Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Замок Мон-Сен-Мишель./Часть 2.

Замки Франции:Мон-Сен-МишельЧасть 2.Аббатство и монахи -бенедиктинцы




Постоянных жителей Мон-Сен-Мишель можно разделить на тех, кто добровольно выбрал остров своей обителью - монахи, и тех, кто попал туда по принуждению - заключённые.
История Мон-Сен-Мишель – это история людей, которые жили и умирали в его стенах. Сидя вечером на скамейке, что во внутреннем дворике гостиницы, я думала о том, что не соглашусь провести на острове более одной ночи. Каменные стены со всех сторон, море вокруг, небо над головой и пугающая тишина.




Меня согревала мысль, что утром я прыгну в сыою машинку и уеду из Мон-Сен-Мишель, чтобы продолжить своё путешествие, в котором одинокий остров-гора в море был всего лишь эпизодом. Пожалуй, мне никогда не понять, как люди могли здесь жить всю жизнь, отрезанные морем от внешнего мира.
Понять я не могу, но могу рассказать об этих людях 



Слово «монах» происходит от греческого monos, что означает «один». Некоторые монахи избирают полное уединение – иноки или отшельники, а другие живут общиной – сенобиты, или, иначе,  кенобиты (cenobites – образовано от двух корней, «общий» и «жизнь»)


.

Кенобиты следуют правилам святого Бенедикта, принятым в 7 веке и регламентирующим жизнь монахов в общинах. Во главе монастыря стоит аббат, избираемый монахами пожизненно. Он должен играть роль отца, сочетая в правлении твёрдость и милосердие. Монахи дают три традиционных обета: послушания аббату, бедности и целомудрия. Четвёртый, дополнительный, обет – стабильности, который обязывает монахов не скитаться с места на место, а постоянно жить в данном монастыре.



Духовная жизнь монахов-бенедиктинцев проходит за чтением Библии (lectio divina) и в прославлении Бога или в божественном служении (Opus Dei). Помимо молитв, монахи трудятся. Девиз ордена бенедиктинцев «Молись и работай», латинское «Ora et labora».




Аббатство занимает площадь около 55.000 м² и представляет собой образец средневекового французского укреплённого монастыря. В связи с празднованием тысячелетия монашества, в 1969 году в помещениях аббатства поселилась община бенедиктинцев, насчитывающая в настоящее время 7 человек. Ежедневно проходит служба, в которой могут принять участие прихожане и туристы, а сам храм вернулся к роли духовного центра, которую он утратил в 1790 году.



Первыми монахами на Мон-Сен-Мишель были каноники, которых епископ Обер поселил на острове для совершения культа архангела. Но в конце X века по распоряжению Ричарда I Львиное Сердце каноников сменили бенедиктинцы из общины аббатства Сен-Вандрий (ранее Фонтенель).
С того времени, благодаря щедрости паломников и доходам от земель, завещанных великими мира сего, начался рассвет аббатства Мон-Сен-Мишель. В начале XI века община насчитывала 50 монахов, в дальнейшем численность сохранялась постоянной и не превышала 60.



Монахи усердно трудились, в частности занимались перепиской старинных манускриптов и церковных книг. Настоящим «городом книг» стало аббатство при епископе Роберте де Ториньи.




Переписчики Мон-Сен-Мишель хорошо были знакомы с техникой иллюминирования (украшательства) манускриптов и творили поистине чудеса каллиграфии, украшая тексты орнаментами на мотивы кельтской и норманнской миниатюры (собачьи и львиные головы, маски драконов, фруктовые гроздья).
203 сохранившиеся рукописи находятся сейчас в музее мунускриптов Scriptorial города Авранша. Самые древние датируются X веком. Там же в отдельной витрине хранится череп святого Обера. Кто будет в этом музее, попробуйте отыскать на нём след от «поцелуя» архангела. :)


Святой Михаил сражается с дьяволом. Часослов города Авранш. 1480 г.

Не раз стены  Мон-Сен-Мишель терпели осаду. Но, ни англичанам, ни гугенотам не удалось сломить сопротивление защитников крепости. Говорят, и тут не обошлось без покровительства архангела Михаила. И лишь французская революция в 1793 гоуд привела к закрытию аббатства. Словно в насмешку остров Святого Михаила был переименован в «Мон-Либр» или «Остров Свободы» и превращён в тюрьму для политических заключённых.


Первые карцеры были построены в аббатстве по приказу аббата Роберта де Ториньи ещё в XII веке. Туда помещали монахов, совершивших серьёзные преступления, и тех, кого аббат отдавал под суд.






