volynko wrote in lovers_of_art

Categories:

Марина Абрамович исполнитель и артист.

Марина Абрамович © Фото: Марчелло Менкарини / Leemage
Марина Абрамович © Фото: Марчелло Менкарини / Leemage

Марина Абрамович родилась в Югославии в 1946 году. В конце 1960-х она начала эксперименты со звуком и пространством. Она создавала работы, состоящие только из шума проигрываемой в магнитофоне чистой аудиокассеты или из стука метронома в пустой комнате. После изучения искусства в Академии художеств в Белграде, затем в художественной школе в Загребе, с первых выступлений Марина Абрамович причастна к зарождению движения Body Art. Ее действия исследуют физические и психологические пределы человеческой выносливости и подчеркивают хрупкость и страхи, которые приводят к определенному поведению. Женское тело лежит в основе ее выступлений, сольных исполнителей с 1969 по 1976 год. Художница стремится стимулировать участие публики в своей работе, давая начало передаче энергии, что составляет основу всей ее карьеры. 

Imponderabilia, 1977 Марина Абрамович и Уве Лейсипена
Imponderabilia, 1977 Марина Абрамович и Уве Лейсипена

С середины 1970-х Абрамович начала заниматься перформансами, объявив собственное тело главным объектом и средством художественного выражения в своих произведениях. Она начала с серии длительных перформансов, содержавших протест против политического климата социалистической Югославии. В ранних перформансах Абрамович, как правило, ставила себя, а иногда и зрителей в экстремальные условия — на глазах у публики принимала большие дозы сильнодействующих психотропных лекарств («Ритм 2», 1974), нарочно наносила себе раны, втыкая ножи между пальцами («Ритм 10», 1973), лежала в горящей конструкции в виде пятиконечной звезды («Ритм 5», 1974).

Марина Абрамович, Ритм 0 , 1974 (опубликовано в 1994 году), серебряно-желатиновая печать, высокая печать, лист (фотография): 59,4 x 84,5 см, 23 3/8 x 33 1/4, лист (текст): 24 , 8 x 17,1 см, 9 3/4 x 6 3/4 дюйма, © Фото: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Art Resource, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж
Марина Абрамович, Ритм 0 , 1974 (опубликовано в 1994 году), серебряно-желатиновая печать, высокая печать, лист (фотография): 59,4 x 84,5 см, 23 3/8 x 33 1/4, лист (текст): 24 , 8 x 17,1 см, 9 3/4 x 6 3/4 дюйма, © Фото: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Art Resource, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж

«Ритм 5» – это ритуальное действие, в ходе которого пятиконечная коммунистическая звезда поджигает волосы и ногти Марины Абрамович. Во время этого перформанса случилось непредвиденное – огонь охватил все вокруг, и художница, лежа в центре звезды, потеряла сознание. Среди зрителей оказался врач, который заметил, что Марина не реагирует на куски горящего дерева, падавшие ей на шею и ноги. Абрамович вынесли из помещения, и перформанс прервался. После «Ритма 5» она поняла, что переступила границы перформанса как такового, и что если ты теряешь сознание - он просто не может состояться

Марина Абрамович, Губы Томаса , 1975 (опубликовано в 1994 г.), серебряно-желатиновая печать, панель высокой печати, 30,6 x 40,6 см, 24,8 x 17,1 см, 12 1/8 x 16 дюймов, 9 3/4 x 6 3/4 дюйма. , © Фото: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж
Марина Абрамович, Губы Томаса , 1975 (опубликовано в 1994 г.), серебряно-желатиновая печать, панель высокой печати, 30,6 x 40,6 см, 24,8 x 17,1 см, 12 1/8 x 16 дюймов, 9 3/4 x 6 3/4 дюйма. , © Фото: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж

В перфомансе («Губы Томаса», 1975) она вырезала бритвой звезду у себя на животе и затем лежала на льду с кровоточащими ранами 

Находясь под влиянием буддийской философии, она считает, что прогресс проистекает из энергии, приводимой в движение людьми в ходе их переживаний; искусство - это вектор, который позволяет нам возродить связи с первобытными культами и ритуалами «Губы Томаса» (1975).

