Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 25.

К Опочивальне примыкают небольшие по размеру Живописный (Палевая диванная) и Резной (Скульптурный) кабинеты. Они создавались для Марии Федоровны — жены Павла Петровича (будущего императора Павла I) и предназначались, соответственно, для занятий живописью и резьбой по кости - отсюда их названия.
В 1781–1783 годах «Уборная Ее Высочества» (великой княгини Натальи Алексеевны), созданная В. И. Нееловым, была разделена по проекту Ч. Камерона деревянной перегородкой.
На ее месте возникли два небольших кабинета великой княгини Марии Федоровны. Первый из них предназначался для занятий живописью и получил название Живописного; во втором великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости, и он именовался Скульптурным.
Золотисто-желтый тон и золоченая отделка стен Живописного кабинета, а также декор дверей сохранились с конца XVIII века.
Крестовый свод, люнеты и фриз были заново расписаны по эскизам В. П. Стасова художником Д. И. Антонелли (1791–1842) в ходе восстановления интерьера после пожара 1820 года.
На стенах Живописного кабинета представлены композиции «Весна» и «Осень» П.-Ш. Тремольера (1703–1739), а также украшавшие некогда Туалетную комнату Екатерины II медальоны, изображающие букеты цветов, работы неизвестного живописца второй половины XVIII века.
Кресла из волнистого клена выполнены в 1820-х годах по рисунку В. П. Стасова в мастерской А. И. Тура и расписаны художником И. Бернаскони.
На столе — светильник-миракль из бронзы и перламутра, изготовленный в петербургской мастерской В. Дегена в 1825 году и в августе того же года подаренный вдовствующей императрицей Марией Федоровной своему сыну, императору Александру I.
Скульптурный кабинет был оформлен по проекту Ч. Камерона одновременно с Живописным, в 1781–1783 годах. Тогда же архитектор соединил Парадную Голубую гостиную и Скульптурный кабинет небольшим коридором.
В оформлении Скульптурного кабинета преобладает рельефный декор. Стены зеленоватого оттенка украшены белыми классицистическими барельефами.
Сводчатый потолок декорирован монохромной росписью, выполненной в технике гризайли. В филенках дверей помещены орнаментальные резные композиции с живописными вставками в виде камей.
На письменном столе-жардиньерке, украшенном акварельными видами Царского Села, выполненными в конце XVIII века, стоит канделябр из золоченой бронзы, изготовленный в 1783 году петербургскими бронзовщиками Ж. Басселье и К. Шперлингом по рисунку Ч. Камерона.
Кресла работы А. И. Тура и люстра золоченой бронзы с граненым хрусталем созданы в начале XIX века.
Особый интерес представляет экспонируемая в кабинете копия первой половины XVII века с картины Пармиджанино (Франческо Маццола, 1503– 1540) «Мадонна с младенцем».
Из Официантской комнаты можно пройти к Церковной (Стасовской) лестнице, которая была построена в 1843–1846 годах архитектором В. П. Стасовым (отсюда — ее современное название) и получила название Церковной благодаря соседству с залом, ведущим в Дворцовую церковь.
До Великой Отечественной войны осмотр Екатерининского дворца начинался от первого крытого подъезда главного фасада здания, расположенного сразу за церковным флигелем, и, войдя в церковный подъезд, посетители оказывались перед Церковной лестницей.
В соответствии с замыслом архитектора ее стены были украшены четырьмя большими полотнами французского художника XVIII века Г. Робера (1733–1808) и двумя композициями П. Лемера (около 1612–1688), полученными из собрания Императорского Эрмитажа.
В годы Великой Отечественной войны Церковная лестница была разрушена, а картины — похищены.
Работы П. Лемера в 1947 году обнаружили среди множества вывезенных из СССР в Германию произведений искусства в Кенигсберге и наряду с другими царскосельскими шедеврами вернули в музей.
Три из недостающих полотен Г. Роббера были получены (как и первоначально) из Эрмитажа и, наконец, четвертую картину реставраторы воссоздали по довоенной иконографии.