В конце XV века король Луи XI часть аббатства превратил в государственную тюрьму. В те времена Мон-Сен-Мишель обзавелось ещё одним именем – «морская Бастилия». Особо провинившихся или непокорных заключённых помещали в знаменитую железную клетку – плод изобретательной фантазии  Луи XI.  Жестокий король питал к своим клеткам особые чувства и называл их «доченьки». Помещённые в эти клетки заключённые, вынуждены были проводить годы, согнувшись в три погибели.
Кстати, именно Луи XI учредил рыцарский орден Святого Михаила, намереваясь сделать Мон-Сен-Мишель его штаб квартирой. Однако, рыцари ордена ни разу не заседали в стенах аббатства  – потому, что одно дело заключённых отправить в «морскую Бастилию», и совсем другое самим туда ехать. :)


Титульный лист устава ордена Святого Михаила в исполнении Жана Фуке.


Во времена революции аббатство полностью превратилось в тюрьму. Сначала туда поместили 600 священников, противников гражданской Конституции духовенства. А с 1795 года их сменили шуаны (восставшие крестьяне Бретани и Мена) и уголовники. Позднее, в XIX веке помещения аббатства служили тюрьмой для политзаключённых, куда в частности попали Луи Орюст Бланки и Арман Барбес.
«Жаба в реликварии», - возмущался Виктор Гюго в 1863 году после посещения аббатства: «Когда же, наконец, во Франции поймут святость монументов?» В том же  году тюрьму покинули последние узники, а в 1872 началась реставрация аббатства.



Церковь аббатства

Строительство церкви было начато в новом для того времени романском стиле под руководством аббата Гильома де Вольпьяно. Средства для её строительства дал в 1022 году герцог Нормандии Ричард II с целью привлечь сюда паломников. На вершине гранитного конуса не было площадки, на которой могло бы разместиться здание с запланированной длиной 70 м, и потому архитекторы приняли решение опереть почти весь западный неф церкви на церковь Нотр-Дам-су-Тер.



Непосредственно на скале, на верхнем уровне была поставлена крестовина трансепта (1032—1048 годы) и хор. В 1084 году, к концу правления епископа Радульфа  , было закончено строительство и нефа — лангхауза, который был в то время на три пролёта (иоха) длиннее, чем сейчас. Затем последовали обрушения стен и пожар, в результате чего лишь в середине XII в. при епископе Бернаре церковь была закончена путём возведения венчающей крестовину башни.



В своём стремлении завершить аббатство остроконечной крышей строители не учли, что стоящее на плоской поверхности воды здание будет подвержено опасности быть поражённым молнией. Это и произошло в 1300 году, когда от попадания молнии сгорела центральная башня.



В XV веке были разрушены романские хоры. Пожар 1776 года разрушил три пролёта здания у его входа, а в 1760 году неф был укорочен наполовину, благодаря чему перед главным порталом церкви образовалась обширная терраса.


Капелла св.Мартина


Северное крыло трансепта опирается на крипту «Богоматери с тридцатью свечами», а южное — на крипту св. Мартина, сохранившуюся почти целиком за исключением почти полностью утраченной живописи. Несмотря на то, что эти крипты построены лишь для поддержки крыльев трансепта, они используются при богослужениях как капеллы. Для поддержания хора была сооружена крипта с чрезвычайно толстыми несущими колоннами.



Крипта Больших колонн





Во время Столетней войны никаких строительных работ в аббатстве не велось, но уже в 1453 году настоятель Вильгельм д’Эстутевиль  , бывший одновременно епископом Руана, решил построить новую церковь в современном ему стиле «пламенеющей готики». Работа закончилась в 1521 году. И потому в современном виде церковь аббатства соединяет в себе средневековый романский трансепт и принадлежащие уже новому времени хоры.



Новый фасад



В 1776 году, когда возникла опасность обрушения первых трёх пролётов нефа, их просто уничтожили, закрыв неф классицистическим фасадом, ставшим предвестником возникшего столетием позже неороманского стиля.



В начале XIX века во Франции появился интерес к архитектурному наследию, и, после ликвидации в 1863 году тюрьмы в аббатстве, государство смогло взять на себя расходы по его содержанию. Оказавшиеся в угрожаемом состоянии колокольня и трансепт были в 1892—1897 годах перестроены Виктором Педиграном, придавшем церкви современный вид с неороманской колокольней и неоготическим шпилем, с установленной на его конце позолоченной фигурой архангела Михаила, одновременно выполняющей роль громоотвода.



Романская часть


Архитектура монастыря уникальна тем, что монастырские службы не окружают монастырский двор, но построены на разных уровнях. Первые здания возводились одновременно с нефом. Самое большое из них построено на трёх уровнях. На самом верхнем находится дормиторий, непосредственно сообщающийся с церковью и, таким образом, обеспечивающий монахам кратчайший доступ в церковь во время ночных бдений.



Пандус


За всё время существования аббатства самые существенные изменения в него внёс Роберт де Ториньи (1154—1186), бывший аббатом во второй половине XII века. Он и закончил строительство романской части аббатства путём возведения на западном фасаде здания двух башен (1184 год). К началу следующего века было закончено и строительство Большой лестницы , ведущей к новому входу в аббатство с восточной его стороны.



Внутренний двор


Несмотря на то, что по правилам бенедиктинцев аббат должен был делить дормиторий наравне с монахами, он построил себе весьма простые по архитектуре две комнаты, чтобы подчеркнуть своё возросшее влияние.



