yury_tsybanev54 wrote in lovers_of_art

Category:

О проводах вождя, способах выживания и дьявольской ДПС

Дремотный посвист деревянных духовых. Лениво-ползучая мелодия оркестра – из-под подобия Траурного марша Шопена лукаво выглядывает песня «Америка, Америка…». Фестиваль «Другое пространство» Владимир Юровский завершил «Посвящением Бетховену» Александра Вустина, 1984 года выпуска.

21.11. 2020. Концертный зал имени Чайковского. Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. Дирижер Владимир Юровский. А. Ретинский. «C – Dur» для струнного оркестра. А. Вустин. «Посвящение Бетховену», концерт для струнного оркестра и ударных.

17.11. 2020. Концертный зал имени Чайковского. Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Дирижер Валентин Урюпин. Й. Видман. «Con brio».

Про беспрецедентный и в текущем контексте совершенно героический фестиваль «Другое пространство» я, уж не обессудьте, с опозданием. Понадобилось несколько дней, чтобы услышанный материал уложился в сознании, и получилось выделить из него существенное. Плюс, высунув нос из-под маски, сверить его с тем, чем живет скукожившийся мир. Современную музыку с наскоку не одолеешь.

Про Юровского – отдельной строкой и сразу. Оркестры нынче подавляющей частью играют симфонические шлягеры. Это понятно. Какой смысл напрягаться со сложными и малознакомыми партитурами – а потом выносить их на четверть зала?

А Юровский полномасштабно провел традиционный фестиваль новой музыки. Мучительно переверстывая по известным причинам программу так, чтобы она не потеряла ни в объеме, ни в значительности.

Гений редко в ком совмещается с подвижником. Здесь тот самый случай. Поэтому было вдвойне важно навострить уши и настроить душу.

Я начал пост с финального сочинения фестиваля. Оно старше прочих, привлекших мое внимание, - это во-первых. А во-вторых, Юровский умеет так поставить точку, что мороз по коже. Например, - выкрикивая в зал речь пушкинского председателя Чумы за полгода до торжественного открытия «пандемии».

Итак, «Посвящение Бетховену» Александра Вустина, да будет ему земля пухом. Остроумный и точный звуковой слепок закатных советских ощущений и настроений.

Сочинено-то сие, заметим, в пору, когда сменявшиеся позднесоветские вожди были в возрасте. И «Посвящение Бетховену» окутано у Вустина и Юровского атмосферой полусна. Будто все живое на ходу засыпает, останавливается. Короткая вспышка в середине опуса, когда струнные дружно и делово откликаются на некий призыв, – и  дальше стремительное падение в диссонанс. А потом, что называется, выход в духе цыганочки. Но траурный мотив набирает густоты, уступает место перестуку барабанов, и вот уже полновластие  ударных. То ли траурная церемония, то ли шквал ударов по мозгам. Наконец, - всполох разнозвучного облегчения, кто во что горазд. Только и она проваливается в беззвучие, немоту…

Ох, боюсь я,  уже наученный опытом, таких вот финальных многоточий Юровского…

Вустин в этом опусе замечательно поработал Бетховеном, попавшим в СССР 1984 года. Но интереснее было обнаружить более прямое музыкальное попадание в нерв нынешних времен.

Современные композиторы всяко-разно фантазируют об уделе индивида. Ольга Раева отправила его в «Нежном ветре Элизиума» в мир почти беззвучного покоя, сочинив вроде истонченной версии «Послеполуденного отдыха фавна» работы Дебюсси. Марко Никодиевич в «пространстве со стертой фигурой для фортепиано и 17 инструментов» живописно показал, как переживания отдельного индивида растворяются и тонут в окружающем его звуковом поле. Отчаянный Йоханнес Мария Штауд, напротив, представил в опусе «В свете» триумф воли, формирующей микрокосмос.

Но  - к обобщениям.

Германский композитор Йорг Видман написал  «Соn brio» (что означает «оживленно»)  в 2008-м. Формально в оркестре здесь происходят  бетховенского толка  взаимодействия и даже слегка отзываются бетховенские гармонии. Но что внутри них… Частые призывы валторн словно ничком падают в пропасть. Отголоски былой классической мелодики вязнут, оборачиваясь сипящими флейтами и просто-таки вырождающимися скрипками, чьи струны будто превращаются в провисшие веревки. Барабаны что-то там по привычке стучат свое, но в финале уже лишь шелестят барабанные палочки…

Композитор, повторюсь, германский – а немцам свойственна, скажем так,  методичная документальность.

Но центральным сочинением  из услышанных (я был на концертах открытия и закрытия фестиваля)  для меня стало «С – dur» Алексея Ретинского.

Алексей Ретинский
Алексей Ретинский

Алексей Ретинский

Это я бы настоятельно советовал послушать каждому. Для более точного самоопределения на местности, так сказать.

У Ретинского драгоценный и редкостный дар обобщения. Даже среди гигантов прошлого не назову навскидку композитора с таким глубоким ощущением ЦЕЛОГО. Способного не захлестнуться текущим-актуальным, а поместить его в контекст закономерностей. Может быть, Брукнер работал в таком ключе.

Ретинский же, в чем я убедился уже на втором примере, - это умеет великолепно. Про что «С – Dur»? Про борьбу противоположностей. Тьмы и света. Грубости и милости. Но это если на словах, а слова здесь помощники не большие. Важно расслышать эту борьбу.

Как грубость и дикость (хотите первобытные, хотите средневековые) пробуждают к жизни  светлую нежность; потому служат ее источником, что дальше, на этом жутком пути, двигаться уже некуда. Край.

Как страдающие – именно так это слышится! – скрипки, диссонируя, истончают звук, осветляются, расширяют звучание, устремляются ввысь, в тонкие миры.

А навстречу им черная сила. И окрик: не велено! 

И чем пронзительнее звучание струнных, уже в стоны переходящее, - тем более гулкий и грозный дьявольский жандарм вырастает на их пути, из той ДПС, которую мы не видим, но очень даже ощущаем.

И – моментальный обвал всех усердных стараний.

И в финале – уже только скрипичное пиццикато. Только шепот.

Так и живем.

Эти сочинения А. Вустина и А.Ретинского в исполнении оркестра Юровского можно послушать здесь https://meloman.ru/concert/vii-mezhdunarodnyj-festivalbraktualnoj-muzykibrdrugoe-prostranstvo-15804675040/

Александр ВустинАлексей РетинскийБетховен и современностьВладимир ЮровскийФестиваль Другое пространство

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.