volynko wrote in lovers_of_art

Categories:

Поль Синьяк художник-неоимпрессионист

Автопортрет.  Поль Синьяк, 1890, 65.7 × 80 см
Автопортрет. Поль Синьяк, 1890, 65.7 × 80 см

11 ноября 1863 года родился Поль Синьяк (в Париже), французский художник-неоимпрессионист, автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал.

Крепкая любящая семья (единственным ребенком в семье был Поль), отсутствие финансовых проблем и поддержка близких создали достаточно прочный внутренний фундамент, который позволял воспринимать такие моменты именно как неприятные (это бывает практически со всеми), а не какие-то. главные вещи. Отец Поля был владельцем магазина и сумел обеспечить свою семью, чтобы они не были нужны даже после его смерти - он умер, когда его сыну было 17 лет. 

Красный чулок, Поль Синьяк, 1883 частная коллекция, 61 x 46 см
Красный чулок, Поль Синьяк, 1883 частная коллекция, 61 x 46 см

Сначала мать не в восторге от пути, избранного сыном, тем более, что он хорошо учился и вообще привлекал внимание учителей-гуманитариев с особым талантом и мог получить более «разумную» профессию. Но после окончания Коллежа Роллен, Поль сказал, что его интересует только живопись. Он даже не хотел слышать о Школе изящных искусств; академизм ему не нравился. «Если нет, пусть будет так», - решила мать Поля Синьяка и вскоре стала самой ярой поклонницей его искусства.

В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов. В качестве официального курса обучения он какое-то время посещал студию Эмиля Бина, но очень пренебрежительно отзывался о том периоде. Однако он считал свои посещения выставок импрессионистов и магазинов маршанов (которые очень поддерживали авангардное движение) очень важными и необходимыми. 

Чарльз Торке, увиденный со спины Поль Синьяк, 1883 частная коллекция. 92.5 x 65 см
Чарльз Торке, увиденный со спины Поль Синьяк, 1883 частная коллекция. 92.5 x 65 см


«Чарльз Торке, увиденный со спины» — эта картина, типичная для периода импрессионизма в творчестве молодого художника, была написана в семейном доме Синьяка на улице Рю де Пари в Аньере. Широкие мазки кисти на холсте напоминают стиль Мане и Кайботта. Чистые и яркие тона синего и зеленого также встречаются на морских пейзажах Пор-ан-Бессен, написанных художником в том же году.

Дорога из ЖенвильеПоль Синьяк, 1883, 73 × 91.5 см Musee d'Orsay, Париж
Дорога из ЖенвильеПоль Синьяк, 1883, 73 × 91.5 см Musee d'Orsay, Париж
Модистки Поль Синьяк, 1885-1886Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих 116х89 см
Модистки Поль Синьяк, 1885-1886Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих 116х89 см

Поль  в 1884г. участвовал в создании «Общества независимых художников», где познакомился с Жоржем Сёра, с которым разработал живописную технику «пуантилизма». Техника - метод рисования, при ко маленькие, отчетливые цветные точки наносятся в узоры для формирования изображения. Это движение также называлось дивизионизмом и неоимпрессионизмом. Сёра и Синьяк предпочли последнюю версию больше, чем другую (Синьяк даже написал портрет искусствоведа Феликса Фенеона, который также ввел термин «неоимпрессионизм»). 

Портрет Феликса Фенеона Поль Синьяк, 1890, 73.5 × 92.5 см Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.
Портрет Феликса Фенеона Поль Синьяк, 1890, 73.5 × 92.5 см Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

 Будучи верным другом и поклонником Жоржа Сёра, Поль Синьяк был обезоружен внезапной преждевременной смертью лидера неоимпрессионизма. Он многое сделал для того, чтобы Сёра не забыли - он разобрал свои картины, устроил несколько ретроспективных выставок и вскоре в 1899 написал трактат «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма », ставшую сводом правил художников нового направления.

АЗС в Клиши Поль Синьяк, 1886, 65 × 81 см Национальная галерея Виктории, Мельбурн
АЗС в Клиши Поль Синьяк, 1886, 65 × 81 см Национальная галерея Виктории, Мельбурн

В своей книге Синьяк так описывал новый метод: 

Неоимпрессионист, следуя советам Делакруа, не начнет холст, не решив заранее, как и что на нем разместить... Доминирующая линия будет горизонтальной для выражения спокойствия, восходящей – для выражения радости и нисходящей – для выражения печали; все промежуточные линии будут выражать все другие чувства в их бесконечном разнообразии. С этой игрой линий соединяется не менее выразительная и разнообразная игра красок: восходящим линиям соответствуют теплые цвета и светлые тона; нисходящим линиям будут соответствовать холодные оттенки и темные тона..»
«Берег реки, Лез Андели» 1886, Поль Синьяк музей Орсе, Париж, 65.3 x 81.5 см
«Берег реки, Лез Андели» 1886, Поль Синьяк музей Орсе, Париж, 65.3 x 81.5 см

Из десяти картин, созданных Синьяком летом 1886 года в деревне Лез-Андели, четыре работы были показаны на выставке Салона Независимых 1887 года. «Берег реки, Лез Андели» в этой картине, как и в других выставочных работах, Синьяк воспроизводит так полюбившиеся ему мотивы Лез-Андели: сверкающая вода с отраженными в ней деревьями и пятнисто-облачное небо. Также можно заметить красные крыши домов, поросший зеленой травой берег реки и далекий замок Шато-Гайар, в котором когда-то жил Ричард Львиное Сердце. В центре картины Синьяк разместил миниатюрную фигуру человека, сидящего на небольшом причале, а на переднем плане - часть пришвартованной лодки. Покой и чувство вечности пронизывают это произведение.

Площадь Клиши Поль Синьяк, 1887, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дерево, масло. 27.3 x 35.6 см
Площадь Клиши Поль Синьяк, 1887, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дерево, масло. 27.3 x 35.6 см

Однако, отдав должное своему наставнику, сам художник вскоре после смерти Сёра расстался с неоимпрессионизмом

Я все больше ненавижу мелкие точки и сухость

, - написал он через несколько лет. 

Бульвар КлишиПоль Синьяк, 1887, 48.1 × 65.6 см Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис
Бульвар КлишиПоль Синьяк, 1887, 48.1 × 65.6 см Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис

Весной 1886 года выполненные в новой манере картины Синьяка вместе с большой картиной Жоржа Сёра были показаны на 8-й выставке импрессионистов в Париже. Синьяк много лет спустя писал, что они назвали себя неоимпрессионистами

«вовсе не потому, чтобы воспользоваться успехом импрессионистов... но для того, чтобы отдать должное усилиям предшественников и отметить, при различии способов, общность цели».
Завтрак или столовая Поль Синьяк, 1887, 89 × 115 см Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Завтрак или столовая Поль Синьяк, 1887, 89 × 115 см Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

В картине «Завтрак или столовая» художник написал о дедушку, мать и горничную. В его портретах не встречаются тщательно прорисованные. Однако в данном случае Синьяк мастерски показал психологические характеристики персонажей, детализируя не портреты как таковые. В позе человека, стоящего во главе стола, его сильный профиль, сжатый в кулак, ощущался руками власти, привычкой подчиняться другим, возможно, тирании. Его нельзя отливать из бронзы! Лицо женщины неотличимо, единственное, в чем можно быть уверенным, что ее глаза опущены. Ее фигура выражает смирение, послушание, возможно, даже робость. Несмотря на то, что они сидят не так далеко друг от друга, кажется, что их разделяет большое расстояние. Он на передовой, она где-то на заднем дворе.

Во времена гармонии. Золотой век не в прошлом, а в будущем. Поль Синьяк, 1893-1895 Городская мэрия, Монтрёй 310 x 410 см
Во времена гармонии. Золотой век не в прошлом, а в будущем. Поль Синьяк, 1893-1895 Городская мэрия, Монтрёй 310 x 410 см

В очередной раз Синьяк продемонстрировал, что дивизионизм может быть использован для монументально-декоративной живописи. Синьяк отказался от изображения парижского общества 1880-х годов на досуге в пользу идеального сельского общества.  Композиция Синьяка идет слева направо, придерживаясь теории Чарльза Генри об ориентации линий для выражения счастья.

Сен-Тропе. Фонтан де Лис Поль Синьяк, 1895, 65 × 81 см
Сен-Тропе. Фонтан де Лис Поль Синьяк, 1895, 65 × 81 см

Пройдя через технику пуантилизма и отказавшись от нее, Синьяк обрел собственный стиль. Чаще всего он продолжал следовать научной теории сочетания контрастных цветов как способа создания света, но заменял маленькие точки более крупными, квадратными мазками. 

Дьяблере. Поль Синьяк 1903, 64 × 80 см, Частная коллекция
Дьяблере. Поль Синьяк 1903, 64 × 80 см, Частная коллекция

Неоимпрессионизм родился в переломный период развития французского искусства, когда передовое направление в живописи – импрессионизм – распадалось как целостное явление, каждый из импрессионистов стремился обрести индивидуальную манеру; в литературе тех лет символизм шел на смену натурализму.

Порт Круа-де-Ви. Поль Синьяк, 1929, 20.3 × 28.6 см частная коллекция
Порт Круа-де-Ви. Поль Синьяк, 1929, 20.3 × 28.6 см частная коллекция

В позднем своем творчестве Синьяк в реалистическом ключе пишет виды многих городов – Венеции, Генуи, Константинополя, Роттердама, виды портов Франции.

Городская площадь Поль Синьяк, 1925, 22.8 × 29.7 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Городская площадь Поль Синьяк, 1925, 22.8 × 29.7 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Всю свою жизнь художник сочетал творческую работу с активной общественной деятельностью. Он был председателем «Общества независимых художников», девизом которого было: «Ни жюри, ни премий».
Награждён Орденом Почётного легиона (1911).

Вход в порт Ла-Рошель. Поль Синьяк, 1921, Музей Орсе, Париж 130 x 162 см
Вход в порт Ла-Рошель. Поль Синьяк, 1921, Музей Орсе, Париж 130 x 162 см

Скончался Поль Синьяк 15 августа 1935 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Источник: Статья Алены Есауловой

Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета. 

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.