К Опочивальне примыкают небольшие по размеру Живописный (Палевая диванная) и Резной (Скульптурный) кабинеты. Они создавались для Марии Федоровны — жены Павла Петровича (будущего императора Павла I) и предназначались, соответственно, для занятий живописью и резьбой по кости - отсюда их названия.
Живописный кабинет.
Скульптурный и Живописный кабинеты
В 1781–1783 годах «Уборная Ее Высочества» (великой княгини Натальи Алексеевны), созданная В. И. Нееловым, была разделена по проекту Ч. Камерона деревянной перегородкой.
На ее месте возникли два небольших кабинета великой княгини Марии Федоровны. Первый из них предназначался для занятий живописью и получил название Живописного; во втором великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости, и он именовался Скульптурным.
Живописный кабинет. 1780-е гг. Архитектор Камерон Ч.
Золотисто-желтый тон и золоченая отделка стен Живописного кабинета, а также декор дверей сохранились с конца XVIII века.
Крестовый свод, люнеты и фриз были заново расписаны по эскизам В. П. Стасова художником Д. И. Антонелли (1791–1842) в ходе восстановления интерьера после пожара 1820 года.
На стенах Живописного кабинета представлены композиции «Весна» и «Осень» П.-Ш. Тремольера (1703–1739), а также украшавшие некогда Туалетную комнату Екатерины II медальоны, изображающие букеты цветов, работы неизвестного живописца второй половины XVIII века.
Кресла из волнистого клена выполнены в 1820-х годах по рисунку В. П. Стасова в мастерской А. И. Тура и расписаны художником И. Бернаскони.
На столе — светильник-миракль из бронзы и перламутра, изготовленный в петербургской мастерской В. Дегена в 1825 году и в августе того же года подаренный вдовствующей императрицей Марией Федоровной своему сыну, императору Александру I.
Скульптурный кабинет.
Скульптурный кабинет был оформлен по проекту Ч. Камерона одновременно с Живописным, в 1781–1783 годах. Тогда же архитектор соединил Парадную Голубую гостиную и Скульптурный кабинет небольшим коридором.
Скульптурный кабинет. 1780-е гг. Архитектор Камерон Ч.
В оформлении Скульптурного кабинета преобладает рельефный декор. Стены зеленоватого оттенка украшены белыми классицистическими барельефами.
Сводчатый потолок декорирован монохромной росписью, выполненной в технике гризайли. В филенках дверей помещены орнаментальные резные композиции с живописными вставками в виде камей.
На письменном столе-жардиньерке, украшенном акварельными видами Царского Села, выполненными в конце XVIII века, стоит канделябр из золоченой бронзы, изготовленный в 1783 году петербургскими бронзовщиками Ж. Басселье и К. Шперлингом по рисунку Ч. Камерона.
Кресла работы А. И. Тура и люстра золоченой бронзы с граненым хрусталем созданы в начале XIX века.
Особый интерес представляет экспонируемая в кабинете копия первой половины XVII века с картины Пармиджанино (Франческо Маццола, 1503– 1540) «Мадонна с младенцем».
Стасовская лестница .
Из Официантской комнаты можно пройти к Церковной (Стасовской) лестнице, которая была построена в 1843–1846 годах архитектором В. П. Стасовым (отсюда — ее современное название) и получила название Церковной благодаря соседству с залом, ведущим в Дворцовую церковь.
До Великой Отечественной войны осмотр Екатерининского дворца начинался от первого крытого подъезда главного фасада здания, расположенного сразу за церковным флигелем, и, войдя в церковный подъезд, посетители оказывались перед Церковной лестницей.
В соответствии с замыслом архитектора ее стены были украшены четырьмя большими полотнами французского художника XVIII века Г. Робера (1733–1808) и двумя композициями П. Лемера (около 1612–1688), полученными из собрания Императорского Эрмитажа.
В годы Великой Отечественной войны Церковная лестница была разрушена, а картины — похищены.
Работы П. Лемера в 1947 году обнаружили среди множества вывезенных из СССР в Германию произведений искусства в Кенигсберге и наряду с другими царскосельскими шедеврами вернули в музей.
Три из недостающих полотен Г. Роббера были получены (как и первоначально) из Эрмитажа и, наконец, четвертую картину реставраторы воссоздали по довоенной иконографии.
Community Info