
Комедия дель арте (commedia dell'arte), или комедия масок - вид итальянского народного, площадного и уличного, театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров в масках. Каждая маска изображала собирательный образ своего персонажа: богатый купец, он же скупой старик, - Панталоне, Кассандро или Уберто; первый дзанни (zanni - слуга) - умный слуга - Бригелла или Ковьелло; второй дзанни - глупый слуга - Арлекин, Труффальдино или Пульчинелла; девушка-дзанни - Коломбина или Смеральдина; и так далее. Количество масок в комедии дель арте очень велико - всего их насчитывается более ста.
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства и где впервые присутствовали элементы режиссуры - эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капокомико (capocomico).

Карел Дюжарден - Les Charlatans - Представление комедии дель арте - 1657
Карел Дюжарден (Karel Dujardin), (1622, Амстердам - 1678, Венеция), - нидерландский художник и гравёр. Он побывал в Италии и проживал в Лионе. В 1656 году он участвовал в создании общества "Pictura" в Гааге. Позднее он некоторое время проживал в Амстердаме, потом уехал в Италию и умер в Венеции.



Примечание. Веризм (il verismo, от слова vero - истинный, правдивый) - стиль в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX - начала XX веков.
Отец Руджеро Леонкавалло служил судьёй, мать происходила из семьи неаполитанских художников и скульпторов д’Аурио.
С восьми до шестнадцати лет Руджеро учился в Неаполитанской консерватории по классу композиции и по классу фортепиано, а в 1878 году окончил литературное отделение Болонского университета и получил звание доктора литературы.
В юности будущий композитор был отличным пианистом-аккомпаниатором. Как аккомпаниатор он гастролировал в Англии, Франции, Германии, Голландии, Египте. Некоторое время работал учителем пения, продолжая при этом сочинять музыку.
За свою жизнь Леонкавалло написал более двадцати опер, самая популярная из которых - "Паяцы". Интересно, что одну из своих опер - "Цыгане" - Леонкавалло написал на сюжет одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Но ни одна опера не имела такого успеха, как "Паяцы", первая из написанных композитором. Кроме опер перу Леонкавалло принадлежат: оперетта, балет, романсы, песни, фортепианные и симфонические произведения. Леонкавалло был либреттистом большинства своих опер - его считали величайшим итальянским либреттистом своего времени.
Леонкавалло умер 9 августа 1919 года. Его похороны состоялись два дня спустя, на них присутствовали сотни человек, в том числе и давний соперник в музыке композитор Джакомо Пуччини (1858-1924).

В 1892 году Руджеро Леонкавалло написал оперу "Паяцы" на своё собственное либретто. Премьера оперы состоялась в Милане 21 мая 1892 года. Оркестром дирижировал великий Артуро Тосканини (1867-1957).
Сюжет "Паяцев", по утверждению композитора, восходит к его собственным детским воспоминаниям: его отец, работавший судьёй, будто бы разбирал подобное судебное дело. Музыковеды, однако, полагают, что сюжетная основа оперы заимствована из пьесы Катюля Мендеса (1841-1909), которую Леонкавалло мог видеть в 1887 году, когда жил в Париже. Первоначальное название оперы - "Паяц" (Il Pagliaccio). Единственное число - "Паяц", было заменено на множественное - "Паяцы", непосредственно перед премьерой, после того, как певец Виктор Морель - исполнитель партии Тонио - заявил, что петь в опере не будет, поскольку её название не включает его персонажа.
Главные действующие лица этой оперы - странствующие комедианты - имеют и свои обычные имена, и имена масок театра дель арте, в образах которых они выступают на сцене:
Канио (на сцене - Паяц), хозяин труппы странствующих комедиантов;
Недда (на сцене - Коломбина), его жена;
Беппо, актёр труппы (на сцене - Арлекин).
Тонио, актёр труппы (на сцене - Таддео), однако именно он выступает в прологе в роли такого же Паяца, как и Канио.
Коломбина и Арлекин - традиционные маски театра дель арте.


Статуэтка "Коломбина"
Великобритания - Crown Staffordshire
Паяц это прототип Пьеро - персонажа из французского народного ярмарочного театра. Этот персонаж возник в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, был одет в широкую крестьянскую рубаху. Ему соответствует Педролино из итальянской комедии дель арте - ловкий и изворотливый, однако часто попадающий впросак слуга. В отличии от Педролино, Пьеро приобрёл бОльшую популярность, став героем множества произведений искусства.

