galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Categories:

На рубеже веков. Смоленская картинная галерея

DSCF4225.jpg

На рубеже XIX-XX веков быстро менялся мир, изменялись вкусы, мнения, взгляды. На фоне исторических событий, определивших дальнейшую судьбу России, возникали новые творческие подходы. Появлялись художники, отражающие эти изменения и показывающие видимое через своё восприятие. В Смоленской картинной галерее этот период представлен произведениями многих выдающихся художников России - Коровина, Врубеля, Рериха, Грабаря, Бродского. Покажу некоторые работы, на мой взгляд, самые выразительные и тонкие.

DSCF4233.jpg

Её имя называли в числе имён лучших русских художников тех лет. Члены объединения "Мир искусства" пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Мария Якунчикова принадлежала к старинной московской купеческой семье. В 1885 году будущая художница поступила в Московское училище живописи и ваяния, но уже в 1889 году ушла из него из-за болезни. В том же году Якунчикова уехала во Францию и осталась там до конца своей недолгой жизни, лишь изредка приезжая в Россию. С 1895 года она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Скончалась Якунчикова в местечке Сен-Бужери под Женевой. Там, у наследников художницы, хранятся многие её произведения.

DSCF4232.jpg
Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870-1902). Булонский лес, 1896. Дерево, масло, выжигание

Свой неповторимый путь в искусстве был у Михаила Врубеля. Он представлен в галерее керамической скульптурной работой "Весна", навеянной оперой Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка". В облике сказочной Весны угадываются портретные черты жены художника Надежды Ивановны Забелы-Врубель. Произведение "Весна" существует в нескольких вариантах, разнящихся колоритом и особенностями поливы. Все они - плод эксперимента Михаила Врубеля, во второй половине 90-х годов XIX века увлекшегося майоликой. Смоленская весна - перламутровая.

DSCF4230.jpg
Михаил Васильевич Врубель (1856-1910). Весна, вариант, 1897-1900

Картины Коровина, в которых художник добивался одного только красивого красочного пятна, естественно, должны были смутить многих. Этому способствовала еще и сама живопись Коровина, его техника письма: грубая и, как казалось многим, просто неумелая. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец, русский импрессионист.

DSCF4219.jpg
Константин Алексеевич Коровин (1861-1930). Крым. Фруктовая лавка, 1911

По многогранности таланта, разнообразию и яркости его проявлений с Михаилом Врубелем и Константином Коровиным можно сравнить Александра Головина. Художник был увлечен тонкой разработкой колорита, дающего бесконечное количество оттенков. В портрете дамы видим вариации белого цвета, который не сливается в однообразное пятно, а имеет богатейшую палитру тонких цветовых переходов.

DSCF4224.jpg
Александр Яковлевич Головин (1863-1930). Женщина в шляпе, 1911

Яркой фигурой на рубеже XIX-ХХ веков был Игорь Эммануилович Грабарь - художник, искусствовед, критик, реставратор, архитектор. Его называли последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве. Уголок усадьбы приобрел в его пейзаже совершенно новый облик, наполнившись задушевностью и теплотой.
Богатое живописное наследие Исаака Израилевича Бродского представлено двумя картинами. Бродский привлекает своим особым поэтическим мироощущением.Картина "У озера" относится к раннему периоду творчества Бродского, прошедшего первоклассную школу Ильи Репина. Осень у Бродского совершенно необычная, с атмосферой поэзии и изысканности.

DSCF4221.jpg
Справа, внизу - Исаак Израилевич Бродский. У озера. Наверху - Грабарь Игорь Эммануилович (1875-1906). Уголок усадьбы, 1903


DSCF4220.jpg
Исаак Бродский (1883-1939). Илюша, 1907

Николай Крымов - ученик Серова, близкий друг Коровина, пронес через долгую творческую жизнь традиции русского реалистического искусства, любовь к родной земле и высокое мастерство. Пейзажи художника привлекают тонкой задушевностью и глубокой поэтичностью в передаче красоты русской природы, необычайно светлым, радостным восприятием мира.

DSCF4229.jpg
Николай Петрович Крымов (1884-1958). Розовая зима, 1912

DSCF4228.jpg
Николай Петрович Крымов. Мостик

Работы Николая Константиновича Рериха в Смоленской галерее "Гнездо Преблагое" и "Помин о четырех королях" - пример размышлений художника о вопросах синтеза русского народного фольклора, христианства и восточных религий.
"Восходила туча сильная, грозная, выпадала книга Голубиная, и не малая, не великая. Длинны книга 40 сажень: поперечины 20 сажень. Ко той книге ко Божественной сходилися, съезжалися 40 царей со царевичем, 40 князей со князевичем, 40 попов, 40 дьяконов, много народу: людей мелких, христиан, православных. Никто так к книге не приступится, никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь Давид. До Божьей до книги он доступается, перед ним книга разгибается, всё Божественное писание ему объявляется. - Скажи, государь, проповедь нам. Кто сию книгу написывал, Голубиную кто напечатывал? Отвечал премудрый царь Давид: "Сам Иисус Христос, Иисус Христос, царь наш небесный".

DSCF4222.jpg
Николай Константинович Рерих (1874-1947), Помин о четырех королях (книга Голубиная). 1911 г.

По мнению многих исследователей, работы "Гнездо преблагое" и "Помин о четырех королях" являются парными. Обе первоначально находились в собрании княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и были написаны во время пребывания Н.К.Рериха в Смоленске. Картина "Гнездо преблагое" также имеет глубокий символический смысл. В центре композиции - Древо жизни, прочно стоящее на земле, где оно берет свое основание, а вершиной достигает космических высот, и венчает его гнездо с золотою птицей. Древо охраняют четыре женские фигуры - символы материнского, охранительного начала. Главная идея картины - это идея вечной жизни и пронизывающего ее божественного, духовного начала.


Николай Константинович Рерих. Гнездо преблагое - глазам утешение, 1912

Имя Рериха самым тесным образом связано со Смоленском и с художественным центром в Талашкине. Он много ездил по России, бывал в соборах, монастырях и написал целую серию архитектурных пейзажей, таких как "Псковский погост".

DSCF4217.jpg
Николай Константинович Рерих. Псковский погост

Среди живописцев конца XIX века имя Николая Петровича Богданова-Бельского выделяется подлинной национальной самобытностью. Ему, смоленскому крестьянину, было суждено стать академиком живописи. Его работа "Дети на изгороди" наполнена любовью, светом и звенящей весной. В ее колорите очень много от поисков импрессионистов, но, прежде всего, звучит в ней особенная, чисто русская, национальная нота.

DSCF4211.jpg
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945). Дети на изгороди
Tags: живопись, музей
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments