Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Портретист Иван Петрович Аргунов

Великие крепостные. ч.6 Портретист Иван Петрович Аргунов.

Во второй половине XVIII века в общественной и художественной жизни России наблюдалось неправдоподобное в своей парадоксальности явление. Десятки известных художников, скульпторов, архитекторов являлись крепостными. По-разному складывались у них судьбы.
Очень характерна в этом отношении судьба одного из ведущих российских портретистов того времени — Ивана Петровича Аргунова, принадлежавшего к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

800px-Argunov-self.jpg
Предполагаемый автопортрет Ивана Петровича Аргунова (1729—1802, Москва)

Уже к середине века авторитет Ивана Аргунова был столь велик, что многие влиятельные лица России считали за честь позировать великому маэстро. Он запечатлел императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Его мастерскую проходили будущие академики живописи.
И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П.Б. Шереметева, мог заниматься живописью только с хозяйского благоволения, будучи управляющим громадными владениями Шереметевых.
Что думал о своем положении и жизни великий портретист? Смирился или внутренне протестовал, ненавидел свое подневольное положение? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу?
Судьба этого замечательного живописца воспринимается драматично.

23-PORTRET-KNYZY-A.M.CERKASSKOGO.-1760-E-KOLST-MASLO-142-x-111.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет князя А. М. Черкасского, XVIII в.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Родился в семье крепостных графа А. М. Черкасского, позже отошедших к графу Шереметеву в качестве «приданого» его жены Варвары Алексеевны.
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.).

7-PORTRET-GRAFA-P.-B.-SEREMETEVA-POSLE-1753-KOLST-MASLO-135-x-103.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1753
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

16-PORTRET-GRAFA-PETRA-BORISOVICA-SEREMETEVA-1760-KOLST-MASLO-92-K-735-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

17-PORTRET-GRAFINI-VARVARY-ALEKSEEVNY-SEREMETEVOI-1760-KOLST-MASLO-92-K-735-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой 1760
Московский музей-усадьба «Останкино»

39-1760-PORTRET-GRAFINI-V.A.SEREMETEVOI-1760-E-KOLST-MASLO-82K63-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. А. Шереметевой 1760-е
Музей-усадьба Останкино

21-PORTRET-GRAFINI-ANNY-PETROVNY-SEREMETEVOI-DO-1768-KOLST-MASLO-898-K-71-SM-MUZEI-V.-A.-TROPININA-I-MOSKOVSKIK-KUDOZNIKOV-EGO-VREMENI-MOSKVA.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, до 1768
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

54-PORTRET-GRAFINI-A.P.SEREMETEVOI-STARSEI-1768-KOLST-MASLO-142-x-111.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини А. П. Шереметевой-старшей 1777
Музей-усадьба Кусково

48-1775-PORTRET-GRAFA-N.-P.-SEREMETEVA.-POSLE-1775--NE-POZDNEE-NACALA-1780-K-KOLST-MASLO-865-x-64.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметева.
Государственный Эрмитаж


Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

55-PORTRET-GRAFINI-V.-P.-SEREMETEVOI.-1766-KOLST-MASLO-81-x-64.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини В. П. Шереметевой 1766
Музей-усадьба Кусково


Родители рано умерли, И.П. Аргунов воспитывался в семье дяди. Дядя С. М. Аргунов был дворецким князей Черкасских, а затем управителем графов Шереметевых.
Учился И.П. Аргунов портретной живописи у своего двоюродного брата Фёдора Леонтьевича Аргунова, а также у иностранных мастеров. Под руководством своего учителя Георга Христофора Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

0-3-IVAN-ARGUNOV.-IOANN-DAMASKIN.-1749.-GOSUDARSTVENNYI-MUZEI-ZAPOVEDNIK-TARSKOE-SELO.-IKONA-DLY-ALTARY-PRIDVORNOI-TERKVI-BOLSOGO-TARSKOSELSKOGO-DVORTA.jpg
Иоанн Дамаскин 1749
Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Икона для алтаря придворной церкви Большого Царскосельского дворца.


Одна из ранних работ Аргунова — «Умирающая Клеопатра» (1750), написанная в стиле академического рококо.

4-UMIRAYSAY-KLEOPATRA.-1750-KOLST-MASLO.-56-x-42-SM-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Аргунов Иван Петрович Умирающая Клеопатра 1750
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Россиянам И.П. Аргунов оставил изображения современников, некоторые из которых отличались своей очевидной смелостью. Свидетельство тому — портрет женщины «подлого сословия», простолюдинки. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народной среды. Ни в одном произведении нет такого обобщения, глубины и значительности, как ему удалось в этом полотне.

800px-Ivan_Argunov_-_PORTRET_NEIZVESTNOI_V_RUSSKOM_KOSTYME_-_Google_Art_Project.jpg
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме, (Анны Изумрудовой-Буяновой?). 1784
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Художник нарядил девушку в праздничный девичий венец и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, будто моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии, расшитый золотыми нитями венец, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения, а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы.

