
Джусто Сустерман. Портрет русского посла Ивана Чемоданова, 1657. Флоренция, Палаццо Питти, галерея Палатина. Источник: ru.wikipedia.org
Ещё один важный русский след оставил в Италии Иван Иванович Чемоданов - дипломат, посол в Венеции. И след этот культурный - в виде портрета во флорентийском музее Питти. Чемоданов был приближен к царю Алексею Михайловичу в чинах стряпчего и стольника. Фамилия Чемоданов явно восточная, образованная от слова "чемодан" (джумадан), пришедшего в русский язык из персидского через татарский (сундук, саква, саадак и ряд других). Во время Русско-польской войны в 1618 году Чемоданов достойно сражался и был за это пожалован вотчиной, став наместником Переславля-Залесского.
На портрете черноволосый мужчина средних лет с умным проницательным взглядом изображен в шапке с собольей опушкой и нарядном кафтане русского кроя. Ткань с растительным орнаментом спадает свободными складками, отвороты расшиты жемчугом, вокруг шеи - соболий воротник.
Интересна история создания этого портрета во Флоренции. Началась она издалека - ещё при дворе Алексея Михайловича.

Царь Алексей Михайлович. Фрагмент иконы "Владимирская Богоматерь" (Древо государства Московского) работы Симона Ушакова из церкви Троицы в Никитниках (Москва), 1668
Первые дипломатические миссии русских послов относятся к середине XVII века. В 1655-1656 годах в Москве побывал посол Венеции Альберт Вимина да Ченеда. Он обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой двинуть против султана донских казаков, а также разрешить венецианцам торговлю в Архангельске. Вторую просьбу царь удовлетворил, а на первую дал уклончивый ответ.
В ответ летом 1656 года в Венецию было отправлено специальное посольство во главе с Иваном Чемодановым и дьяком Алексеем Посниковым. Они стали первыми русскими людьми, проделавшими весь путь в Италию по морю вокруг Европы. Задачи перед посольством были поставлены две - попросить заём на войны с Польшей и Швецией и завязать торговые отношения.
Нагрузив подводы вьюками, коробами и сундуками посольство выехало из Москвы 17 июля. Через месяц Чемоданов добрался до Архангельска, откуда на двух английских (или голландских) судах посольство отчалило к берегам Италии. Путешествие длилось несколько месяцев, через Гамбург, Бремен, миновав Ирландию, обогнув берега Франции. Только в ноябре посольство оказалось в Средиземном море. Наконец, 25 ноября корабли с послами остановились на рейде в Ливорно, откуда должны были продолжать путешествие по суши. В честь прибытия русской миссии был дан салют. Через месяц двинулись далее - через Флоренцию, Феррару и Болонью, везде встречая радушный приём.

Феррара, замок д'Эсте
Возвращаемся к истории портрета Ивана Чемоданова, который в настоящее время висит во флорентийской галерее Палатина среди шедевров Возрождения. Он ценен для нас тем, что это один из первых портретов, представляющий облик русского человека середины XVII века в реалистической манере. Портрет был написан во время кратковременного пребывания (всего несколько дней) Чемоданова во Флоренции.

Флоренция, вид с площади Микеланджело
Во время пребывания русского посольства в Ливорно тосканский герцог Фердинанд II Медичи дал задание своим агентам следить за каждым шагом русских дипломатов и слать ему ежедневно сообщения. Он намеревался пригласить миссию во Флоренцию для установления связей с Русским государством.

Джусто Сустерман. Портрет Фердинанда II Медичи, герцога Тосканского, 1653-1654. Галерея Уффици, Флоренция. Источник: commons.wikimedia.org
Руководил слежкой Антонио Серристори. В своих сообщениях он характеризовал образ жизни, привычки, одежду русских, и даже послал портрет Чемоданова, сделанный одним посредственным художником. Так и появилась идея повторить портрет Чемоданова, но только более опытным и знаменитым художником. Таким и оказался Джусто Сустерман (1597-1681) - один из лучших представителей реалистической фламадской школы живописи XVII века. Портрет был написан с натуры в период короткого пребывания Чемоданова во Флоренции. Талантливый художник сумел передать в портрете Чемоданова ум, проницательность и достоинство русского посланника.

Фрагмент
Сустерман был придворным портретистом Медичей и создал целую галерею портретов этого знаменитого и могущественного рода. Его шедевром является портрет Галилео Галелея, сейчас находящийся в галерее Уффици.

Джусто Сустерман. Портрет Галилео Галилея, 1650. Масло, холст. Галерея Уффици, Флоренция. Источник: commons.wikimedia.org
Интересно сравнить портрет Чемоданова с портретом самого Фердинанда работы Сустермана, который тоже находится в музее Питти. Это тот самый Фердинанд Медичи, который сначала пытался играть роль мецената, поддерживал Галилея, а потом выдал его папской инквизиции...

Джусто Сустерман. Портрет Фердинанда II Медичи, герцога Тосканского в восточном костюме, 1640. Палаццо Питти. Источник: www.wikigallery.org
Уже зимой, 11 января 1657 года, добрались наконец до цели. Торжественный приём у дожа Валерио Бертуцио состоялся 22 января. Пробыв в Венеции около девяти недель, Чемоданов не выполнил свою задачу, но сделал немало ценных наблюдений. Не удалась также и торговая миссия Чемоданова: ему было отпущено для продажи сто пудов ревеня и сорок сороков соболей, но большая часть товара была испорчена водой по дороге из Архангельска в Ливорно, оставшийся товар был продан по низкой цене, а доход был потрачен на содержание самого посольства. Возвращение русских из Венеции в Москву состоялось через Вологду в 1658 году. После этого сведений о дальнейшей службе Ивана Ивановича Чемоданова нет, год смерти неизвестен.

В своих статейных списках - отчетах о проделанной работе, Иван Иванович Чемоданов восхищался художественными ценностями, прекрасными ландшафтами, садами и парками Италии. Подробно о статейных списках в труде Н.А. Казаковой. Статейные списки русских послов в Италию как памятники литературы путешествий (середина XVII в.) в odrl.pushkinskijdom.ru
Community Info