Статуэтка "Пьеро"
Австро-Венгрия - 1913
В опере есть ещё действующие лица, не входящих в группу масок комедии дель арте:
Сильвио, молодой крестьянин, - любовник Недды.
Два крестьянина.
В опере "Паяцы" всего два акта и сюжет её незамысловат. Главный герой - Канио, он же Паяц - патологический ревнивец, такой же, как шекспировский Отелло, только с той разницей, что причина для ревности у него, в отличие от Отелло, была. Есть в опере и свой Яго - это актёр Тонио, влюблённый в Недду, жену Канио. С его подачи Канио узнал, что жена, мало того, что неверна ему, так она вообще хочет бросить его ради любовника. Он пытается узнать у жены имя её избранника, но тщетно. Несмотря на личные переживания, Канио вынужден выйти на сцену и изображать Паяца - такого же рогоносца, как и он сам в жизни. В какую-то минуту он теряет власть над собой и, воспринимая театральную ситуацию, как жизненную, убивает свою жену Недду-Коломбину. Любовник Недды, молодой крестьянин Сильвио, пытается спасти свою возлюбленную, но и он становится жертвой обезумевшего ревнивца.
Зрители, крестьяне Монтальто, сбегаются к подмосткам. Канио, осознавая тяжесть своего кровавого поступка, выпускает из рук нож. Тонио объявляет публике: "Комедия окончена!" (La comedia è finita!).

Музыка оперы великолепна и практически вся разобрана на цитаты.
Руджеро Леонкавалло - Пролог к опере "Паяцы"
Тонио (Таддео в разыгрываемом спектакле) - Юрий Мазурок
1971
Специально взяла эту арию в исполнении на русском языке, чтобы создать необходимую атмосферу, тем более, что поёт её замечательный советский оперный певец - народный артист СССР Юрий Антонович Мазурок (1931-2006). Имела счастье слушать его на сцене Львовского оперного театра, жаль, что пел он там очень непродолжительное время.
Герой оперы Тонио тоже Паяц-Пьеро, как и Канио, поэтому можно понять первого исполнителя этой партии Виктора Мореля в его требовании изменить название оперы.

Руджеро Леонкавалло - Ария Недды из оперы "Паяцы"
Поёт - Марина Ребека
Недавно открыла для себя нашу современницу - великолепное сопрано из Риги Марину Ребеку, прошедшую тернистый путь в оперном искусстве от певицы, которую, посчитав бесталанной, не приняли в Латвийскую музыкальную академию, до желанной солистки в Венской и Берлинской опере, Лондонской Королевской опере, в театрах Метрополитен-опера и Ла Скала.

Руджеро Леонкавалло - "Дуэт Тони и Недды" из оперы "Паяцы"
Поют солисты Большого театра СССР:
Тони - Владимир Атлантов
Недда - Галина Калинина
Народный артист СССР Владимир Атлантов и народная артистка РСФСР Галина Калинина - признанные оперные мастера, жаль, что запись обрывается, не дойдя до конца дуэта. Поэтому разместила ещё одно исполнение этого дуэта во время спектакля в миланском театре Ла Скала.
Руджеро Леонкавалло - "Дуэт Тони и Недды" из оперы "Паяцы"
Спектакль театра Ла Скала - Милан - 2011
Тони - Амброджо Маэстри
Недда - Оксана Дыка
Оксана Дыка (Дикая в переводе на русский) - современная украинская оперная певица, выступающая на самых престижных оперных сценах мира.

Руджеро Леонкавалло - "Дуэт Сильвио и Недды" из оперы "Паяцы"
Фрагмент фильма-оперы "Паяцы"
Режиссёр - Франко Дзеффирелли
Сильвио - Альберто Ринальди
Недда - Тереза Стратас
Тереза Стратас - знаменитая канадская оперная певица греческого происхождения, в рекомендациях не нуждающаяся.

Руджеро Леонкавалло - Ария Канио из оперы "Паяцы"
Фрагмент из кинофильма "Серенада большой любви" (1959)
Поёт - Марио Ланца
Великий американский тенор итальянского происхождения Марио Ланца (1921-1959) поёт знаменитую арию "Смайся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь..." из оперы "Паяцы".

Статуэтка "Пьеро"
Германия - Katzhutte - 1920-1930

Великолепное исполнение серенады Арлекина двумя великими советскими оперными певцами: Лемешевым и Козловским.
Руджеро Леонкавалло - Серенада Арлекина из оперы "Паяцы"
Поют - Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977) - видео слева, и Иван Семёнович Козловский (1900-1993) - видео справа.
В первом видео музыку дополняет видеоряд из картин Константина Андреевича Сомова (1869-1939), которые как раз в тему.

