Category:

Десмонд Моррис — художник-сюрреалист

Десмонд Моррис — британский зоолог и этолог, также известен как художник-сюрреалист и автор популярных книг.
Родился 24 января 1928 года в деревне Purton, Северный Уилтшир. 

Десмонд Моррис с носорогом в Лондонском зоопарке, 1965 год Фото: The British Library
Десмонд Моррис с носорогом в Лондонском зоопарке, 1965 год Фото: The British Library

В 1951 году окончил с отличием университет Бирмингема по специальности зоология. В 1954 году защитил в Оксфордском университете кандидатскую диссертацию (D.Phil.) на тему «Репродуктивное поведение десятииглой колюшки». Был нанят Лондонским зоологическим обществом в качестве Куратора млекопитающих в Лондонском зоопарке, но в 1966 году оставил эту должность ввиду разочарования по поводу застоя в зоопарке.

Десмонд Моррис впервые обратил на себя внимание общественности в 1950-х гг. как ведущий телевизионной программы Zoo Time на канале ITV, и получил всемирную известность в 1967 году как автор книги "Голая обезьяна".

Скандальная «Голая обезьяна» — ярчайший символ эпохи шестидесятых, оказавшая значительное влияние на формирование взглядов западного социума
Скандальная «Голая обезьяна» — ярчайший символ эпохи шестидесятых, оказавшая значительное влияние на формирование взглядов западного социума

Книга предлагает нетрадиционный взгляд на человеческий вид. Она выводит на первый план характерные черты человека, которые подобны свойствам животных, отмечая наше сходство с обезьянами, а также объясняет формирование особенностей человеческого поведения как эволюционный ответ охотника-собирателя на вызовы доисторической жизни.

В куда меньшей степени он известен как художник-сюрреалист. Его первая персональная выставка прошла в библиотеке города Суиндон в далеком 1948 году. Вскоре он сблизился со многими европейскими живописцами, критиками и прочими деятелями искусств. В Лондоне он впервые выставлялся с самим Максом Эрнстом. Впрочем, художественное творчество особой славы ему не принесло, он так и остался в статусе по-своему любопытного, но все же дилетанта. Моррис так же автор книги — «Сюрреалисты в жизни». Основу книги составляют очерки о 32 художниках: как о безусловных сюрреалистах (вроде Андре Бретона или Сальвадора Дали), так и о тех, кого лишь с огромной натяжкой можно отнести к этому движению: Фрэнсис Бэкон, Генри Мур, Пабло Пикассо. .  

Моррис так же автор книги — «Сюрреалисты в жизни»
Моррис так же автор книги — «Сюрреалисты в жизни»

Из аннотации к книге:

Во всей истории искусства нет другого художественного движения, в котором соседствовали бы два таких разных художника, как Магритт и Миро. Дело в том, что по своим истокам сюрреализм является не столько художественным движением, сколько философской концепцией. Это был всеобъемлющий образ жизни и деятельности - протест против истеблишмента, развязавшего ужасающе кровопролитную Первую мировую войну. Не пытаясь анализировать работы сюрреалистов, известный писатель и художник-сюрреалист Десмонд Моррис сосредоточился на сюрреалистах как людях - выдающихся личностях.

В итоге книга, заявленная как биографическое исследование сюрреализма, сама оказывается своего рода произведением сюрреалистического искусства, от первой до последней страницы сотканного из неврозов, болезненной сексуальности и черноватого юмора.

Он рассказывает о научной карьере, своих первых картинах и судьбе молодых художников в интервью с Эмили Зиффер:

Десмонд Моррис "Портрет думающей девушки", 1955
Десмонд Моррис "Портрет думающей девушки", 1955
Мне было неинтересно рисовать пейзажи, я решил создать свой личный мир форм и существ

— Где и когда вы начали писать картины? Это было до того, как вы заинтересовались животными? 

Моим первым увлечением было изучение поведения животных. Но я открыл себе мир искусства еще в школе,  тогда же я начал писать картины. С самого начала мне было неинтересно рисовать пейзажи — я решил создать свой личный мир форм и существ. Потом я наткнулся на книгу в школьной библиотеке, в ней было эссе одного из сюрреалистов.
Десмонд Моррис "Титиллятор" 1972
Десмонд Моррис "Титиллятор" 1972
Основные принципы сюрреализма очаровали меня, потому что оно, как движение, подразумевало эксперименты с новыми визуальными формами, можно было позволить подсознанию править бал. Так я начал создавать мир биомедицинских биоморфов, то есть, биологических форм, потому что я как раз уже был увлечен животными. Я не хотел рисовать животных в их естественном обличье. Я хотел использовать свои знания биологических форм и процессов развития, того, как животные растут и меняются, как микроскопические организмы приобретают разные формы, чтобы делать на холсте свой личный мир.
Десмонд Моррис "Наблюдатели" 1973
Десмонд Моррис "Наблюдатели" 1973

— Какой совет вы бы дали молодым художникам?

Сегодня все правила уже нарушили, люди приняли, что искусство может выглядеть по-другому. Художнику в 21 веке позволено делать все что угодно. Нет ничего, против чего можно было восстать. Они могут рисовать чистый холст, холст со странными изображениями, теперь все приемлемо. Как молодой художник сегодня может сделать новое заявление? Это стало проблемой для них. Современному молодому художнику довольно трудно найти новую форму выражения, которая позволяет им сказать: «Я не как все».
Десмонд Моррис "Красная гвардия" 1986
Десмонд Моррис "Красная гвардия" 1986
Мне кажется, что единственный способ, которым молодой художник сегодня может сделать себе имя, — это иметь личный, эксцентричный стиль. Мой совет — забейте на прошлое. Найдите личную страсть или одержимость и превратите это в свой стиль. Будьте индивидуалистами, потому что художественные движения уже стали делом прошлого. Все главные восстания позади и вы можете делать все, что захотите. И это замечательно с одной стороны, но также и довольно пугающе, потому что, нет против чего биться, больше нет повода бунтовать. И поэтому вы должны нащупать свой личный интерес к чему-то, который настолько своеобразный, настолько необычный и личный, чтобы это стало вашим творчеством.
Десмонд Моррис "Старая дилемма" 1988
Десмонд Моррис "Старая дилемма" 1988
Я впервые показал свою сюрреалистическую живопись в 1948 году и с тех пор тщательно избегаю вопросов о том, что значат мои картины. Сомневаюсь, что когда-либо существовал хотя бы один сюрреалист, которому нравилось отвечать на подобные вопросы. Одни отвечали грубо, другие — неопределенно, некоторые — вопросом на вопрос. Если художник-сюрреалист пишет картины, прямо перенося в них образы из своего подсознания, ему должно быть непросто рационально объяснить, что в них происходит. В противном случае его работы, строго говоря, не могут считаться сюрреалистическими — это просто фантастическое искусство, рассказывающее тщательно продуманную эротическую историю. Работу художника-фантаста порой трудно отличить от сюрреалистической картины, но на самом деле она так же близка к сюрреализму, как Дисней к Иерониму Босху.
Десмонд Моррис
Десмонд Моррис

Не так давно Моррису перевалило за 90.

Источник: Десмонд Моррис. Сюрреалисты в жизни. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. 

Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета. 

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.