться. И надлежит как-то осваиваться в этой неизведанной, страшной и великой реальности.

17-я завершается тем, что Бетховен уже внутри этих потоков. Он вынужден им подчиниться, он здесь пока еще не властен в самоидентификации. Это – еще не Аппассионата, только увертюра к ней.

А дальше Бетховен, в завершение сонатной трилогии, пишет 18-ю. И вот тут, признаться, я испытал культурный шок!

Совсем  недавно получилось прикоснуться слухом к 18-й – в программе Дмитрия Каприна, исполненной в этом же зале. Кому интересно, можно перечитать пост «Айда с Бетховеном за флажки!». Так вот, у Рувима Островского она мне услышалась радикально по-другому! И в этом, к слову, величайшая сила музыки – в ее способности  к смысловой трансформации. А попутно оценим важность вдумчивого составления музыкантом исполняемой программы  – такой, которая вырастает в самоценное творческое произведение.

18-я – противоположность 16-й. Там условный персонаж исправно и адекватно реагирует на житейские императивы-импульсы, здесь – почти демонстративно их гасит, смягчает. Отстраняется. 

Лошадка-жизнь пришпорена в галоп, издает расторопный топот, но Бетховен  не  более  чем  помахивает ей  рукой. Теперь у него  есть дела поважнее.

Итого. Если обстоятельства  вас потрясывают и пугают чуть не до смертного страха -  найдите возможным задать себя вопрос: а что я, собственно, делаю на этой земле? Зачем я здесь?

И тогда что-то для вас прояснится.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.