Статуэтки "Арлекин" и "Коломбина"
СССР - Конаковский фаянс - автор Н.И.Туленкова

Руджеро Леонкавалло - Финал оперы "Паяцы"
Канио - Марио дель Монако
Недда - Габриэлла Туччи
1961

Руджеро Леонкавалло - Финал оперы "Паяцы"
Metropolitan Opera - 1978
Канио - Пласидо Доминго
Недда - Тереза Стратас


Эти две маски и их пассия Коломбина, либо их прототипы, стали очень популярны в конце XIX - начале XX века в артистической, в широком смысле этого слова, среде. Произведений искусства, в которых присутствуют эти герои, множество. Даже Алексей Николаевич Толстой в своей сказке для детей "Золотой ключик, или Приключения Буратино" вывел на сцену повествования этих персонажей.
Песенка Пьеро из кинофильма "Приключения Буратино" (1976)
Алексей Рыбников на слова Булата Окуджавы
Пьеро - Роман Столкарц
Поёт - Татьяна Осмоловская
Герман

Название "Серебряный век" пришло уже после завершения самой эпохи. Понятие возникло в среде русской эмиграции и изначально было соотнесено с "Золотым веком" пушкинской эпохи (первая треть XIX века), оценивая в ретроспективе ушедшее время как второй расцвет русской культуры вслед за Золотым веком.
В связи с вышесказанным неудивительно, что в русской поэзии и в изобразительном искусстве того времени маски дель-арте стали очень популярны. Достаточно обратиться к творчеству художника Константина Сомова. Более того, некоторых представителей Серебряного века стали ассоциировать с масками итальянского театра или же они сами себя с ними ассоциировали.


Только мне всё же кажется, что маски Пьеро, Арлекина и Коломбины не вполне соответствуют этим персонажам. Александр Блок - вовсе не одураченный муж и не банальный рогоносец. Он не жертва трагических семейных отношений, а скорей их виновник. Люба Блок-Менделеева, дочь великого химика - автора периодической системы элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, от брака с Сашей Блоком, с которым они были знакомы с детства, ожидала счастливой семейной жизни: любви, детей и домашнего уюта, но получила взамен пьедестал, но который муж воздвиг её как Прекрасную Даму, и поклонение, в то время, как более земные отношения Александр заводил на стороне и одаривал своим вниманием актрисулёк, звёзд полусвета и просто дамочек с низкой социальной ответственностью, как теперь говорят.
Андрей Белый тоже не вписывается в клише образа Арлекина - его роман с Любовью Дмитриевной, которую он любил, закончился для него неудачно и наложил мрачный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Но самой трагической фигурой в этой троице и отнюдь не простушкой-хохотушкой Коломбиной была Любовь Дмитриевна, любившая мужа, но вынужденная искать живую и тёплую любовь, взамен возвышенного поклонения, на стороне и так её и не нашедшая. Возможно, Александр Блок свою детскую дружбу и привязанность к Любе просто принял за любовь, в то время, как она, оправдывая своё имя, любила его мучительно и страстно. Даже не знаю, какие маски по-настоящему подошли бы им всем - разве что-нибудь из греческих трагедий.


Поль Сезанн - Пьеро и Арлекин
Поль Сезанн (Paul Cézanne), (1839, Экс-ан-Прованс - 1906, Экс-ан-Прованс), - французский живописец, яркий представитель постимпрессионизма.


Андре Дерен - Арлекин и Пьеро - 1924
Андре Дерен (André Derain), (1880, Шату-сюр-Сен, Франция - 1954, Гарш, Франция), - французский живописец, график, театральный декоратор, скульптор, керамист.


Василий Нестеренко - Пьеро и Арлекин
Василий Игоревич Нестеренко (1967, Павлоград, Днепропетровская область, Украинская ССР, СССР) - российский живописец, приобретший известность полотнами на темы русской истории и христианской религиозности. Академик Российской академии художеств (2007), Народный художник Российской Федерации (2004), Заслуженный художник Украины (2008). Лауреат премии ФСБ России (2010). Член Союза художников России (1995).


Тома Кутюр - Арлекин и Пьеро - 1857
Тома Кутюр (Thomas Couture), (1815, Санлис, Франция - 1879, Вилье-ле-Бель, Франция), - французский художник-академист. Представитель классической французской школы, с которой связаны утончённое чувство цвета и полёт творческой фантазии. Благодаря этому, Кутюра называли французским Веронезе.


Сергей Судейкин - Арлекин и Пьеро - Двойной автопортрет - 1927
Сергей Юрьевич (Георгиевич) Судейкин (1882, Санкт-Петербург - 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) - русский театральный художник, сценограф, живописец и график, представитель авангарда.