60-I.-P.-ARGUNOV-PORTRET-NEIZVESTNOI-KRESTYNKI-V-RUSSKOM-KOSTYME-KOLST-MASLO.jpg
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Автор целого ряда превосходных парадных и камерных портретов. Известность Аргунову принесли портреты петербургской знати

800px-Grand_Duchess_Catherine_Alexeevna_by_I.P._Argunov_after_Rotari_1762_Kuskovo_museum.jpg
Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны

В 1762 году И. П. Аргунов получил ответственный заказ — создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа показана в подчёркнуто театральной позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Аргунов тщательно выписывает пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии).

Catherine_II_by_I.Argunov_1762_Russian_museum.jpg
Портрет Екатерины II, 1762

800px-ArgunovIP_PtELobanovRostGRM.jpg
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской, 1754

41-1760-PORTRET-KNYZY-S.M.GOLITYNA.-1760-E-KOLST-MASLO-565-x-422.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет князя С. М. Голицына 1760-е
Самарский областной художественный музей

15-PORTRET-NEIZVESTNOI-V-TEMNO-GOLUBOM-PLATE-1760-KOLST-MASLO-60-K-45SM-GOSUDARSTVENNYI-ERMITAZ.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет неизвестной в темно-голубом платье 1760
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета.

10-PORTRET-KOZMY-AKSENTEVICA-KRIPUNOVA.-1757-KOLST-MASLO.-73-x-57-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино


Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

11-PORTRET-KRIPUNOVOI-ZENY-KOZMY-AKSENTEVICA-KRIPUNOVA.-1757-KOLST-MASLO.-73-x-57-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Московский музей-усадьба Останкино


В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

31-PORTRET-GRAFINI-TOLSTOI--.-1768-KOLST-MASLO.-98-x-78-SM-KIEVSKII-NATIONALNYI-MUZEI-RUSSKOGO-ISKUSSTVA-UKRAINA.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графини Толстой (?) 1768
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

27-PORTRET-ANNY-AKIMOVNY-LAZAREVOI-1769-KOLST-MASLO-79-K-63-SM-MOSKOVSKII-MUZEI-USADBA-OSTANKINO.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет Анны Акимовны Лазаревой 1769
Московский музей-усадьба «Останкино»


Художник не идеализировал внешность модели, он смело передаёт и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

11-1-PORTRET-GRAFA-N.-P.-SEREMETEVA-V-DETSTVE-1750-E-KOLST-MASLO-567-x-475-MUZEI-USADBA-KUSKOVO-MOSKVA.jpg
Аргунов Иван Петрович Портрет графа Н. П. Шереметьева в детстве 1750-е
Музей-усадьба Кусково


Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат

14-PORTRET-KALMYCKI-ANNUSKI.-1767-KOLST-MASLO.-62-x-50-SM-GOSUDARSTVENNYI-MUZEI-KERAMIKI-I-USADBA-KUSKOVO-XVIII-V.-MOSKVA.jpg
Портрет калмычки Аннушки, 1767
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»


Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны Шереметевой.

sher_palace_1.jpg
Фонтанный дом (дворец Шереметьевых) в Санкт Петербурге.
В этом дворце прошло детство и юность И.П.Аргунова

115139038_1.jpg

i.jpg

Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, И.П.Аргунов
всю жизнь должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

5d36bf3e888df.jpg
Усадьба Кусково г.Москва

BESPLATN-EKS.jpg

2b466677fea586b5f.jpg

5d36b97f5fda4.jpg

18480cfb71e20e31462107b5196be8a3.jpg

4837444.jpg

С 1788 года Аргунов практически не работал как живописец, а занимался управлением московского дома Шереметевых. При его участии происходило строительство дворца-театра в Останкино. Умер в Москве в 1802 году.

Залы усадьбы Кусково с портретами работы И.П. Аргунова
5750023.jpg

5762903.jpg

1-istoriya-1660x934.webp

23b7bb9f898e699331543e318d833934.jpg

21771931101_82f58150c4_b.jpg

2020-11-25_02-24-31.png

Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович) (академик).
Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев. Судя по дошедшим до нашего времени свидетельствам, заботливым и внимательным супругом и отцом. Известны трогательные портреты его жены.

8-PORTRET-NEIZVESTNOI-PORTRET-ZENY-KUDOZNIKA.-KONET-1750-K--NACALO-1760-K-KOLST-MASLO-835-x-64.jpg
Аргунов Иван Петрович «Портрете неизвестной» (жены художника?).
Конец 1750-х – начало 1760-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург
https://art.mirtesen.ru/blog/43652065982/Hudozhnik-Argunov-Ivan-Petrovich.
http://www.rodon.org/art-071024192313https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post450973780/
Tags: Россия, история, портрет, художники
Subscribe

  • Любимые художники. Константин Маковский. Часть 1

    Здравствуйте уважаемые. Продолжаю знакомить вас со своими любимыми живописцами :-) В прошлый раз говорили о Павле Федотове. Ну а сегодня немного…

  • А если в ад я попаду ...

    А если в ад я попаду, Есть наказание в аду И для меня: не лёд, не пламя! Мгновенья те, когда я мог Рискнуть, но стыл и тёр…

  • Виктор Герье / Париж.

    Париж пленит всех, манит красотой!...Belle Epoque или парижская жизнь на рубеже 19-20 века "В Париже все хотят быть актёрами. Участь…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments