
Бартоломе Гонсалес-и-Серрано, 1564-1627. Иоанн Креститель, 1621
Перед входом в зал, где представлены работы Эль Греко, висит картина испанского живописца Бартоломе Гонсалес-и-Серрано. В основном он писал портреты королевской семьи, но среди его картин есть и несколько религиозных сюжетов, в том числе "Иоанн Креститель" из собрания Эстерхази. Вообще же, главной характеристикой испанской живописи этого периода было всё-таки преобладание религиозной тематики. Связи с итальянскими королевствами, установленные Фернандо II Арагонским, способствовали притоку в Арагон художников с Апеннинского полуострова. А господствовавшие в Кастилии фламандские культурные традиции, смешавшись с итальянскими, привели к образованию в Испании совершенно нового направления живописного искусства, отличного от художественных тенденций Италии, Франции и остальных стран Старого света. Наиболее ярким выразителем испанской живописи XVI века и одновременно совершенно оригинальным стал Эль Греко.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Доменико Теотокопулос, которого позже стали называть Эль Греко, что значит грек, родился на острове Крите, принадлежащим в то время Венеции. Подобно многим своим соотечественникам он искал счастья в Италии, учился в Венеции у Тициана. В 1572 году он вступил в римскую академию Сан Лука, а в 1576 году перебрался в Испанию. При королевском дворце в Мадриде Эль Греко не добился признания и поселился в Толедо - религиозном центре страны. До конца жизни он работал в основном на церковь. Его узнаваемая манера письма сложилась в Толедо, где он писал алтарные образы, святых, евангельские и легендарные сцены, повторяя по нескольку раз свои композиции для разных заказчиков. В своём творчестве он отошёл от традиций Возрождения и искал новые выразительные средства. Для передачи благоговения, экстаза, страсти он искажал и удлинял формы, использовал сверкающие краски.
Творчество этого мастера было в забвении в течение трех столетий. Объясняется это тем, что слишком отличались его произведения от основного направления, по которому начиная с XVI века развивалась западноевропейская живопись.
1. Будапештский музей обладает беспримерно богатым собранием произведений Эль Греко благодаря венгерскому коллекционеру Марцелу Немешу, который в начале XX века купил в Испании в то время мало ценимые произведения. Картина "Кающаяся Магдалина", по-видимому, относится к ранним работам художника. Эту картину Немеш подарил музею ещё в 1921 году.

Справа - Эль Греко. Апостол Андрей
2. Магдалина на картине Эль Греко своим удивлённым взглядом и рыжеватыми волосами, падающими на плечи, близка женским образам Тициана. Натюрморт с книгой и черепом, мерцающий пейзаж на заднем плане демонстрируют использование художником приёмов венецианской живописи. Но по композиции и колориту картина уже стилистически отличается от венецианских работ.

Эль Греко, 1541-1614. Кающаяся Магдалина, 1578
3. Действие картины "Моление о чаше" происходит ночью, при луне. Христос освещен ярким светом, исходящим с небес. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Холм символизирует высоту духа, а зелень холма - бессмертие и рост Святого Духа в человеке. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. В христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру, указывает на будущую апостольскую деятельность спящих учеников. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Слева на него смотрит ангел, несущий чашу - символ страстей Христовых. В отдалении справа мы видим Иуду и солдат, которые идут арестовать Иисуса.
"Моление о чаше" попала в музей из коллекции Марцела Немеша.

Эль Греко. Моление о чаше, 1605-1610
4. К популярным темам Эль Греко относится и "Благовещение". Сцену, в которой молящейся Марии является архангел Гавриил и сообщает о предстоящем рождении Спасителя, он писал в нескольких вариантах. Будапештская картина выделяется среди них по красоте. В картине есть изображение и мистики, и действительности. Видим вполне конкретные скамеечку для молитвы, корзинку для рукоделия, цветочную вазу, а предчувствие таинственных событий передано движением спускающегося облака, мерцающим желтовато-голубым светом. Взгляды Марии и ангела обращены друг к другу, положения рук повторяют эту целеустремлённость. Ритм линий и цветовых пятен подчёркивает необычность происходящего.

Эль Греко. Благовещение, 1600
5. Хотя Эль Греко писал больше всего картины на религиозные темы, портрет занимал в его творчестве тоже значительное место. В свои религиозные композиции он часто вводил портретные изображения. Но он писал и самостоятельные портреты, делал эскизы с натуры. В будапештском этюде головы на фоне сиреневой драпировки, только эскизно намеченной, и неба с полосками облаков выделяется худое лицо мужчины среднего возраста. Вероятно, картина написана с неизвестной толедской модели как этюд к серии поясных изображений апостолов.

Эль Греко. Этюд головы, 1595
6. Кроме показанных работ, музей располагает ещё тремя картинами Эль Греко: "Святое семейство со святой Елизаветой", "Апостол Андрей" и "Снятие одежды с Христа (Эсполио)". Все картины - из собрания Марцелла Немеша.

Слева от этюда мужской головы - Эль Греко. Святое семейство со святой Елизаветой
7. Эль Греко трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

8. В творчестве Эль Греко существует пять-шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит "Эсполио". Цвет хитона Христа, густой и яркий, символизирует цвет самой жизни. Никогда больше Эль Греко не использовал этот цвет в своих картинах. Согласно Евангелию, на картине изображён момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова "espoliar" - грабить.

Эль Греко. Снятие одежд с Христа (Эсполио), 1577-1579
9. В том же зале видим работы других испанских художников, в том числе картину Висенте Хуана Масипа. И ещё раз удивляемся тому, насколько искусство Эль Греко необычно и своеобразно и как сильно манера его письма отличается от испанской живописи того времени.

Висенте Хуан Масип, Хуан Хуанес. Христос с Евхаристией, 1578-1680
Community Info