Константин Сомов (1869 - 1939) - Влюблённый Арлекин - 1912
Константин Андреевич Сомов (1869, Санкт-Петербург - 1939, Париж) - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества "Мир искусства" и одноименного журнала. Академик Императорской Академии художеств.


Статуэтка "Арлекин и Коломбина"
Германия - Hertwig & Co - Katzhutte - 1920-1930


Бобышов Михаил Павлович - Арлекин и Коломбина
Михаил Павлович Бобышов (1885, деревня Погорелое Тверской губернии, Российской империи - 1964, Ленинград, СССР), - российский и советский театральный художник, живописец, график и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), Народный художник РСФСР (1961), профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, член Ленинградского Союза художников.


Статуэтка "Арлекин и Коломбина"
Германия - Hertwig & Co - Katzhutte - 1920-1930


Фрэнк Ксавьер Лейендекер - Коломбина и Арлекин
Фрэнк Ксавьер Лейендекер (Frank Xavier Leyendecker), (1876, Германия - 1924, Нью-Йорк, США), - американский художник-иллюстратор. Был известен своими витражами, плакатами, а также иллюстрациями для журналов и рекламы. Также он рисовал обложки для глянцевых журналов Street & Smith, таких как People's Favorite Magazine и The Popular Magazine.


Фрэнк Ксавьер Лейендекер - Коломбина и Пьеро


Статуэтка "Пьеро и Коломбина"
Чехословакия - Royal Dux Bohemia - 1920-1930


Статуэтка "Пьеро и Коломбина"
Германия - Meissen - начало XX века


Статуэтка "Пьеро и Коломбина"
Германия - E & A. Muller - 1920-1930


Пабло Пикассо - Пьеро и Коломбина - 1900
Пабло Руис-и-Пикассо, полное имя - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso), (1881, Малага, Испания - 1973, Мужен, Франция), - испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.


Леон Лейриц - Скульптура "Пьеро и Коломбина"
Леон Альбер Мария де Лейриц (Leon Albert Marie de Leyritz), (1888, Париж - 1976, Фрежюс, Лазурный берег), - французский художник и скульптор. Автор многочисленных бюстов и памятников. Он также писал фрески и был театральным художником. Леон Лейриц создавал скульптуры для интерьеров в стиле ар-деко.


Федерико Бельтран Массес - Пьеро и дама
Федерико Армандо Бельтран Массес (Federico Armando Beltrán Masses), (1885, Гуайра-де-ла-Мелена, Куба - 1949, Барселона), - испанский живописец, мастер портрета. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле, однако впоследствии он стал писать в стиле модерн, изменив тематику своих картин и используя литературные мотивы.


Статуэтка "Искушение Пьеро"
Италия - ELITE & FABRIS


Бенуа Александр Николаевич - Итальянская комедия
Александр Николаевич Бенуа (Alexandre Benois), (1870, Санкт-Петербург - 1960, Париж), - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения "Мир искусства".

Не могла выбрать одну из трёх нижеприведенных версий постановки оперы "Паяцы" Леонкавалло, ибо каждая интересна по-своему: первой - в миланском театре Ла Скала дирижирует великий Герберт фон Караян; во второй - партии Тонио и Сильвио исполняет великолепный итальянский баритон Тито Гобби, а роль Недды играет совсем ещё молодая Джина Лолобриджида (поёт эту партию Онелия Финески); третья - поставлена знаменитым оперным режиссёром Франко Дзеффирелли, а поют в ней Пласидо Доминго и Тереза Стратас - постоянные партнёры на оперной сцене.
Руджеро Леонкавалло - опера "Паяцы"
Постановка театра Ла Скала - Милан
Дирижёр - Герберт фон Караян
Канио - Джон Викерс
Недда - Райна Кабаиванска
Тонио - Питер Глоссоп
Сильвио - Роландо Панераи

Маска "Коломбина"
Руджеро Леонкавалло "Паяцы" - фильм-опера, Италия (1948)
Режиссёр - Марио Коста
Канио - Афро Поли (поёт Гальяно Масини)
Недда - Джина Лолобриджида (поёт Онелия Финески)
Тонио - Тито Гобби
Сильвио - Тито Гобби
Примечательно, что Тито Гобби играет в этой постановке две роли и поёт две партии.

Маска "Арлекин"
Руджеро Леонкавалло "Паяцы" - фильм-опера, Италия (1982)
Режиссёр - Франко Дзеффирелли
Канио - Пласидо Доминго
Недда - Тереза Стратас
Тонио - Хуан Понс
Сильвио - Альберто Ринальди


Статуэтка "Плачущий Пьеро"
Италия
Community Info