При нём библиотека монастыря обогатилась манускриптами, как написанными здесь же, так и переписанными с других источников. Согласно преданию, автором множества книг был сам аббат. Значимость аббатства подчёркивалась контактами аббата с нормандским герцогом Генрихом Вторым Плантагенетом и королём Англии, которых аббат принимал в качестве паломников во имя их встречи с королём Франции Людовиком VII. При нём благосостояние монастыря возросло настолько, что в нём стало возможным проживание 60 монахов. Для доставки продовольствия и товаров в аббатство служил пандус, по которому двигалась тележка, приводимая в движение канатом, наматываемым на ось колеса. Колесо приводилось в движение лошадью, фактически жившей внутри колеса. Этот вид подъёмника был чрезвычайно распространён в средние века.



Большое колесо


Комплекс «Чудо»

После смерти Ториньи аббатство испытало первую серьёзную осаду. При вооружённом столкновении Иоанна Безземельного и французского короля Филиппа II Августа аббатство встало на сторону Иоанна. Осада закончилась безуспешно, но при отступлении осаждающие сожгли небольшое селение у подножья горы. После пожара обрушились здания, находящиеся на северной стороне аббатства. В XIII веке французский король стал сюзереном Нормандии, и обитель попала под его покровительство. Им были даны деньги на строительство на северной стороне острова комплекса зданий монастыря в готическом стиле (ансамбль зданий фр. La Merveille, дословно «чудо»).


Трапезная


В 1211 году начались строительные работы, продолжавшиеся 17 лет. На северной стороне острова был возведён монастырский ансамбль, соответствующий всем требованиям монашеской жизни. На самом верхнем этаже в восточной части разместилась трапезная, а на западной — монастырский двор—кьостро, окружённый открытой внутрь галереей, выполняющей роль крестного хода. Крестный ход должен не позволять молящимся видеть чего-либо, кроме неба. Однако при одной из перестроек в стене, выходящей на залив, было сделано три больших, доходящих до пола, окна.







Архитектура трапезной имеет много общего с романскими нефами. Это помещение отличается прекрасной акустикой. Рядом с трапезной находится кухня. Этажом ниже были созданы: под трапезной — зал для гостей, а под двором — рыцарский зал, использовавшийся для ручного труда, в частности — для переписывания и составления книг.



Ещё ниже — соответственно помещение для капелланов и подвальное помещение. Учитывая предыдущие катастрофы, северная стена здания была укреплена контрфорсами, что создало настолько сильный художественный эффект, что Виктор Гюго назвал вид на аббатство со стороны моря видом на «самую красивую стену Европы».




Рыцарский зал






Монастырский двор



Крестный ход Клуатр







Кухня




Контрфорсы "Чуда"


Перед подъёмом в аббатство расположена приходская церковь Св. Петра, культ которого предшествовал культу Св. Михаила. При церкви находится небольшое кладбище. В 1204 году бретонцы сожгли поселение и часть монастырских строений. Нынешнее поселение, находящееся на южном склоне, может быть датировано не ранее, чем первой половиной XIII века. Современный город расположился по обе стороны от единственной дороги, поднимающейся к аббатству по юго-восточному склону горы.


Кладбище и церковь


Бастионы

Оборонительные сооружения, имевшиеся уже в XI веке, позволили выдержать осаду 1091 года.Строительство основательных оборонительных сооружений вокруг аббатства началось в 1311 году. В это же время получил стену и форштадт, находящийся у подножья горы. Затем в аббатстве была построена цистерна для хранения воды, что дало возможность выдерживать длительную осаду. Хотя в 1425 году осаждавшим удалось взорвать часть укреплений, полного успеха им не удалось добиться.




Башня Габриель

В период Столетней войны гору обороняли 119 рыцарей. В это время были построены первые бастионы. Англичанами, пытавшимися безуспешно в 1434 году взять Мон-Сен-Мишель с помощью артиллерии, были оставлены бомбарды, выставленные сейчас перед вторыми городскими воротами. 16 июня 1450 года англичане ушли с острова Томблен, что означало победу осаждённых.

 

Первая линия бастионов служит обороне города, а вторая, расположенная у подножья аббатства, защищает сам монастырь. В 1524 году для защиты входа в город инженером Габриелем дю Пуи[источник не указан 3888 дней] была построена башня «Габриель», обеспечивавшая большой сектор обстрела. После утраты горой военного значения здесь некоторое время находилась ветряная мельница.



Помимо участия в работе сферы обслуживания, постоянные жители города (около 30 человек) занимаются сельским хозяйством на освобождённых, благодаря проведённым в XIX веке мелиоративным работам, землях. Здесь выращена порода баранов, известных особенно вкусным мясом, что связано с их питанием на засолённых лугахДо Французской революции город находился в административном подчинении аббатства, а после стал самостоятельным.



Tags: Франция, архитектура, интерьер, история
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments