Великие крепостные. ч.6 Портретист Иван Петрович Аргунов.
Во второй половине XVIII века в общественной и художественной жизни России наблюдалось неправдоподобное в своей парадоксальности явление. Десятки известных художников, скульпторов, архитекторов являлись крепостными. По-разному складывались у них судьбы.
Очень характерна в этом отношении судьба одного из ведущих российских портретистов того времени — Ивана Петровича Аргунова, принадлежавшего к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

Предполагаемый автопортрет Ивана Петровича Аргунова (1729—1802, Москва)
Уже к середине века авторитет Ивана Аргунова был столь велик, что многие влиятельные лица России считали за честь позировать великому маэстро. Он запечатлел императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Его мастерскую проходили будущие академики живописи.
И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П.Б. Шереметева, мог заниматься живописью только с хозяйского благоволения, будучи управляющим громадными владениями Шереметевых.
Что думал о своем положении и жизни великий портретист? Смирился или внутренне протестовал, ненавидел свое подневольное положение? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу?
Судьба этого замечательного живописца воспринимается драматично.

Аргунов Иван Петрович Портрет князя А. М. Черкасского, XVIII в.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург
Родился в семье крепостных графа А. М. Черкасского, позже отошедших к графу Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны.
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.).

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1753
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. А. Шереметевой 1760-е
Музей-усадьба Останкино

Аргунов Иван Петрович Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, до 1768
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Аргунов Иван Петрович Портрет графини А. П. Шереметевой-старшей 1777
Музей-усадьба Кусково

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметева.
Государственный Эрмитаж
Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. П. Шереметевой 1766
Музей-усадьба Кусково
Родители рано умерли, И.П. Аргунов воспитывался в семье дяди. Дядя С. М. Аргунов был дворецким князей Черкасских, а затем управителем графов Шереметевых.
Учился И.П. Аргунов портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

Иоанн Дамаскин 1749
Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Икона для алтаря придворной церкви Большого Царскосельского дворца.
Одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра» (1750), написанная в стиле академического рококо.

Аргунов Иван Петрович Умирающая Клеопатра 1750
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Россиянам И.П. Аргунов оставил изображения современников, некоторые из которых отличались своей очевидной смелостью. Свидетельство тому — портрет женщины «подлого сословия», простолюдинки. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народной среды. Ни в одном произведении нет такого обобщения, глубины и значительности, как ему удалось в этом полотне.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, (Анны Изумрудовой-Буяновой?). 1784
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник нарядил девушку в праздничный девичий венец и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, будто моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии, расшитый золотыми нитями венец, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения, а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны
В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии).

Портрет Екатерины II, 1762

Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской, 1754

Аргунов Иван Петрович Портрет князя С. М. Голицына 1760-е
Самарский областной художественный музей

Аргунов Иван Петрович Портрет неизвестной в темно-голубом платье 1760
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург
В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета.

Аргунов Иван Петрович Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино
Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

Аргунов Иван Петрович Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

Аргунов Иван Петрович Портрет графини Толстой (?) 1768
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Аргунов Иван Петрович Портрет Анны Акимовны Лазаревой 1769
Московский музей-усадьба «Останкино»
Художник не идеализировал внешность модели, он смело передаёт и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметьева в детстве 1750-е
Музей-усадьба Кусково
Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат

Портрет калмычки Аннушки, 1767
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны Шереметевой.

Фонтанный дом (дворец Шереметьевых) в Санкт Петербурге.
В этом дворце прошло детство и юность И.П.Аргунова


Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, И.П.Аргунов
всю жизнь должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Усадьба Кусково г.Москва





С 1788 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино. Умер в Москве в 1802 году.
Залы усадьбы Кусково с портретами работы И.П. Аргунова






Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович) (академик).
Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев. Судя по дошедшим до нашего времени свидетельствам, заботливым и внимательным супругом и отцом. Известны трогательные портреты его жены.

Аргунов Иван Петрович «Портрете неизвестной» (жены художника?).
Конец 1750-х – начало 1760-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург https://art.mirtesen.ru/blog/43652065982/Hudozhnik-Argunov-Ivan-Petrovich.
http://www.rodon.org/art-071024192313https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post450973780/
Во второй половине XVIII века в общественной и художественной жизни России наблюдалось неправдоподобное в своей парадоксальности явление. Десятки известных художников, скульпторов, архитекторов являлись крепостными. По-разному складывались у них судьбы.
Очень характерна в этом отношении судьба одного из ведущих российских портретистов того времени — Ивана Петровича Аргунова, принадлежавшего к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

Предполагаемый автопортрет Ивана Петровича Аргунова (1729—1802, Москва)
Уже к середине века авторитет Ивана Аргунова был столь велик, что многие влиятельные лица России считали за честь позировать великому маэстро. Он запечатлел императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Его мастерскую проходили будущие академики живописи.
И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П.Б. Шереметева, мог заниматься живописью только с хозяйского благоволения, будучи управляющим громадными владениями Шереметевых.
Что думал о своем положении и жизни великий портретист? Смирился или внутренне протестовал, ненавидел свое подневольное положение? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу?
Судьба этого замечательного живописца воспринимается драматично.

Аргунов Иван Петрович Портрет князя А. М. Черкасского, XVIII в.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург
Родился в семье крепостных графа А. М. Черкасского, позже отошедших к графу Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны.
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.).

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1753
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. А. Шереметевой 1760-е
Музей-усадьба Останкино

Аргунов Иван Петрович Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, до 1768
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Аргунов Иван Петрович Портрет графини А. П. Шереметевой-старшей 1777
Музей-усадьба Кусково

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметева.
Государственный Эрмитаж
Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. П. Шереметевой 1766
Музей-усадьба Кусково
Родители рано умерли, И.П. Аргунов воспитывался в семье дяди. Дядя С. М. Аргунов был дворецким князей Черкасских, а затем управителем графов Шереметевых.
Учился И.П. Аргунов портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

Иоанн Дамаскин 1749
Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Икона для алтаря придворной церкви Большого Царскосельского дворца.
Одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра» (1750), написанная в стиле академического рококо.

Аргунов Иван Петрович Умирающая Клеопатра 1750
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Россиянам И.П. Аргунов оставил изображения современников, некоторые из которых отличались своей очевидной смелостью. Свидетельство тому — портрет женщины «подлого сословия», простолюдинки. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народной среды. Ни в одном произведении нет такого обобщения, глубины и значительности, как ему удалось в этом полотне.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, (Анны Изумрудовой-Буяновой?). 1784
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник нарядил девушку в праздничный девичий венец и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, будто моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии, расшитый золотыми нитями венец, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения, а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны
В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии).

Портрет Екатерины II, 1762

Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской, 1754

Аргунов Иван Петрович Портрет князя С. М. Голицына 1760-е
Самарский областной художественный музей

Аргунов Иван Петрович Портрет неизвестной в темно-голубом платье 1760
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург
В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета.

Аргунов Иван Петрович Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино
Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

Аргунов Иван Петрович Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

Аргунов Иван Петрович Портрет графини Толстой (?) 1768
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Аргунов Иван Петрович Портрет Анны Акимовны Лазаревой 1769
Московский музей-усадьба «Останкино»
Художник не идеализировал внешность модели, он смело передаёт и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметьева в детстве 1750-е
Музей-усадьба Кусково
Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат

Портрет калмычки Аннушки, 1767
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны Шереметевой.

Фонтанный дом (дворец Шереметьевых) в Санкт Петербурге.
В этом дворце прошло детство и юность И.П.Аргунова


Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, И.П.Аргунов
всю жизнь должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Усадьба Кусково г.Москва





С 1788 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино. Умер в Москве в 1802 году.
Залы усадьбы Кусково с портретами работы И.П. Аргунова






Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович) (академик).
Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев. Судя по дошедшим до нашего времени свидетельствам, заботливым и внимательным супругом и отцом. Известны трогательные портреты его жены.

Аргунов Иван Петрович «Портрете неизвестной» (жены художника?).
Конец 1750-х – начало 1760-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург
http://www.rodon.org/art-071024192313https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post450973780/
Community Info