Марина Абрамович, Ритм 0 , 1975 (публикация 1994), серебряно-желатиновая печать, высокая печать, рама (фотография): 98,1 x 110,7 x 2,5 см, 38 5/8 x 39 5/8 x 1 дюйм, рамка (текст): 25,9 x 18,3 x 2,5 см, 10 3/16 x 7 3/16 x 1 дюйм, © Фото: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Art Resource, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж
Марина Абрамович, Ритм 0 , 1975 (публикация 1994), серебряно-желатиновая печать, высокая печать, рама (фотография): 98,1 x 110,7 x 2,5 см, 38 5/8 x 39 5/8 x 1 дюйм, рамка (текст): 25,9 x 18,3 x 2,5 см, 10 3/16 x 7 3/16 x 1 дюйм, © Фото: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Art Resource, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж
Марина Абрамович, Очистка зеркала № 1 , 1995, пятиканальная видеоинсталляция со сложенными друг на друга мониторами, со звуком, общий размер: 284,48 x 62,23 x 48,26 см, 112 x 24 1/2 x 19 дюймов, © Фото: The Solomon R. Фонд Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж
Марина Абрамович, Очистка зеркала № 1 , 1995, пятиканальная видеоинсталляция со сложенными друг на друга мониторами, со звуком, общий размер: 284,48 x 62,23 x 48,26 см, 112 x 24 1/2 x 19 дюймов, © Фото: The Solomon R. Фонд Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, р-н. RMN-Grand Palais / Фонд Соломона Р. Гуггенхайма / Художественный ресурс, Нью-Йорк, © ADAGP, Париж


Артистка демонстрирует психологическую и физическую выносливость публики, а также насилие над телом, что позволяет оторваться от культурных условий, особенно во всей серии выступлений, проведенных с ее партнером, немецким художником Улай, в период с 1976 по 1988 год.

Начиная с 1980-х годов, ее работы стали более символичными, и «Любовники» (1988) знаменуют собой развязку их совместной работы: каждая пара прошла 2000 километров Великой Китайской стены, встретившись посередине. 

Марина Абрамович 1997 год «Балканское барокко»
Марина Абрамович 1997 год «Балканское барокко»

В 1997 году «Балканское барокко» было награждено Золотым львом на Венецианской биеннале. Рассматривая свою работу как форму духовного очищения и разоблачения ужасов войны в бывшей Югославии, художница, столкнувшись с потоком жестоких изображений в СМИ, верила в умиротворяющие и искупительные достоинства искусства. 

Марина Абрамович, Губы Томаса , 1975
Марина Абрамович, Губы Томаса , 1975

Еще один аспект деятельности Абрамович в 2000-е годы — работа с самой концепцией перформанса, его экспонирования и сохранения в истории искусства. В частности, художница работает с молодыми исполнителями над реперформансами собственных произведений. 

Энергия покоя, 1980 Марина Абрамович и Уве Лейсипена
Энергия покоя, 1980 Марина Абрамович и Уве Лейсипена

В перформансе «Семь легких пьес» (2005, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) Абрамович в течение семи дней по семь часов воспроизводила пять перформансов других художников («Давление тела» Брюса Наумана, 1974; «Постель для семени» Вито Аккончи, 1972; «Генитальная паника» Вали Экспорт, 1969; «Подготовка, первая из трех фаз автопортрета(ов)» Джины Пейн, 1973; «Как объяснить живопись мертвому зайцу» Йозефа Бойса, 1965) и два собственных («Губы Томаса», 1975 и «Вход на другую сторону», 2005).

       Крупнейшая ретроспектива Марины Абрамович The Artist is Present прошла в 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке.  Помимо основной экспозиции Абрамович представила новый перформанс: на протяжении всего времени работы выставки зрителям была дана возможность сесть напротив художницы и сколь угодно долго смотреть ей в глаза (многие не выдерживали больше десяти минут, и к тому же начинали плакать). В 2011 году в расширенном виде и под названием «В присутствии художника» эта ретроспектива повторена в Центре современной культуры «Гараж» в Москве.

В присутствии художника 2011 Марины Абрамович
В присутствии художника 2011 Марины Абрамович

Ее документальный фильм «Художник присутствует» (106 минут) (2010) получил множество наград.  Ее работы демонстрировались во многих странах мира, а в 2011 году она приняла участие в опере «Жизнь и смерть Марины Абрамович», поставленной по мотивам ее собственной жизни Робертом Уилсоном с участием Уиллема Дефо в рамках Манчестерского международного фестиваля.

Источник: Статья Фабьен Дюмон  

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.